Проект "Природа – наш дом!"
проект по окружающему миру на тему

Войтехина Наталья Валерьевна

 Исследовательская деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Природа – наш дом!"621.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 МО Темрюкский район

ПРОЕКТ

«Природа – наш дом!»

Проект выполнил:

Войтехина Н.В.

воспитатель

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка …………………………………..  2
  2. Актуальность темы проекта ……………………………..  5
  3. Информационная карта проекта…………………………. 7
  4. Анализ работы по проекту ………………………………. 8
  5. Список использованных источников……………………  9

Приложение А: Содержание практической деятельности

по реализации проекта ……………………………..................... 10

Приложение Б: Творческий материалы по прохождению            

проекта …………………………………………………………... 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.

        Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.

        Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Понятие проекта можно изобразить схемой

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск  информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Возможные формы вариантов: видеофильм, альбом, натуральные объекты, макеты, исследования, газета, игра, карта, костюм, оформление группы, сценарий, праздник, экскурсия и т.п.

        То есть проект – это пять «П». Шестое «П» - его портфолио, т.е. папка, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

        Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

        Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

        Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, в результате которой повышается образовательный уровень педагогов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

        Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи. 
       Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

        Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. 

        Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

        Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. 

        Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. 

        Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного  опыта.

        Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

        Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

       Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

        Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый федеральный природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

        Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

        В рамках этого проекта в нашем ДОУ был разработан проект «Природа – наш дом!»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.  Полное название проекта: "Природа -  наш дом!".

2.  Автор проекта: Войтехина Наталья Валерьевна, воспитатель

3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, долгосрочный, творческо - исследовательский.

4.  Проблема: К сожалению, глобальные перемены, происходящие в мире, приводят к нарушению экологического баланса на планете Земля. И главный виновник – человек.

5.  Цель, направление деятельности проекта:

Формировать у детей (будущих хозяев земли) первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству средствами экспериментальной  деятельности.

6. Задачи:

В рамках биологической экологии:

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках социальной экологии:

Анализ поведения человека в природе

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

7.     Сроки проведения: 1марта 2018. – 1октября 2018г.

8.  Участники проекта: 55 человек (из них 20 детей, 2 воспитателя, музыкальный руководитель, 15 родителей).

9.      Возраст детей: 4-6 лет

10.  Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

11.   Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • Совершенствование экологической среды группы;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • Обогащение дидактического материала, пополнение картотеки наблюдений;
  • Участие в конкурсах «Первоцветы», «Первоцветы – вестники весны»;
  • Праздник «День птиц»,
  • Изготовление кормушек

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

  • Была пополнена развивающая среда по познавательно-экспериментальной экологической деятельности.
  • Благодаря опытам им стали понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Пополнилась картотека наблюдений.
  • Родители стали активнее принимать участие в жизни группы и ежедневно интересоваться жизнью детей в дошкольном учреждении.
  • Успешно проведены праздники.
  • В ходе проекта дети закрепили навыки бережного отношения к природе.
  • Проект дал воспитателям возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, проходя через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Дошкольная педагогика и психология,  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 560 с.
  2. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богуславец, Проекты в работе с семьей. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Т.В. Гулидова, Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ авт.-сост. Т.В. Гулидова/- Волгоград: Учитель. 2014г.– 135с.
  4. Прогулки в детском саду. Средней и старшей группы: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой/– М.: ТЦ Сфера, 2013 г. – 176с.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательная / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., исп. И доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г..- 368с.

Приложение А

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Этап - Познавательный:

Беседа: 

О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса. 

О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
О геометрических эталонах:
круг, прямоугольник, призма, ромб.

Художественно – эстетическое развитие: рисование «Птиц», «Животных», «Цветы», «Природа».

Аппликация: «Птицы», «У каждого животного есть свой дом», в нетрадиционной технике коллективная работа «Цветы».

Изготовление с детьми кормушек.

     2  Этап - Поиск информации

Прогулки: «Кормление птиц зимой».  «Наблюдения за перелетными и зимующими птицами», «наблюдение за природным явлением - росса», «Наблюдения за первоцветами», «Наблюдения за изменениями в природе осенью», «Игровая деятельность», «Ухаживание за домашними животными».

 Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду: – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

Например: «Вода», «Воздух», «Песок», «Не живые предметы».

Собрание коллекции камней. Картотека «О камнях».

     3  Этап - Этап «активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Участие в конкурсе: «Первоцветы», как в районном, так и всероссийском.

Участие в международном конкурсе: «Птицы - наши друзья!».

Праздник «День птиц».

Участие в районном конкурсе: Лэпбук «Книга чудес».

Работа с родителями:

Изготовление кормушек.

Помощь в участии в конкурсах, в оформлении живого уголка в здании детского сада, участие в оформлении уголка природного и уголка экспериментирования.

Приложение Б

ТВОРЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 МО Темрюкский район

«День птиц»

сценарий развлечения для старшей группы

Ласточка картинка для детей

                                       

Воспитатель:

Войтехина Н.В.

Музруководитель:

Шевченко И.В.

2018

Цель: пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Задачи:

- обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;

- вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и   во время прилета в родные края;

-пополнить знания о зимующих и перелетных птицах;

Атрибуты: костюм Весны, шапочки птиц, корзинка с желтыми ленточками.

Ход праздника:

Ведущий: Зиму провожаем

И весну встречаем.

Для весны стихи прочтем,

Ее в гости позовем.

1 ребенок: Ярче, солнышко сияй,

Землю нашу согревай.

