Серия экологических проектов "Времена года"
проект по окружающему миру

Кутрухина Ольга Владимировна

Проявлять активный познавательный интерес к окружающей его природе,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_proktov.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серия экологических проектов «Времена года»

Серия экологических проектов «Времена года».

(ознакомление детей 5-6 лет с временами года и их характерными признаками).

Не перестану удивляться красоте

Смотрю на мир влюблёнными глазами,

Волнует явь, подобно трепетной мечты,

Любуюсь лугом, речкой, небесами.

Красиво, если в небе бродят тучи,

Вмиг небеса очистить может от оков,

Чудесный ветер, свежий и могучий.

Смотрю на мир и насмотреться не могу,

Подобен он блистательному чуду,

 Всю красоту в душе я сберегу,

Её любить и верить ей я буду.

Вид серии проектов: дети, воспитатель, родители.

Срок реализации: долгосрочный (четыре проекта по 2,5 месяца).

Возраст детей: 5-6 лет.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций пейзажей (соответствующих времени года), чтение и объяснение народных примет (соответствующих времени года), чтение стихов о природе (соответствующих времени года), эксперименты.

Актуальность темы:

      В 5-6 лет дошкольник проявляет активный познавательный интерес к окружающей его природе, изменениям в ней, погодным условиям. У детей , в этом возрасте возникают вопросы: «Почему, зачем, откуда? И эти вопросы порой ставят взрослых в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей.

Окружающий нас мир огромен, а опыт ребенка, вступающего в этот мир, мал. Поэтому наша задача знакомить его с природой постепенно, от простого к более сложному. Сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить его познавательный интерес на осознанное ознакомление с окружающим миром, создать условия, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о нём. Для этого не нужно специально везти ребенка за пределы населенного пункта. В городе: во дворах, в скверах, парках можно знакомить детей с матушкой природой.

Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые заинтересуют дошкольника, научат любоваться яркими красками неба при закате солнца, кружевной формой снежинки, буйством красок осени, свежей яркой зеленью весенней травы, капельками росы на листьях растений, прекрасной палитрой летних цветов, простором лугов и полей то, у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, он научится воспринимать красоту окружающего мира и захочет глубже познать его , у ребенка возникнет желание заботится о природе, любить ее.

Цель: развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления  с явлениями природы.

Образовательные задачи:

Социально- коммуникативные:

- освоение правил коммуникации в взаимодействии со сверстниками через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности ;

- помочь ребенку воспринимать себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить ребёнку возможность использовать все органы чувств: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие;

- формирование у детей навыков совместной деятельности с детьми,  родителями, как в детском саду, так и дома;

- формировать культуру безопасного поведения в природе.

Познавательные:

-формировать представления детей о сезонных изменениями в природе осенью, с цветовой гаммой, присущей этому времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших взаимосвязях в природе;

- стимулировать познавательную активность детей при ознакомлении с характерными признаками времён года;

- формирование познавательно-исследовательской деятельности, знаний, умений навыков у детей шестого года жизни.

- формировать осознанное бережное отношение к природе;

- заложить азы экологической культуры поведения в природе;

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогащать словарный запас детей;

- ознакомление дошкольников с природой, с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- развивать умение детей использовать сравнения, подбирать определения к заданному слову;

- учить  составлять описательные рассказы о временах года (с использованием схем- моделей) .

Художественно- эстетическое:

- развитие фантазии и творческого воображения;

-овладение детьми нетрадиционными техниками художественного конструирования (из бумаги, ткани, природного и бросового материала) ;

-Овладение детьми нетрадиционной техникой- пластилинография;

-знакомство с произведениями изобразительного искусства -пейзажами русских художников;

- воспитывать чувство прекрасного от встречи с природой;

- воспитывать  познавательный интерес при общении с природой ,побуждать отражать полученные знания в творчестве;

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование навыков двигательной активности;

- учить заботиться о своем здоровье в разное время года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времен года.

Сущность  проектов:

   Все мероприятия, запланированные в данных проектах, направлены на достижение главной цели- развивать познавательный интерес детей, дать детям представление о временах года, их характерных признаках. При участии в мероприятиях, способствовать тому , что бы дети приобретали новые знания о сезонных изменениях, приметах через наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, художественное творчество, рассматривание иллюстраций и репродукций картин русских художников.

    Все мы прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому детям предлагается много игр. В игре дети в непринужденной форме вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания об окружающем их мире, развивают диалогическую и монологическую речь.

