Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Природа- наш дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Воспитывать у детей стремление беречь и любить родную природу

Программные задачи:

Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема занятия: «Природа - наш дом»

                                                                                                                             Воспитатель: Муликова Г.Ф.

                                                       

        

                                                       2018г.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема занятия: «Природа - наш дом»

Интеграция областей: «Развитие речи»,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Воспитывать у детей стремление беречь и любить родную природу

Программные задачи:

Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Материалы и оборудование: глобус, рисунки обычного дома и «дома-природа» анимации природных явлений, макет земного шара со следами, штампики, краски,кукла Лесовичок, музыка.

Словарная работа:  глобус, Лесовичок.

                                               Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из другого детского садика. А зовут меня Гульшат Фаритовна. Наши дети попросили меня рассказать про нашу планету Земля, про его природу и научить вас беречь его. И передали вот что (показ глобуса) Что это ребята? Правильно, глобус. Глобус это маленький макет Земли. А на самом деле Земля очень большой и мы в нём живём. Земля медленно вращается, а мы люди этого не замечаем.

 Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: 

Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.)

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух)

А что, даёт дождь? (Дождь питает растения, даёт влагу)

Воспитатель: Как помогает Земле снег? ( Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни)

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? ( Солнце даёт свет всему живому). Но солнце не только светит, что ещё делает? ( От солнца исходит тепло, оно греет).

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

-Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

-Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? Почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить. Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

Ребята,  когда мы надуваем шар,  набираем  много воздуха в наши легкие. Этот воздух превращается в углекислый газ в наших легких. Затем мы его выдуваем в шар и шар каким становиться? (ответ детей) А вы знаете как ещё можно надуть шар? А хотите узнать?(Да)

 Возьмём пластиковую  бутылку нальем  туда уксуса. А в шарик с помощью воронки насыпям 3 ч.л. пищевую соду. Затем шарик оденем на горлышко бутылки.(2 бут. готовиться заранее, а 3 бут. готовиться на глазах детей )

Кто из вас хочет помочь мне поднять шарики вверх и высыпать соду?

Ребята что мы заметили? Правильно шарики стали надуваться.

Это произошло потому, что при смешивание соды и уксуса  преобразовалось углекислый газ и шарики надулись.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.Держит в руке конверт.

Воспитатель: Кто это ребята? Это Лесовичок. Он хозяин леса, который живёт в лесу и наблюдает за порядком. Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось? «Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, сделаем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, на столах лежат у нас штампики ёлок, мы их с помощью кисточки намажем  зеленой краской и  сделаем ёлку. А теперь  с помощью кисточки перечеркнём ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога.  (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие  замечательные запрещающие знаки вы  нарисовали. Куда же вы хотите повесить или приклеить эти запрпрещающие знаки? (Ответы детей) Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

(Лесовичок издаёт звук) Ребята наш Лесовичок очень рад что  вы многому научились, говорит вам спасибо и прощается с вами

Дети прощаются с Лесовичком

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

        Самоанализ занятия по теме: «Природа- наш дом»

Цель: Воспитывать у детей стремление беречь и любить родную природу
Задачи:
Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Занятие проводилось с детьми старшей группы и осуществлялось  в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия с аннимациями, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей  как:
речевое развитие (правила беседы по природным явлениям, сверяли обычный дом с домом природы);познавательное -исследовательское развитие ( провели  опыты, узнали что  вдыхаем воздух, а выдыхаем углекислый газ; при смешивание уксуса и соды тоже прообразовывается углекислый газ и надувается шар); художественно-эстетическое развитие (с приходом Лесовичка выдвинула проблемную ситуацию и  с помощью штампиков  сделали запрещающие знаки)

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

В связи с тем, что детьми мы видимся первый раз были много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиться,  что бы дети сами отвечали на поставленные  вопросы.  Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

ВОЛШЕБНИЦА – ВОДАЦЕЛЬ: расширить знания детей об одной из экологических проблем -загрязнении водного бассейна.ЗАДАЧИ:- способствовать формированию познавательного интереса к экологии своего края...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Воздух и его свойства"

Познакомить детей с воздухом.Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Уход за комнатными растениями, их первая подкормка".

Программное содержание:  Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."

Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1         План-конспект занятия по э...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "В гостях у старичка - Лесовичка"

Тема: «В гостях у старичка - Лесовичка» (с использованием мнемотехники).Программное содержание: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о разнообразном значении леса в жизни человека,...