Совместная образовательная деятельность по ФЦКМ в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шимкус Екатерина Сергеевна

Программное содержание

  • Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи).
  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Познакомить детей с перелетными птицами( утки, ласточки, лебеди, журавли и т.д.)
  • Выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.)
  • Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preletnye_ptitsy.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района

Санкт-Петербурга

Совместная образовательная деятельность по Формированию целостной картине мира

в подготовительной к школе группе

тема: «Перелетные птицы»

Составила и провела

Погребенко Екатерина Сергеевна

2014 год

Предварительная работа

Наблюдение за птицами во время прогулки;

Чтение стихов и рассказов;

Отгадывание загадок о птицах.

Изготовление кормушек.

Рассматривание энциклопедии «Птицы» и беседы с детьми.

Программное содержание

  • Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи).
  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Познакомить детей с перелетными птицами( утки, ласточки, лебеди, журавли и т.д.)
  • Выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.)
  • Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Материалы для занятия

предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, макет скворечника на дереве со скворцом для закрепления предлогов, наглядное пособие «солнце», карточки для самостоятельной работы детей; глобус

Ход Занятия

Воспитатель:

Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети: 

Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель:

В природе существует большое разнообразии птиц.

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

 Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Игра «Чем питаются птицы»

Воспитатель:

 - Чем же питаются птицы?

Дети:

 - Насекомыми, червячками, зернышками, мелкими животными, птенцами, рыбой, плодами, семенами.
Воспитатель:

 - Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами, т.е. насекомыми.
Дети: 

- Это птицы насекомоядные.

Воспитатель:

- А птицы, которые питаются зернами, семечками, растениями? Дети: - Это зерноядные птицы или птицы, которые питаются растительным кормом.
Воспитатель: - А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков, рыбу, лягушек?

 Дети:

 - Это хищные птицы.
- Давайте проверим, знаете ли вы, чем питается каждая птица.
Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных способов питания.
-Ваша задача, провести линию синим карандашом от птицы к корму, которым они питаются.
Дети самостоятельно выполняют задание.

Показ цветных иллюстраций птиц и комментирование:

Воробьи.

Первый постоянный наш сосед.Селится недалеко от жилья человека, либо под крышей дома. Семейная пара образуется на всю жизнь. Имя ему дано за наглый вороватый нрав.

Голубь.

Он обитает в населённых пунктах, Питаются растительным кормом, изредка насекомыми. Обладают повышенным зрением и слухом. Благодаря этому голубь, увезённый на далёкое расстояние, самостоятельно может возвратиться домой, поэтому когда не было ещё почты, они являлись почтальонами.

Ворона.

Гнездится в лесу. В зимнее время слетается в небольшие стаи и Держится ближе к жилью человека. Она вороватая птица. Абсолютно всеядна, может подкараулить птенца, украсть из гнезда яйцо, способна разорять гнёзда, питается грызунами. Она высокоинтеллектуальная птица, роняя грецкий орех на пешеходный переход, дожидается, когда машина раздавит и заберёт лакомство на зелёный сигнал светофора.

Галка.

Названа птица за схожесть с обгоревшей головнёй. Она всеядна, часто в поисках пищи может объединяться с другими птицами. Птенцы-одногодки помогают родителям в кормлении нового потомства, из-за чего часто устраивают ругань. В народе говорят, на ругающихся людей, «раскричались, как галки».

Сорока.

Делает гнездо шарообразной формы, с входом и выходом, из-за длинного хвоста. Хитрая на охоте, постукивая по скворечнику, выманивает птенцов, а в зимний период сама становится добычей для хищных птиц. Стрекот сороки является сигналом об опасности

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети:

 Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель:

Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети:

(Делают предположения)

Воспитатель:

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Грач.

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

Ласточка.

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Скворец.

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Воспитатель:

Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети: (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель:

Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети:

В тёплые страны, на юг.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры:воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Воспитатель:

О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).