    В образовательной деятельности на ряду с детьми и педагогом принимают участие и родители. Родителям в помощь предлагаются : консультации, рекомендации, информация о временах года , игры и забавы, загадки, стихи. Родителям предлагается принять участие в конкурсах совместного творчества.

Реализация проектов.

Вхождение в проблему.

      Во время общения с детьми группы, я обратила внимание на то, что одни дети любят только зиму, другие только лето, многие дети не любят осень, но при этом воспитанники затруднились объяснить, почему они по разному относятся к временам года. Однако всем детям нравится: зимой снег, катание на санках, летом они любят барахтаться в реке, осенью гулять в лесу, а весной рассматривать на проталинках первые цветы. 

Для того, чтобы обогатить знания детей о том , как прекрасна природа в любое время года , пробудить в них интерес к изменениям происходящим в живой и неживой природе при смене времен года , мной был запланирован данный проект.

Результаты совместной продуктивной деятельности, планирумые в ходе реализации проектов:

- формирование целостного отношения к природе;

- повышение интереса детей к природе и природным явлениям;

- проявление познавательной активности, фантазии и творческих способностей;

-  улучшение  микроклимата в семье через совместную деятельность детей и родителей;

- проведение конкурсов совместных творческих работ (детей и родителей);

 -  тематические выставки творческих работ детей и родителей;

- изготовление книг-самоделок с творческими работами и рассказами детей о временах года.

- изготовление альбомов: « Осенняя пора, очей очарование...», «Здравствуй Зимушка-зима!», «Весна идет! Весне дорогу!, «Лето ты мое долгожданное» включающих в себя детские творческие работы, выполненные в нетрадиционной технике- пластилинография, с приметами, стихами, пословицами и поговорками о временах года.

Экологический проект «Осенняя пора, очей очарование…» (ознакомление детей 5-6 лет с временем года- осень, ее характерными признаками).

«Мир окружающий ребенка-

Это прежде всего мир природы,

С безграничным богатством явлений,

С неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

Детского разума».

1 этап- подготовительный:

- постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.

2 этап проекта- основной:

Непрерывная образовательная деятельность:

Тема: "Осень, изменение в природе"

Пр. сод. : развитие познавательного интереса детей, формирование знаний о последовательности времен года, уточнение знаний о характерных признаках осени.

1. Беседы на тему:

- « Ранняя осень»;

- «Уж небо осенью дышало...»;

- «Осенняя пора очей очарование!»;

2. Наблюдения:

-«Как деревья готовятся к зиме.»;

-«Осенняя природа в октябре.»;

-«Осенняя природа, осенняя погода.»;

-«Плывут по небу облака.»;

-«Синички красивые птички.»;

-«Кто в травинку ляжет спать?»;

-«В нашем огороде снег.»;

3.Дидактические и словесные игры «Кто сумеет повторить?», «Расскажи без слов», «Разрезные картинки» «Собери листик», «Собери букет».

4. Чтение:

стихотворений: М. Лесовая «Золотой дождь.», А. Прокофьев «Огород.», Ю. Гарей «Улетают, улетают птицы в теплые края...», Т. Кувваев «Кормушка.», И.Винокуров « Осень.»

загадывание загадок о осени, листьях, ветре, небе; чтение пословиц и поговорок

- заучивание наизусть стихотворения Новицкой " Тишина".

5. Коллективное рисование « Разноцветные листья». ( Предварительная работа : рассматривание осенних листьев).

6. Движения под музыку «Под ногами шелестят и летят, летят, летят.»

7. Подвижные игры:

«Перепрыгните через листики», «Мы осенние листочки», «Перелет птиц».

8. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование с натуры (листья с разных деревьев),

-рисование деревьев с осенней листвой, травой,

- аппликация " Осень".

9.Консультация для родителей:

«Все о перелетных птицах.»

Тема: «Приметы осени.»

Пр. сод.: на основе примет закрепить знания детей о изменениях в природе осенью; развивать умение находить причинно-следственные связи; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1.Наблюдения:

- «Птички улетают.»;

- «Небо- небушко.»;

- « Кто же воет за окном.»;

- «Солнце брызги разбросало.»;

- « Осенний дождь.»;

2. Беседы:

- «Народные приметы октября.»;

- «День убывает- когда это бывает?»;

- «Есть у солнышка друзья.»;

- «Пернатые друзья.»;

3. Чтение:

загадок о солнце, дожде, ветре;

стихотворений: Ю. Копатов «Листопад.», Я. Аким «Плывут облака.», З. Федоровская «Осень.», В. Орлов « На зимовку.»

