Экологический проект «Цветы и травы нашего детского сада»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лопатина Екатерина Александровна

Проблема: Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа.

 

Актуальность темы.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Тип проекта – познавательно – исследовательский, краткосрочный
Время проведения:  (2 месяца) июль-август 2017 года

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, родители.

 

Цель проекта:

Для детей – знакомство с многообразием дикорастущих цветов и трав на территории детского сада.

Для воспитателей – формирование представлений о значимости растениий «у нас под ногами» для всего живого на планете через знакомство с миром дикорастущих трав и цветов.

Задачи проекта:

Для детей

1. Узнать названия растений, место их произрастания,  полезные или вредные для человека или животного;

2.   Собрать гербарии растений на территории детского сада;

3. Определить названия растений (с помощью взрослого), используя различные источники, (с помощью метода сравнения образцов с полученными растениями)

4. Совместно с родителями придумать стихотворение или загадку собственного сочинения про одно из найденных растений.
 

Для родителей:

1. Оформить справку-лист про одно из растений с информацией: полное название, место произростания в дикой природе, польза и вред; для оформления атласа растений.

2. Помощь детям  в творческом самовыражении.

3. Помощь в подборе информации.

 

Для воспитателей

  1. Познакомить дошкольников с дикорастущими цветами и травами, произростающими на территории детского сада, с их значимостью.
  2. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
  4. Развитие у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
  5. Развитие речи, творческого самовыражения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atlas.na_sayt.docx703.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» № 9

Экологический проект

«Цветы и травы нашего детского сада»

(средняя группа)

Подготовили:

Воспитатели

Шифер Наталья Николаевна

Корнеева Екатерина Александровна

г.Железногорск

2017 г.

Проблема: Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа.

Актуальность темы.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Тип проекта – познавательно – исследовательский, краткосрочный
Время проведения:  (2 месяца) июль-август 2017 года

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта:

Для детей – знакомство с многообразием дикорастущих цветов и трав на территории детского сада.

Для воспитателей – формирование представлений о значимости растениий «у нас под ногами» для всего живого на планете через знакомство с миром дикорастущих трав и цветов.

Задачи проекта:

Для детей

1. Узнать названия растений, место их произрастания,  полезные или вредные для человека или животного;

2.   Собрать гербарии растений на территории детского сада;

3. Определить названия растений (с помощью взрослого), используя различные источники, (с помощью метода сравнения образцов с полученными растениями)

4. Совместно с родителями придумать стихотворение или загадку собственного сочинения про одно из найденных растений.

Для родителей:

1. Оформить справку-лист для оформления атласа растений про одно из растений с информацией: полное название, место произростания в дикой природе, польза и вред.

2. Помощь детям  в творческом самовыражении.

3. Помощь в подборе информации.

Для воспитателей

  1. Познакомить дошкольников с дикорастущими цветами и травами, произростающими на территории детского сада, с их значимостью.
  2. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
  4. Развитие у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
  5. Развитие речи, творческого самовыражения.

Вопросы, на которые необходимо было найти ответ:

1. Основополагающий вопрос:     – Зачем природа создала так много растений?

2. Проблемные вопросы учебной темы – Что произойдет, если все дикорастущие травы исчезнут?

3. Учебные вопросы – 

Как собрать гербарий?

Какие  травы и цветы  растут на территории детского сада?

Какие  травы и растения (названия, польза) вам уже знакомы?

Какие правила нужно знать при сборе растений?

Оборудование:

1. Справочная литература о дикорастущих травах РФ, Красноярского края (с иллюстрациями)

2. Лупы, ножницы, корзинки для растений

3. Картон, скотч, цветная бумага.

 Ожидаемые результаты:

        В процессе исследовательской деятельности, дошкольники смогут увидеть насколько многообразен мир растений, трав и цветов. (разные по внешнему виду, по своему назначению – есть полезные, а есть опасные для человека).

        Сформируется бережное отношение к природе, и в частности, к тому, что нас окружает каждый день, когда мы входим в мир природы.