Травка, травка, зеленей,

Приходи, Весна, скорей!

2 ребенок: С нежными листочками,

С первыми цветочками,

С теплым, радостным дождем

Приходи, Весна мы ждем!!!

Под музыку П.Чайковского "Вальс" входит Весна, танцует.

Весна: Звали вы меня, друзья?

Ведущая: В гости к нам пришла весна!

Весна: Здравствуйте, мои друзья!

             Веселиться буду я,

Ведущая: Хоровод мы заведем,

                   И весняночку споем!

Исполняют "Весна пришла"

Ведущая: У весны есть добрые попутчики,

Чтоб природу пробудить от сна.

Посылает солнечные лучики

Впереди себя Весна-красна!

Весна: Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала

Подарю я вам корзинку с волшебными лучиками.

(подает корзиночку воспитателю, в ней желтые ленточки по количеству детей)

Ведущая: Солнечные лучики,

Вы к веселью ключики!

Исполняют танец "Озорные лучики". В центр кладется большой круг, вокруг которого по окончании танца дети выкладывают ленточки, берутся за руки и встают в большой круг.

Воспитатель берет зеркальце и ловит солнечных зайчиков.

Ведущая: Посмотрите, какие озорные солнечные зайчики! Давайте с ними поиграем!

Логоритмическая игра "Догони нас, солнечный зайчик" М.Сидоровой.

Воспитатель и дети:

Зайчик, зайчик озорной       - дети наклоняют голову вправо-влево

Вместе прыгает со мной      - прыгают

На ладошку сядь ко мне      - протягивают ладошку

Расскажи мне о весне          - хлопают в ладоши

Я поймать тебя хочу           - выполняют хватательные движения

И с тобою хохочу                - улыбаются широко.

Ты, смотри,  не убегай        - Грозят пальцем

Ты со мною поиграй           - машут руками к себе.

Ведущая: Раз, два, три,

Зайчик деток догони!

Воспитатель догоняет детей, по окончании игры дети садятся на места.

Ведущий:

А еще весной к нам из далеких краев летят перелетные птицы!

Птичек веселых в зал приглашаем.

Прилетайте, птички к нам!

Будем рады мы гостям!

Ребенок: Посмотрите все мы птички

Свиристели и синички

И сороки, и скворцы

Соловьи – весны певцы!

Ребенок:Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег зима устала,

Кап, кап, кап, весна настала!

Ребенок: Будит ласково весна                                                                                                   Всю природу ото сна.                                                                                      Засветило солнце ярче,                                                                                    Заглянуло в каждый дом.                                                                                                

Ребенок: Даже дышится иначе –                                                                                                    Аромат весны кругом!                                                                                                            После зимней тишины                                                                                                                  Веси звуками полны.                                                                                                            

Ребенок: Слышно, как сосульки тают,                                                                              Ручейки, журча, текут,                                                                                                     С юга птицы прилетают                                                                                                               И поют, поют, поют!

Весна: Расскажите, птицы, как вы зимовали?

Где вы побывали?

Что вы повидали?

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы подружились в странах  незнакомых?

Жаворонок: 

Много дней летели мы,

Далека дорога.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Были в жарких странах мы,

не бывает там зимы.

Ласточка:   

Прилетаем к вам весной,

Путь, проделав длинный.

Лепим домик под окном

Из травы и глины.

Грач:      

Кричат, торопятся с утра

В халатах чёрных мастера.

На ветках вяза и осины    Грачи плетут свои корзины.

Весна:

Спасибо птицы за дружный ваш рассказ.

Ребята, а вы догадались, что это за птицы? (Перелётные). 

Почему их называют перелётными?

- Мы с вами готовились к встрече птиц и наши родители смастерили вот такой красивую кормушку (демонстрация).

Весна:

Ах, как птички тут щебечут

Верю, все готовы к встрече

Раскрасавицы весны!

Хочу предложить игру «Не сорока, не ворона».

Я буду показывать картинку с изображением птицы. Посмотрим, как вы знаете птиц. Вы готовы? Тогда начинаем:

Не сорока, не ворона, и не чайка

А какая это птица?  Отвечай-ка!

Проводится игра «Не сорока, не ворона, и не чайка»

Весна подходит к любому ребенку и показывает картинку. Ответ должен быть полным – он начинается словами: «Не сорока, не ворона…», а дальше называется изображенная на картинке птица.

Ведущая:

Ребята, нас ждет еще одна интересная игра, я хочу проверить вас на внимательность.

Становитесь все в круг

Давайте сыграем в «да» и «нет »

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

На «нет » — стоим руки по швам;

Подвижная игра «Летит — не летит».

Летит — летит — орёл,

Летит — летит — козёл,

Летит – летит — синица,

Летит – летит — горчица,

Летит – летит — сазан,

Летит – летит — фазан,

Летит – летит — лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит- летит — глухарь,

Летит – летит — сухарь,

Летит — летит — гитара,

Летит – летит — утёнок,

Летит-летит — ворона,

Летит-летит – корона.

Летит – летит — сова,

Летит – летит — трава.

Летит- летит – компот.

Летит – летит скворец,

Летит — летит – кувшин,

Летит – летит — пингвин,

Летит — летит — дракон.

Весна: Спасибо вам, мои друзья,

Но ждут еще меня дела.

До свиданья!

Ведущая: Ребята, мы должны всегда помогать нашим маленьким друзьям – развешивать птичьи домики, перевязывать кусты для гнезд, покормить милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.