Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки и другие емкости и тоскаются с ними, подкармливая их травой и надеясь, что они не вредят этим мельчайшим жителям планеты. Так ли это на самом деле? На решении этой проблемы построена моя образовтельная деятельность по ФЦКМ "Зачем нужны насекомые?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по ФЦКМ

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

«Зачем нужны насекомые?»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Цель: Формирование гуманного, бережного отношение к насекомым

Задачи:

  • Закреплять первичные представления об образе жизни насекомых, их пользе для природы и человека
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь
  • Способствовать развитию крупной и мелкой моторики рук
  • Воспитывать эмоционально - положительное отношения к природе.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Чем полезны насекомые?», кубик с изображением пиктограмм различных настроений, коробка с игрушками насекомых, макеты осенних полянок.

Предварительная работа: Чтение сказок «Как гусеничка друзей искала», «Бабочка и муравей», знакомство с фольклором и стихотворениями о насекомых, просмотр фильма «Муравей Красная точка», дид. игры «Летает-не летает», «Комары и жуки».

Ход:

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Педагог:  Мои юные друзья, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются. Знаете ли вы, какими еще способами можно  здороваться? (Головой). Поздоровайтесь головой. Дети кивают. А еще? А глазами можно? Дети моргают или подмигивают. А руками? (Если дети затрудняются).  Давайте встанем в круг и поздороваемся руками.

Дидактическая игра «Здравствуй, друг!»

Цель: создание и поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе.

Ход игры: Все становятся в два круга напротив друг друга.

Здравствуй друг!       (берут друг друга за руки, зацепляясь четырьмя

                                     пальцами правой руки).

Как ты тут?                 (соединяют большие пальцы правой руки).

Улыбнись мне!           (соединяют мизинцы не отрывая больших).

А я тебе                        (полное рукопожатие).

Очень видеть рад тебя  (в такт соединяются  ладони с хлопком).

Пообщаемся любя!     (соединенными ладонями рисуется большой круг).

Педагог интересуется, какое настроение у детей после такого приветствия. И предлагает присесть на стульчики.

- Ребята, мне сегодня вспомнилась одна история, и я хочу с вами поделиться ею. Я серьезно задумалась о том, как радостное настроение одного, может обернуться слезами другого.

Сегодня утром на площадке ко мне прибежал мальчик Ваня и, показывая коробку, радостно сообщил, что он насобирал в нее коллекцию. Он увлекался насекомыми, любил их разглядывать и поэтому собрал всех, попавшихся ему на глаза, в одну коробку. Ваня с гордостью и радостью всем демонстрировал свою находку…

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

- Как вы думаете, что в это время чувствовали все эти маленькие существа, находясь в коробке? (Им было страшно, тревожно, голодно)

- А какое настроение было у Вани?  (Радостный, счастливый).

- Я в тот момент растерялась и не нашла, что сказать. Как вы считаете, что я должна была посоветовать Ване? (Если дети говорят отпустить, то провокация: Но ведь Ваня любит насекомых, он хочет быть с ними рядом! Затем: Можно за ними наблюдать на улице, в траве, я согласна с вами).

- Вы считаете, что в таком случае и Ваня и насекомые остались бы с хорошим настроением? А вы можете показать, как выглядят ваши счастливые лица? Здорово у вас получается. В таком случае, может быть, поиграем в настроения?

Дидактическая игра «Кубик настроений»

Задача:  закреплять у детей знания эмоций, настроения.

Ход игры: Ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены  пиктограммы с различными эмоциями. Дети определяют эмоцию, оказавшуюся на верхней грани.  Например, гнев. Называют ее. Пытаются ее изобразить.  Тот, кто первый назвал эмоцию, кидает кубик дальше. И так далее. Педагог играет вместе с детьми.

Педагог:

- Интересная игра! Мы вспомнили так много эмоций. Но, по-моему, чуть не забыли о наших насекомых в коробке. Вы сказали, что если Ваня должен их отпустить на траву, и насекомые обрадуются свободе. А если он откажется  выпустить? (Они погибнут). А что может случиться, если все насекомые погибнут? (Ответы детей). А вы знаете, какую пользу приносят насекомые?  (Да).

- Это просто замечательно! В таком случае, может быть, расскажите мне о пользе насекомых, а я передам всю информацию Ване, чтобы убедить его отпустить пленников. (Да) Какие вы у меня хорошие помощники! У нас в группе есть иллюстрации различных насекомых, давайте посмотрим и подумаем, какую пользу приносят насекомые.

Дети подходят к столу, на котором лежат иллюстрации насекомых, берут их и называют. Педагог интересуется, если мы не знаем чего-то, но хотим узнать, как должны поступить? (Прочитать энциклопедию, спросить у взрослых, поискать в интернете).

- Я предлагаю поиграть с этими насекомыми?