          Благодаря созданным условиям совместно с родителями – дети поймут, что книги – это источник знаний.

        Изучение мира природы будет сопутствовать творческому самовыражению.

        Выставка образцов всех найденных растений, трав и цветов детьми.

Продукт, получаемый в результате проекта: АТЛАС трав и цветов нашего детского сада «Под нашими ногами»

Формы и методы реализации проекта:
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы о природе;
• утренние беседы;
• самостоятельная деятельность

• тематическая выставка;
• взаимодействие с семьей. 

Этапы проекта.

Предварительный этап: 

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Изучение имеющейся информации по теме проекта.

4. Подбор необходимого материала для разработки проекта:

иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки о травах, растениях.

5. Была проведена следующая предварительная работа с детьми и родителями:

Предварительная работа с детьми:

Проживание «Цветочной недели» в июне 2017 года

- Беседы о многообразии мира цветов в нашей жизни

- рассматривание иллюстраций с изображением цветов

- забота о цветах и растениях на клумбе и огороде детского сада

- рисование «Цветущий сад»

- разучивание песни «Одуванчик»

- пальчиковая гимнастика «Цветок»

Проживание «Лесной недели» в июле 2017 года

- беседы о деревьях в лесу и городе, об их пользе.

- обсуждение правил поведения в лесу, (правила поведения при соприкосновении с природой)

- чтение художественной литературы про леса, деревья, растения

- выполнение коллективной работы в технике ладошки «Берегите нашу природу»

Предварительная работа с родителями:

  1. Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы
  2. Консультации в родительский уголок:
    -«Учите детей видеть красоту природы».
    -«Сезонные изменения в природе».

6. Перед началом работы по проекту проводим беседу о растениях нашего десткого сада, которые мы видим каждый день. Цель - выяснить представление детей о растениях (какие они узнают и что и оних знают),  их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Основной этап:

  1. Совместное планирование с детьми предстоящих действий.
  2. Рассматривание растений, цветов, трав с помощью  луп, выявление отличий в строении.
  3. Распознание растений, трав и цветов по характерным признакам с помощью книг.
  4. Сбор растений для гербариев, с учетом правил сбора.
  5. Сочинение детьми совместно с родителями стихов или загадок про найденные растения.
  6. Оформление каждой семьей справки-информации про одно из  растений.
  7. Подготовка небольшого рассказа о своем растении детьми совместно с родителями.
  8. Организация выставки собранных образцов с выступлением ребят.
  9. Д/и «Найди по описанию», «Поищи такой же», «Найди одинаковые растения», «Разрезные картинки», «Что будет, если …?», Игра «Хорошо – плохо»
  10. П/И «Раз, два, три – к растению беги», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы»., «Цветы, травы»,
  11. Чтение художественной литературы про травы, растения, цветы. (Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А.Стрижева; А. Онегова «Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешаков «Зеленые страницы», «Сказки о цветах» и другие произведения)

Заключительный этап

1.Совместное с детьми обсуждение полученных результатов;
2.Презентация проекта в виде атласа трав и цветов нашего детского сада «Под нашими ногами».

Приложение 1

Беседа о растениях нашего детского сада

Цель: выяснить представление детей о растениях (какие они узнают и что и оних знают),  их отношений к ним.

Задачи:

Создание проблемной ситуации, способствующей позновательному интересу.

Развивать  речь  детей  (описание,  рассуждение,  диалог).  

Воспитывать  бережное отношение к растениям.

Ход беседы:

Воспитатель:

Ребята, мы столько узнали с вами интересного про многообразие цветов – луговых и садовых. Узнали о том, зачем нужны деревья, цветы. Кто напомнит?

Дети  высказывают свои варианты (чтоб животные кушали, птицы, чтоб было красиво..)

