Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : «Грач на горе-весна на дворе».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы ,по ознакомлению с одной из дат народного календаря: " Герасим - грачевник" ,с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-gerasim_grachevnik.docx475.82 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная  образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : «Грач на горе-весна на дворе».

Цель: актуализация словаря детей  по теме “ Весна"через устное народное творчество.

Задачи:1. Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнять и  расширять знания детей о весне, о первом месяце весны – марте, его характерных признаках.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать  умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц, выделять особенности сезонной жизни зимующих  и перелетных птиц, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли.

Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями

(Герасим – грачевник, протальник, капельник, Март- утро года).

Развитие общих речевых навыков ( отгадывание загадки  о граче ).

Развитие зрительного , слухового внимания( определение по звукам: щебет птиц, капель, журчанье ручейка) , логического мышления (творческого воображения; подражательности)

 Способствовать развитию у детей невербальных навыков речи ( мимики, жестов) при создании образа.

Формировать умение интонационно- выразительно воспроизводить слова стихотворного текста.

 Продолжать формировать умение у детей сочетать движения и речь.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания  положительной установки на участие в совместной деятельности  через использование элементов театрализованной игры .

Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран , презентация со слайдами,  мнемотаблицы со стихами, изображение  зимующих птиц и перелётных птиц; картина Саврасова «Грачи прилетели»; магнитофон; аудиозапись с весенними звуками (журчание ручья, птичьи голоса, капель), декорации леса, лужи.

Предварительная  работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе зимой и весной. Рассматривание картинок зимующих и перелётных птиц. Рассматривание  картины Саврасова " Грачи прилетели". Разучивание стихов, пословиц, поговорок, закличек о весне.

Ход  совместной деятельности:

Логопед :Усаживайтесь поудобнее . Послушайте загадку и попробуйте её  

                    отгадать:

                             Дует теплый южный ветер,           C:\Users\Максим\Videos\ветер3.jpg

                             Солнышко все ярче светит.           C:\Users\Максим\Videos\солнце.gif

                              Снег темнеет, тает, тает.                C:\Users\Максим\Videos\снег1.jpg

                              В гости грач к нам прилетает.        C:\Users\Максим\Videos\грач.jpg

                              Что за месяц? Кто узнает?          

                                                                                          C:\Users\Максим\Videos\март1.jpg

  Дети:                     Это месяц март.                                

Логопед:              Верно  Март. Скажите, как в народе называют месяц март?

Дети:                      Его называют «утро года, протальник, капельник».  

Логопед:     Как вы думаете, ребята, почему у марта такие названия?

                               (ответы детей)                            

                              Давайте вспомним пословицы, поговорки о марте  -

                             первом весеннем месяце, о весне.

Дети:                     *Придет март – капельник и весна заплачет.

                              *В марте и сзади и спереди зима.

                              *Весна водой богата.

                              *Зима весну пугает, да все равно тает.

                               *Вода с гор потекла – весну принесла.

 Логопед :  Весна – прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна: тает снег, звенит капель, на деревьях и кустарниках появляются молодые листочки, возвращаются домой перелетные птицы и радуют нас своим пением, радуются весеннему яркому солнцу животные и насекомые, появляются первые цветы. Как красиво говорят в своих стихах об этом времени года поэты. Давайте вспомним стихотворения о  весне, о марте .

( выставляется мнемотаблицы)                         

Дети:1-ый Реб.      Улетела злая вьюга, принесли весну грачи.

                                Побежали друг за другом беспокойные ручьи.

                                 Что такое? В чем же дело?

                                 Небо вдруг заголубело,

                                 И умчались злые стужи…

                                 На дворе – капель да лужи.

                                 Кто же в этом виноват?

                                 Ну, конечно, месяц март.

                               

  2- ой реб.              Солнце в марте ходит выше,

                                 Горячей его лучи.

                                 Скоро капать будет с крыши,

                                 Закричат в саду грачи.            С. Маршак

     

 Двигательные упражнения «Прогулка ».

Логопед : Я предлагаю вам отправится на прогулку в весенний лес.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропинке мы пойдем

Друг за дружкою гуськом.

Ноги выше поднимаем,                        ходят высоким шагом,

В лужи  мы не наступаем.                перешагивая через «лужи»

И снова по тропинке

Мы весело шагаем

                                       

                                     

 Развитие мимики лица

         Логопед:   Вот мы с вами и в лесу . Посмотрите как красиво вокруг.

                             C:\Users\Максим\Videos\март.jpg   C:\Users\Максим\Videos\солнце.gif

Светит солнышко. Расскажите , а что весной делает солнышко?

        Дети: греет, припекает, согревает...

        Логопед: Выглянуло солнышко из-за тучки

                             C:\Users\Максим\Videos\солнце3.gif

 посветило в правый глаз, левый глаз, в оба глаза.

( дети выполняют инструкции  логопеда)

 улыбнулись мы солнышку, но тут солнышко спряталось за тучку и нам всем стало грустно. 