4. Дидактические и словесные игры:

- «Какая сегодня погода?»;

- «Когда это бывает?»;

-«Скажи- какой, какая, какое, какие?»;

-«Разрезные картинки.»;

- «Зимующие и перелетные птицы.»;

5. Художественное творчество:

- рисование «Осень, осень в гости просим».

6. Подбор рассказов в книгу сезонных примет на тему «Разноцветная осень».

7.Опыты с водой, ветром.

8. Исследовательская деятельность:

«Определить вследствие чего образовалась твердая корочка на песке.», «Определить направление и силу ветра.», «Рассмотреть иней, уточнить, что иней это вода , замерзшая под действием температуры.», « Рассматривание осеннего солнца через солнцезащитные очки.»

9. Самостоятельная художественная деятельность детей - рисование по желанию на тему «Природа осенью», «Осенний пейзаж.».

10. Подвижные игры:

«Перепрыгни через лужу», «Солнышко и дождик», «Север, юг, восток и запад.», «Перелетные птицы.».

11.Консультации для родителей:

«Как провести с ребенком осенний день.»

12.Организация выставки совместного творчества детей и родителей: «Дары осени»

3 этап -заключительный

Итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Осенняя пора, очей очарование...», выполненного в стиле пластилинографии, с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о осени.

Экологический проект «Здравствуй Зимушка-зима!» (ознакомление детей 5-6 лет с временем года- зима, её характерными признаками).

1 этап — подготовительный:

 постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.

2 этап проекта - основной

Непрерывная образовательная деятельность.

I. Тема: "Зима. Изменения в природе"

Пр. сод. - формирование знаний о сезонных изменениях в природе зимой, экологической культуры дошкольников; развитие дружеских взаимоотношений в ходе совместной деятельности.

1. Наблюдения:

- «Снежным серебром январь украшен!»;

- «Не художник , а рисует.»;

- «Зимнее солнце.»;

- «Деревья зимой.»;

- «Воробей, ты зимой не робей!»;

2. Исследовательская деятельность:

- «Где больше всего выпало снега?»;

- «Кто разукрасил окна?»;

- «Найди деревья в инее или снегу на территории детского сада.»;

- «Почему нахохлился воробей?»;

3. Беседы:

- «Зимушка-зима.»;

- «Январь. Приметы, пословицы, поговорки.»;

- «О зимних явлениях в неживой природе с использованием рассказа М. Ильина и Е .Сегаля «Рассказ о снежинках».

- «Мороз, снег, лед.»;

- «Январь! Году- начало, зиме- середина!»;

- «Метель- хорошо или плохо?»;

- «О зимующих птицах.»

4. Рассматривание: репродукций картин картин : Ю Клевер «Зимний закат в еловом саду», А. Каменев «Зимняя дорога.»,К. Розен «Зимний лес.», иллюстраций в книгах (С использованием ИКТ).

5. Чтение художественной литературы:

-В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Почему опустел лес.»;

-стихотворений: А. Яшина «Покормите птиц зимой», К. Бальмонт «Снежинка.», С. Маршак «Вьюга», «О том, как хороша природа», М. Познанская «Снег идет»,

- загадок;

- примет ;

-пословиц и поговорок.

-заучивание наизусть Д. Хармс «Буря мчится, снег идет... ».

6. Дидактические игры:

- «Когда это бывает?»

- «Расскажи, что видишь.» ;

-«Мое облако»;

-«Разрезные картинки».

7. Художественное творчество:

- рисование «Зимнее небо», «Зимний лес.», «Деревья зимой.»;

- аппликация «Буря мглою небо кроет».

8. Подвижные игры:

«Солнышко и ветер», «Снежинки и ветер», «Берегись ! Заморожу!» .

9.Работа с родителями:

1. Анкетирование «Зимние игры и забавы»;

2.Консультация «Зимние забавы и игры»;

3.Индивидуальная работа: привлечь семьи Вавилина В.и Глазкова С. К изготовлению книжек -самоделок «Декабрь» и «Январь»

4. рекомендации для родителей « Семейные прогулки»

Предложить родителям на прогулках понаблюдать за снегопадом, зимним небом, солнцем, птицами. Домашние зарисовки - отражение наблюдений в рисунке:

- «Снег кружится, летает, летает.» ;

- «Зимующие птицы.»

II.Тема: Что бывает зимой?

Пр. сод. - Формирование представлений детей о природных явлениях в конце зимы, обобщение и систематизация знаний детей о зиме.