Речевая игра: «Звонкие насекомые»

Летит муха вокруг уха, жжж - водим пальцем вокруг уха.
Летят осы вокруг носа, сссс -  
водим пальцем вокруг носа.
Летит комар, на лоб оп -          
пальцем дотрагиваемся до лба.
А мы его хлоп -                        
ладошкой до лба.
И к уху, зззз -                            
зажимаем кулачок, подносим его к уху.
Отпустим комара? Отпустим!
подносим кулачок ко рту и дуем на него,

                                                    разжимая.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

- Ребята, вы же помните, что у нас сегодня гости. Им наверняка тоже интересно узнать о насекомых и посмотреть на них. Может, нам показать на большом экране, чтобы всем было видно? (Ответы детей)

 Просмотр презентации «Чем полезны насекомые?»

 (Во время просмотра дети рассказывают то, что знают о пользе насекомых, а педагог дополняет их рассказ и задает вопросы, предлагает сделать каждому насекомому комплимент).

  • Пчела является медоносом, источником прополиса, перги, маточного молочка – все эти вещества являются незаменимыми при лечении разных болезней. Кроме этого пчелы замечательные опылители растений. На каком цветке побывает пчела, там завязывается плод.
  • Бабочка. Самая красивая миссия у бабочки – радовать своей красотой, ведь бабочки – они как маленькие летающие цветочки. Никто не пройдет равнодушно мимо такого живого цветка. И тоже опыляют цветки.
  • Муравей - лучший санитар леса. Засохшие пеньки становятся местом убежища муравьев, они проделывают внутри ходы и древесина быстро разрушается. Погибшие животные и насекомые растаскиваются муравьями в муравейники, где служат им кормом.
  • Стрекоза откладывает личинки в воде, в камышах, которыми питаются рыбки. Кроме того личинки стрекозы поедают личинок жука-плавунца, которые очень прожорливы, и вредят водной растительности.
  • Божья коровка имеет такое название не зря. В разных странах ее называют уважительно за то, что она поедает личинки колорадского жука, тли, которые вредят саженцам.  
  • Гусеница - это личинка красавиц бабочек. И они являются пищей, так же как и все насекомые, для птиц, ящериц, змей. Но существуют такие виды гусениц - тутового шелкопряда, которые плетут шелковую нить. Люди научились использовать коконы для изготовления мягкой ткани – шелка.
  • Кузнечик сродни божьей коровке и также поедает личинки тли  и колорадского жука в тех местах, где их особенно много, сохраняя равновесие в природе. Хотя предпочитает кушать травку.
  • Улитка поедает подгнившие растения. Улитками питаются птицы, хищные животные, и даже в некоторых странах их используют в пищу люди.
  • Паук в своей паутине удерживает и уничтожает других насекомых, которые вредят человеку, например, мух, являющихся переносчиками болезней. Кроме того, является кормом для птиц и мелких животных.
  • Ребята, а комар – полезное насекомое? (ответы детей) предлагаю с ним поиграть:

Пальчиковая игра «Комар»

Дружно пальчики считаем –     Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.                
Поочерёдно сгибают пальцы
Бабочка, кузнечик, муха,           в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?              
Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!

- Ребята, вы очень интересно рассказали о насекомых. Как вы считаете, наш рассказ убедит Ваню отпустить насекомых на свободу? (ответы детей) В таком случае я отправлю Ване эту презентацию с вашими рассказами. Мне кажется, что он отпустит всех насекомых и будет наблюдать за их жизнью в природе.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Педагог: - Мои юные исследователи,  какое сейчас время года? (Осень). Чем заняты насекомые осенью?  (Готовятся к зиме, ищут теплые щели, чтоб уснуть в них до весны). Давайте и мы отпустим насекомых на наши осенние полянки, которые вы изготовили со своими родителями. Дети раскладывают насекомых на макетах полянок. Как вы думаете, понравится им здесь? Как вам кажется, мы точно убедили Ваню отпустить насекомых? Что нового узнали вы сегодня? Чем вам понравилось заниматься сегодня больше всего? Легко ли вам было делать комплименты насекомым? Вы будете радовать комплиментами окружающих людей?

Дидактическая игра «Комплимент»

Задача: научить детей делать комплименты.

Ход игры: Каждый находит себе пару и идет обмен комплиментами по схеме: «Ты мне нравишься, потому что у тебя красивый бантик», «А ты мне нравишься за умение красиво рисовать» …

Педагог предлагает выбрать себе одного из взрослых гостей и сделать им комплимент. А взрослые делают комплименты детям: «Мне очень приятно, что ты это заметил. А еще я...» - делает себе три комплимента о внутренних качествах. Например, «А еще я умная, жизнелюбивая и образованная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие в космос».

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие»с испол...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ПДД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема «Перекресток»

Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения, систематизировать знания детей об устройстве улицы, о знаках и дорожном движении....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ПДД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. КОНКУРС «ПОМОЩНИК ГИБДД»

Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения, систематизировать знания детей об устройстве улицы, о знаках и дорожном движении....