         Логопед: Расскажите мне  ( что делают? ) ручьи...    C:\Users\Максим\Videos\ручей.jpg

                          Снег ( что делает? )                         C:\Users\Максим\Videos\снег темнеет.jpg

                          Сосульки ( что делают?)                 C:\Users\Максим\Videos\сосульки1.jpg

                          Птицы ( что делают?)                      C:\Users\Максим\Videos\птицы4.jpg

          Логопед: А теперь скажите:

                          Зимой снег чистый, а весной... C:\Users\Максим\Videos\снег зимой.jpegC:\Users\Максим\Videos\снег темнеет.jpg

                          Зимой солнце тусклое, а весной... C:\Users\Максим\Videos\солнце зимой.jpgC:\Users\Максим\Videos\солнце весной.jpg                         

                          Зимой дни холодные, а весной...   C:\Users\Максим\Videos\холод3.jpg   C:\Users\Максим\Videos\тепло весной.jpg

                          Зимой погода часто пасмурная, а весной... C:\Users\Максим\Videos\пасмурная погода зимой.jpgC:\Users\Максим\Videos\солнце весной.jpg

Логопед:      Ребята, я вижу, что кто -то ходит между деревьев, отгадайте кто это прилетел к нам?

                              Всех перелетных птиц черней,

                              Чистит пашню от червей.

                              Взад – вперед по пашне вскачь,

                              А зовется птица….грач.

    Дети: грач.                                                         C:\Users\Максим\Videos\грач.jpg       

    Логопед: правильно это грач.                                                 

Первыми к нам из теплых стран прилетают грачи, их так и называют  - вестники весны. Именно с прилетом грачей начинается весна.

«Грач на горе – весна на дворе», - указывает народная примета.  C:\Users\Максим\Videos\грач на горе.jpg

За грачами прилетают скворцы     C:\Users\Максим\Videos\скворец.jpg

 чибисы        C:\Users\Максим\Videos\чибис.jpg

 зяблики        C:\Users\Максим\Videos\зяблик.jpg

 и другие птицы. ( показ картинок)

Неспроста  сегодня мы будем говорить о грачах.

День 17 марта на Руси издавна называли грачевником; Герасим – грачевник.

 C:\Users\Максим\Videos\грач4.jpg

 Потому что в этот день прилетают  грачи и  начинают строить гнезда.

Посмотрите на картину художника Саврасова «Грачи прилетели», где автор изобразил прилет грачей и строительство гнезд.

C:\Users\Максим\Videos\грач3.jpg

( дети рассматривают картину, делятся впечатлениями).

     Логопед: Давайте с вами изобразим прилёт грачей. Вставайте в круг.

        На этой неделе

        Грачи прилетели.                       Летят по кругу

        Хоть трудна была дорога,         Останавливаются, машут руками

       Старший грач прикрикнул

                                         строго:         Грозят пальчиком

       " За работу! Дела много! "          Делают повороты туловищем вправо ,

                                                              влево.

Помни сам, других учи,

        Да по - настоящему:                       Машут крыльями

        Наши черные грачи                        Летят по группе

        Птицы работящие!

Март – первый весенний месяц. Но весна не спешит к нам.

Давайте  позовем весну. Может она нас услышит и поторопится.

( закличка)  

Дети:                    Приди, Весна – красна!

                              Принеси нам тепла!

                              Приди погода ясная!

                              Приди, солнце красное!

                              Приди, Весна с радостью!

                              Приди, Весна с милостью!

Логопед: Услышала нас Весна.        C:\Users\Максим\Videos\весна3.jpg

Зазвенела своими ручейками, защебетала  птичьими голосами. Послушайте.

                               (  дети слушают весенние звуки).    

Логопед: Вот и подошла наша прогулка к концу пора нам возвращаться в детский сад .

Логопед:

В детский садик мы пойдем               Идут змейкой

Друг за дружкою гуськом.

Ноги выше поднимаем,                        ходят высоким шагом,

В лужи  мы не наступаем.                перешагивая через «лужи»

И снова по тропинке

Мы весело шагаем.

Логопед: Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним где мы были с вами, что делали , кого видели, что узнали нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов: «Почему ноябрь пегий?»

Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : ...

«Я пешеход» (непосредственно образовательная деятельность по фцкм с детьми подготовительной к школе группе с использованием современных образовательных технологий).

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.Очень важно с дошкольного возраста формироват...

«Откуда хлеб пришёл» непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием современных образовательных технологий.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками чело...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....

План – конспект образовательной организованной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «Удивительный мир сказок»

Данный конспект позволит не только закрепить знания детьми сказок, сказочных персонажей,, но и способствует развитию связной речи.,умению определять литературные жанры,  Данное занятие проводится...

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)"Играем в школу" Подготовила :Воспитатель Казимбекова Э.Д.

Цель: расширение представлений детей о школе, школьной жизни, атрибутах школьника. Задачи: Образовательные: - закрепить умение детей считать в пределах 20; -закрепить знания о геометрических фиг...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...