Воспитатель: Каждый раз, когда мы выходим с вами на прогулку мы видим тоже растения, которые украшают нашу территорию.  Эти растения по-всюду – на участке, на газонах, на тропинке. Некоторые вы уже из них знаете – (читаю загадки)

А когда он отцветает -

Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает…(Одуванчик)

Злая, как волчица, 
Жжется, как горчица! 
Что это за диво? 
Это же … (крапива)

Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Кровь остановить им можно.
Что за травка? – ... .(подорожник)

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете об этих растениях? Зачем они нужны?

Ответы детей – они помогают человеку, лечат его.

Давайте вспомним нашу песенку «Одуванчик» -поем песню.

Воспитатель: так вот ребята, у каждого растения есть причина, по которой оно появилось на земле.

Вот послушайте про такое растение, которое называется кислица (показываю гербарий кислицы и на телевизоре картинку с изображением кислицы)

Кислица — маленькое растение. Ее листья похожи на листочки клевера, они состоят из трех отдельных частей, потому и называют их трилистниками. Листья растения обладают кислым вкусом, который придает им щавелевая кислота, и в них содержится много витамина С. Как и из щавеля, из листьев кислицы можно готовить супы и салаты.

http://razdeti.ru/images/681.jpg

Теперь вы понимаете, почему кислица получила такое название?

В народе кислицу называют заячьей капустой, ведь весной ею любят угоститься зайцы.

Сидит зайка под лозинкой,

Плетет серенький корзинку,

Он с корзинкой в лес пойдет

И капустки соберет.

 

А капуста не простая —

В кочаны не завитая,

Ее заячьей зовут!

И скажу я вам, ребятки,

Не растет она на грядке,

А растет в лесу густом

Возле пня и под кустом.

 

Хоть капуста и кисла,

Зайчикам она мила:

Любят зайки угоститься

Вкусной сочною кислицей!

А еще ее называют — "кислый клевер".

Листья кислицы очень чувствительны к изменениям погоды: перед ненастьем они складываются вдоль и поникают, складываются они и на ночь.

Еще кислицу считают дарительницей счастья. Если девушка хочет найти свою любовь, то необходимо завести кислицу.

Приложение 2.

Правила сбора растений для гербария:

  1. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
  2. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.
  3. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
  4. Сушить растения не на солнце, а в тени.
  5. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
  6. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
  7. Собирать растения надо каждый вид отдельно.
  8. Нельзя пробовать растения на вкус.
  9. После сбора растения надо тщательно вымыть руки.

Приложение 3

Образец оформления справки-листа о растении (на примере Кислицы)

DSC06613.JPG

Приложение 4

Атлас (19 растений)

Вот некоторые образцы

DSC06617.JPG

DSC06619.JPG

DSC06631.JPG

DSC06636.JPG

DSC06639.JPGDSC06640.JPG

IMG_20190117_101014.jpgDSC06646.JPG

IMG_20190117_101050.jpg

Список литературы:

  1. Дикорастущие полезные растения России. – СПб.: Издательство СПХФА, 2001.
  2. Атлас лекарственных растений РФ. – М.: Медгиз, 1962.
  3. Болотина А. Ю. Словарь лекарственных растений (латинский, английский, немецкий, русский). – М.: ABBY Press, 2008.
  4. Татьяна Ильина Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений М.: Изд-во Эксмо; 2008 г.
  5. С. Тарски, М. Стефенс. Книга "Дикорастущие цветы". – М.: Астпресс, 1999 г.
  6. Губанов И., Новиков В.И. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная творческая работа семьи по проекту "Цветы нашего детского сада".

Здесь представлена совместная творческая работа семьи, участвующей в проекте "Цветы нашего детского сада"....

Проект "Цветы нашего детского сада"

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования явля...

Экологический проект «Цветы для детского сада»

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства....

Экологический проект "Цветы петунии для детского сада"

Цветы — это украшение природы. Без них земля потеряла бы свое очарование. Благодаря цветам наш мир наполняется естественными природными красками....

Экологический проект «Живой уголок в нашем детском саду»

Экологический проект«Живой уголок в нашем детском саду»...

Проект "Цветы и травы нашего детского сада"

Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа.Актуальность темы.Причино...