1. Наблюдения:

-«Прилетел холодный ветер.»;

- «Народные приметы февраля.»;

- «День прибавился- и вот февраль на улицу зовет.»;

- «Снег снежок кружится- белая вся улица!» (Наблюдение за снегопадом);

-«На тропинках лед лежит.»;

- «К нам идет тепло.» (Погодные условия в конце зимы);

2. Исследовательская деятельность:

- «Рассмотрим снежинку через лупу»;

- «Определение наличия ветра и поземки»;

- «Поведение птиц у кормушки»;

- «Найти на территории участка признаки оттепели, объяснить.».

3. Беседы:

-«Январь пробегает, денек прибывает.»;

- «Февраль- последний месяц зимы.»;

- «Народные приметы февраля»;

-«Зимние игры и забавы.»

- «Гололедица.».

4.Рассматривание:

репродукций картин: И Левитан «Лес зимой.», Шишкин «Зима в лесу ,иней.»,  А. Соврасов «Зима.», В. Суриков «Взятие снежного городка.», иллюстраций в книгах (с использованием ИКТ).

Просмотр презентации «Зима в картинах русских художников»

5.Чтение художественной литературы:

- В. Бианки «Синичкин календарь», П. Бажов «Серебряное копытце.», А. Пушкин «Зимний вечер.», И. Никитин «Встреча зимы.»;

- стихотворений :, В. Берестов « Мороз»,  А. Амелина  «Переменчивый февраль», Т. Дергунова «Сосулька», А. Радова «Конец зимы»;

- загадок:о зиме, снеге, морозе, оттепели, птицах;

-заучивание наизусть стихотворения В. Лунина «Зима».

6. Художественное творчество:

(рисование, аппликация)

- зимнее дерево;

- зимний лес;

- зимняя елочка, с использованием различных видов материала;

7. Игры:

а) дидактические:

- « Что мы делаем зимой.»;

- «Когда это бывает?»;

-«Так бывает или нет?»

- « Времена года.».

б) словесные:

-«Подскажи слово»;

-«Скажи ласково».

8. Составление рассказов :

- «Зима в лесу»;

- «Зимние забавы»

9.Проведение опытов: со снегом, льдом, водой.

-«Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под действием температуры »

- «Лед легче воды.»

- «Мыльные пузыри на морозе.»

10.Исследовательская деятельность:

- «Определение наличия ветра и поземки.»;

- « Найти на территории участка детского сада признаки оттепели, объяснить.»;

- « Выяснить с какой стороны крыши сильнее капель.»;

- «Рассмотреть подтаявший снег, на что он похож? (на кружева) Кто их соткал?

11. Поделки из снега (снеговика, , снежной крепости).

12. Подвижные игры:

- «Два Мороза»;

- катание на санках;

-скольжение по ледяной дорожке;

- метание снежков в горизонтальную и вертикальную цель;

-хождение по снежному валу.

13. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование на тему «Зимние пейзажи";

-рисование палочками на снегу;

-выкладывание узоров из подручного материала;

-аппликация «Зимнее дерево».

-Изготовление зимней гирлянды «Приметы зимы»

14. Выставки совместного творчества детей и родителей:

 «Зимняя сказка», «Зима в лесу».

15. Работа с родителями:

1.Консультации для родителей:

-« Учимся наблюдать в природе.»;

-«Всё о зимующих птицах.»;

2. Индивидуальная работа: привлечь семью Васильевой П. к изготовлению книжки -самоделки «Февраль»;

3. Привлечь родителей к организации выставки совместного творчества «Зимние пейзажи.»;

4.Привлечь родителей к подбору рассказов о приметах зимы для изготовления итогового альбома совместного творчества « Зимушка- зима!»;

3 этап -заключительный

Итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Зимушка-зима!», выполненного в стиле пластилинографии, с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о зиме.

Экологический проект «Весна идёт! Весне дорогу!» (ознакомление детей 5-6 лет с временем года – весна, её характерными признаками).

«Ребёнок по своей природе-                                                                                            пытливый исследователь,                                                                                              открыватель мира.»

                                                    В. А. Сухомлинский

1 этап — подготовительный:  постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.

2 этап- основной :

Непрерывная  образовательная  деятельность

I Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе».

Пр. сод. - развитие представлений детей о сезонных изменениях в природе весной. Овладение действием замещения. Проживание.

1. Наблюдения:

- « Тает снег, тает лёд.»;

-«Теплый ветер за окном.»;

-«Наблюдение за проталинами.»;

-«Апрель- месяц живой воды»

- «Наблюдение за солнцем»

- «Весенние трели.»;

- «День стал длиннее.»;

- « Соблюдаем правила природы.»;

2. Беседы:

- «Улеглись в полях метели.»;

- « А капели барабанят.»;

- «Почему тает снег.»;

- «Первая песенка скворца.»;

3. Рассматривание:

- репродукций картин русских художников с изображением весенних пейзажей: И. Левитан «Март.», А. Саврасов «Грачи прилетели.», К.А. Коровин «Весна», А. Саврасов «Весенний день» (с использованием ИКТ), иллюстраций в книгах;

- сосулек на прогулке;

-весеннего снега;

-почек на деревьях;

- просмотр презентации «Весна в картинах русских художников»;

4. Художественная литература:

- чтение худ. литературы о весне, весенних признаках;

- загадывание загадок по теме;

- придумывание загадок вместе с воспитателем о весенних признаках;

- чтение В. Бианки «Лесная газета»;

- чтение стихотворений : А. Алфёров «Март.», Я. Аким «Март.», А. Карим «Прилетай же.» , В. Берестов «Песенка весенних минут.»,  Е. Карганова «Если снег повсюду тает.»,  Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»;

5. Художественное творчество:

- рисование:   «Весенний лес.», «Травка зеленеет!» ;

- аппликация: «Птицы прилетели.»

6. Проведение опытов: со снегом, сосульками, водой, ветром

-«Снег и сосульки- вода, изменившая свое состояние под действием температуры »

- «Сосулька легче воды?»

-«Лед и соль.»

-«Определить силу и направление ветра»;

7. Исследовательская деятельность:

- «Определение наличия и направления ветра .»;

- « Найти на территории участка детского сада признаки оттепели, объяснить.»;

- « Выяснить с какой стороны крыши сильнее капель. Почему?»;

- «Найти на территории участка не растаявший снег, установить причину.»;

- «Исследовать поведение птиц: как помогают друг другу в обустройстве скворечников, ссорятся ли.»

- «Найти на территории детского сада вербу, сравнить с другими деревьями и кустарниками»;

8. Ведение карт наблюдений

9. Дидактические игры:

- «Когда это бывает?»;

-«Зимующие и перелётные птицы.»;

- «Так бывает или нет?»;

- «Разрезные картинки.» (Времена года.);

10. Словесные игры:

-« Скажи как на улице.»;

-«Скажи, что делает?»;

11. Составление рассказов :

- «Весна в лесу.»;

-«Как мы птицам помогаем.»;

 12. Подвижные игры:

-«У медведя во бору.»;

-«Хитрая лиса.»;

-«Перелёт птиц»;

-«Совушка.»

13. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование на тему «Весенние пейзажи";

-выкладывание узоров из подручного материала;

-аппликация «Подснежники.»;

14. Выставка совместного творчества детей и родителей:

«Весна в лесу.»

15. Акция «Кормушка для пичужки»

16. Работа с родителями:

1.анкетирование: « Помощники природы.»

2. Консультации для родителей:

-«Весна идет! Весне дорогу!»;

 Прогулки в лесу и парке весной»;

3. Памятка для родителей о правилах безопасного поведения на улице весной:

 

«Соблюдайте правила дорожного движения!»

                

4. Привлечение родителей к организации выставок совместного творчества.

5. Привлечение родителей к подбору пословиц, поговорок и весенних примет для изготовления книжки – самоделки «Весна в лесу.».

6. Привлечение родителей к участию в акции «Кормушка для пичужки.» (нетрадиционные скворечники.)

7. Индивидуальная работа с семьями Вани В. и Саши.Г по изготовлению книг –самоделок  : «Март.», «Весна идет! Веснедорогу!»

II Тема: « Весна пришла! Открывай ворота!»

Пр. сод. - ознакомление детей с изменениями в природе весной. Введение понятия "Первоцветы", овладение действием замещения.

1. Наблюдения:

- «Зацветает верба»;

- «Наблюдение за птицами»;

- «Какая сегодня погода?»;

- «Наблюдение за тополем»;

- «Вести из леса»;

- «Любопытные листочки»;

- «Зеленый ковер»;

- «Жу-жу, кружу, в цветке сижу»;

-« Наблюдение за облаками»;

- «Первые майские цветы и травы»;

- «Первые грозы и ливневые дожди»;

2. Беседы:

- «Наши пернатые друзья»;

- «Все ожило в апреле»;

- «Народные приметы апреля»;

- «Звонкие голоса весны»;

- «Народные приметы мая»;

- «Первые весенние цветы»; 

3. Рассматривание:

- репродукций картин русских художников с изображением весенних пейзажей;

- весенней травы;

- почек на деревьях;

- первых цветов.

- Просмотр презентации «Наши пернатые друзья»;

4. Художественная литература:

- чтение стихотворений: Н. Иваново «Наступил апрель», И. Гурина «Апрель», С. Баранов «Журавли», И. Бутримова «Весеннее утро», Д. Андраханова «Ты слышишь, как поют сегодня птицы…», С. Островский «Тополь», А. Гольцева серия стихотворений «Времена года», Т. Керстен «Май»;

- чтение произведений: Георгий Скребицкий "Счастливый жучок", Виталий Бианки "Разговор птиц весной" (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры"), Виталий Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь");               В. Бианки «Приключения муравьишки»

- загадывание загадок по теме;

- чтение пословиц и поговорок о весне;

- заучивание наизусть "Фиалка" В. Пасналеева;

5. Художественное творчество:

- рисование «Первые весенние цветы», «Солнце светит ярче»;

- рисование с помощью цветного песка весенних  пейзажей;

- аппликация «Верба»;

6. Проведение опытов:

«Песочные фантазии», «Сахар и насекомые», «Свойства солнечных лучей», «Выявление зависимости состояния почвы от температуры воздуха»;

7. Исследовательская деятельность:

- «Найти места, где появилась трава, рассмотреть ее»;

- «Найти на территории участка вербу и сравнить ее с другими деревьями и кустарниками»

- « Определить у каких лиственных пород деревьев темнее ствол: осины, тополя, березы, рябины;

- «Сравнить почки сирени, березы и тополя. (в чем различия?);

- «Исследовать почву в цветнике»;

- «При помощи султанчиков и вертушек  определить наличие ветра и его направление»;

- «Рассмотреть грозовые облака (цвет, форма, положение на небе)»

8. Ведение карт наблюдений.

9. Дидактические игры:

- «Найди что изменилось»;

- «Четвертый лишний»;

- «Так бывает или нет»;

- «Зимующие и перелетные птицы»;

- «Собери картинку» (явления живой и неживой природы весной);

- «Собери букет»;

10. Словесные игры:

« Опиши какая», «Расскажи что видел»;

11. Составление рассказов :

- «Весна в лесу»;

- «Первые цветы»;

12. Подвижные игры:

- «Охотники и звери»;

- «Мышеловка»;

- «Зайцы и волк»;

- Русская народная хороводная игра «Березки»;

13. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование по теме «Ласточка с весною в сени к нам летит»;

- аппликация «Подснежники»;

- импровизация движений под музыку П, Чайковского "Вальс цветов".

 14. Выставка совместного творчества детей и родителей:

«Весенний пейзаж»;

15.Развлечение:

«Прилетайте птицы к нам»;

16. Акция:

«Что я сажаю? Сажаю цветы!»

17. Трудовой десант:

«Помощники природы»

18. Работа с родителями:

1. консультации для родителей:

-«Чем  занять ребенка на прогулке весной»;

-« Меры безопасности на тонком льду и в период весеннего паводка.»

2. Привлечение родителей к организации выставки совместного творчества.

3. Привлечение родителей к подбору пословиц, поговорок и весенних примет для изготовления книжки – самоделки «Яблони в цвету».

4. Привлечение родителей к участию в акции  «Что я сажаю? Сажаю цветы!» и трудовому десанту.

5. Индивидуальная работа с семьями Валерии Ц. и Насти М. по изготовлению книг –самоделок : «Апрель», «Май»

6. Привлечь родителей к подбору примет , пословиц и поговорок о весне для изготовления итогового альбома.

3 этап -заключительный:

итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Весна идет! Весне дорогу!», выполненного в стиле пластилинографии, с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о весне.

Экологический проект «Лето яркое! Лето жаркое!»

(ознакомление детей 5-6 лет с временем года – весна, её характерными признаками).

1 этап — подготовительный: - постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.

2 этап- основной

Непрерывная образовательная деятельность

Тема: «Лето. Сезонные изменения в природе».

Пр. сод. - развитие представлений детей о сезонных изменениях в природе летом. Овладение действием замещения. Проживание.

1.Наблюдения:

- «Наблюдение за солнцем»;

-«Наблюдение за небом и облаками»;

-«Наблюдение за дождем»;

- «Теневой навес»;

- «Наблюдение за одуванчиком»;

-«Наблюдение за радугой»;

- «Наблюдение за птицами»;

- «Наблюдение за растениями»;

- «Наблюдение за изменениями происходящими с растениями на огороде»;

2.Беседы:

- «Солнце- друг или враг»;

- « От куда дождик к нам пришел»;

- «Лекарственные  растения»;

- «Ядовитые растения»;

- «Сад и огород»;

- «Луговые цветы»;

- «Наши пернатые друзья»;

- «Правила безопасного поведения в природе летом»;

3. Рассматривание:

- репродукций картин русских художников с изображением летних пейзажей: И. Левитан «Лето»,  «Березовая роща», А,А, Пластов «Летом», И.И. Шишкин «Дубовая роща» (с использованием ИКТ), иллюстраций в книгах;

- одуванчика;

- луж после дождя;

- радуги;

- соцветий луговых цветов;

- иллюстраций с изображением лекарственных и ядовитых растений;

- цветущих растений на участке;

4. Художественная литература:

- чтение и объяснение пословиц и поговорок о лете;

- загадывание загадок по теме;

- придумывание загадок вместе с воспитателем о летних признаках;

- чтение  : С. Михалков «Про Мимозу», С. Маршак «Где обедал воробей», «Про ежика Вовку»; В. Бианки «Наши птицы», «Лесная газета»;

5. Художественное творчество:

рисование: « Летние пейзажи»

аппликация «Одуванчики»

6. Проведение опытов:

- «Передача солнечного зайчика»;

- «Песок – природный фильтрат»;

- «Состояние почвы в зависимости от температуры»;                                           - «Определение силы и направления ветра»;

7. Исследовательская деятельность:

- «Определение наличия и направления ветра »;                                                        

-  «Выяснить предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце» 

- « Найти на территории участка детского сада одуванчики, сравнить их с другими травянистыми растениями, найти сходства и различия»;

- «Исследовать поведение птиц: как помогают друг другу , ссорятся ли.»

8. Ведение карт наблюдений

9. Дидактические и словесные игры:

- «Узнай по описанию»;  

- «Загадай – мы отгадаем»;

- «Разрезные картинки» (времена года);

- «Кто где живет»;

- «Когда это бывает?»;

- «Какого растения не стало?»;

-«Скажи как на улице»;

- «Опиши цветок»;

- «Закончи предложение»;

10. Составление рассказов :

- «Лето в лесу»;

- «Цветущий луг»;

11. Подвижные игры:

- «Совушка»;

- «Караси и щука»;

- «Хитрая лиса»;

- «Охотники и зайцы»;

- «Паук и мухи»;

12. Развлечение: «В гости к лету»;

13. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование: «Бабочки летают над лугом», «Радуга- дуга»;

- аппликация: коллективное панно « На лугу»;

14. Движения под музыку:

 импровизация движений под музыку П, Чайковского "Вальс цветов";

15. Выставка совместного творчества детей и родителей:

«Лето в лесу»

16. Работа с родителями:

1.Консультации:

- «Осторожно! Солнце!»;

- «Чем занять ребёнка на прогулке летом?»;

2. Привлечение родителей к организации выставки совместного творчества;

3. Привлечение родителей к подбору пословиц, поговорок и летних примет для изготовления книжки – самоделки «Лето в лесу»;

4. Индивидуальная работа с семьями Саши Г.  и Данилы К. по изготовлению книг –самоделок : «Июнь», «Июль», «Август»;

Тема: «Лето в яркие краски одето!»

Пр. сод.: углубление представлений детей о лете, как времени года.

1.Беседы:

- «Лекарственные растения»;

- «Труд людей в саду и огороде летом»;

- «От куда мед пришел»;

- «Что мы знаем о овощах и фруктах»;

- «Какие витамины растут на ветках и на грядках»;

- «Осторожно! Грибы!»;

- «Насекомые»;

- «Чем Вам запомнилось лето?»;

2.Наблюдения:

- «Наблюдение за погодой»;

- «Наблюдение за цветами»;

- «Наблюдение за насекомыми» (божья коровка, комар, стрекоза, муравей, бабочка);

- «Наблюдение за облаками»;

- «Наблюдение за солнцем»;

- «Наблюдение за трудом старших на огороде»;

3. Рассматривание:

- репродукций картин русских художников с изображением летних пейзажей: И. Левитан «Лесное озеро», А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин
«Сосны освещенные солнцем», А. А. Рылов «Полевая рябинка» (с использованием ИКТ), иллюстраций в книгах;

- рассматривание соцветий цветущих растений;

- рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых растений;

- рассматривание серии картинок «Труд людей летом»;                                                                 - просмотр презентации «Весна в картинах русских художников»;

 

4. Художественная литература:

- чтение и объяснение пословиц и поговорок о лете;

- загадывание загадок по теме;

- чтение: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», М. Бородицкая «Разговор с пчелкой», В. Бианки «Лесная газета», С. Берестов «Веселое лето», «Песочница», М. Кацев «Как хорошо, что есть река»;

 5. Художественное творчество:

- рисование: «Фруктовый сад», «Пчелка»;

- аппликация: «Бабочка на цветке»;

6. Самостоятельная художественная деятельность:

-рисование: «Яркое лето», « Яркие цветы необычной красоты»;

- лепка: «Дом для друга»;

- рисование мелками на асфальте на свободную тему;

7. Проведение опытов:

- «Растения и свет»;

- «Где прячутся детки?»;

- «Как растения пьют воду?»;

- «Пузырьки – спасатели»;

- «Теплый- холодный» (воздух);

- «Фильтрование воды»;

- «Где вода?» (Свойства песка и глины);

8. Исследовательская деятельность:

- «Определение наличия и направления ветра »;                                                        

- «Сравнить строение стрекозы и бабочки, найти сходства и различия»;

- «Определить вследствие чего образовалась твердая корочка на песке»;

- « Рассматривание летнего солнца через солнцезащитные очки»;

- «Определить где быстрее высыхает ткань в тени или на солнышке. Почему?»

9. Ведение карт наблюдений

10.Дидактические и словесные игры:

- «Угадай, что где растет»;

- «Найди такой же цветок»;

- «Цветочный магазин»;

- «Лекарственные растения»;

- «Когда это бывает»;

- «Съедобное- не съедобнопе»;

- «Дорисуй картинку»;

- «Назови одним словом»;

- «Опиши какай…»;

10. Составление рассказов :

- «Мой любимый цветок»;

- «Если бы я был бабочкой»;

11. Подвижные игры:

- «Медведь и пчелы»;

- «День и ночь»;

-«Поймай комара»;

- «1,2,3 к растению беги»;

Игра – хоровод: «По тропинке в сад пойдём»;

12.Развлечение:

«Солнышко лучистое улыбнулось весело!»

13. Выставка совместного творчества детей и родителей:

«Вот оно какое наше лето!»

14. Работа с родителями:

1.Консультации:

- «Летний отдых с детьми»;

- «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;

- « Организация поисково- исследовательской деятельности детей в домашних условиях»;

- «Художественное развитие детей летом»;

2. Привлечение родителей к организации выставки совместного творчества;

3. Привлечение родителей к подбору рассказов для изготовления книжек – самоделок «Вот оно какое наше лето», «Яркие цветы необычной красоты»;

4. Привлечение родителей к изготовлению книжек- самоделок: « Насекомые», «Такие разные бабочки», «О пчеле и меде»;

5. Привлечению родителей к сбору гербария лекарственных растений;

6. Привлечь родителей к подбору примет , пословиц и поговорок о весне для изготовления итогового альбома.

3 этап- заключительный

Итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Лето в яркие краски одето!», выполненного в стиле пластилинографии, с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Весенние забавы» из серии «Времена года» ГКП

Тема: «Весенние забавы» из серии  «Времена года» (ГКП)   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; отвечать на вопросы и высказыватьс...

Тема: «Весенние забавы» «Весна» из серии «Времена года» (ГКП)

Тема: «Весенние забавы»*рассматривание картины «Весна» из серии  «Времена года»   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; отвечать ...

Тема: «Весенние забавы»* «Весна» из серии «Времена года» (I младшая группа)

Тема: «Весенние забавы»*рассматривание картины «Весна» из серии  «Времена года» (Iмладшая группа)   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на...

Тема: «Весенние забавы»* рассматривание картины «Весна» из серии «Времена года» (I младшая группа)

Тема: «Весенние забавы»*рассматривание картины «Весна» из серии  «Времена года» (Iмладшая группа)   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на...

Серия экологических занятий "Бросим умы взгляд н мусор"

Проект п экологическому воспитанию дошкольников.Цель проекта: Формирование основ эколоическй культуры...

Серия экологических занятий "Бросим взгляд на мусор"

Проект п экологическому воспитанию дошкольников.Цель проекта: Формирование основ эколоическй культуры...

Занятие для старшей группы. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор И.О.Соловьёва).

Занятие для старшей группы.Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор И.О.Соловьёва). Цель:Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие...