Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру Тема: «Путешествие в лес».
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воспитатель: Смоленцева Вероника Викторовна

     МОБУ «Сенькинская СОШ»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.

Задачи НОД.

Основная образовательная область.

Познание: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Коммуникация: продолжать расширять,  развивать диалогическую речь ребёнка.

    Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.

Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса  для человека, о том, как человек может сохранить лес.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.

Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная  игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.

Материал к НОД: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, ивы, клёна, дуба,липы; заготовки для составления панно; коробки (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.

Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические -  малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.

                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_les.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру Тема: «Путешествие в лес».

Воспитатель: Смоленцева Вероника Викторовна

     МОБУ «Сенькинская СОШ»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.

Задачи НОД.

Основная образовательная область.

Познание: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Коммуникация: продолжать расширять,  развивать диалогическую речь ребёнка.

    Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.

Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса  для человека, о том, как человек может сохранить лес.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.

Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная  игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.

Материал к НОД: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, ивы, клёна, дуба,липы; заготовки для составления панно; коробки (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.

Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические -  малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.

                                   

 Ход НОД:

В.:- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

Дети:- Да.

В.:- А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.)

В.:- Ребята, а как вы думаете,  для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Хотите выяснить?

Ну тогда в  путь, ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

 Раз, два,  три, четыре

Полетели, закружились.

Вот мы и в лесу.

В.: – И так, маленькие знатоки, для начала  отгадайте загадку.

( Педагог загадывает детям загадку:)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

 А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.      (Дерево)

- Совершенно верно это дерево- по марийски - пушенге

- Как вы думаете, дерево- пушенге  живое или нет?

Д.:- Живое.

В.- Почему так думаете?

Д.- Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

В.:- С помощью чего деревья дышат?

(ответы детей).

В.- Правильно, с помощью листьев.

- Ребята, а кто из вас  знает, из каких частей состоит дерево?

Игра  «Части дерева» (подходят к модели дерева).

(Дети подходят к  частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)

В.   – Кирилл, начни. Какую ты часть взял?

К.: -  Корни – вож. 

В:-  Корни  что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы.         

 -  Корни удерживают дерево.

В.- Даша, ты какую часть взяла?

Д: (ствол)- вурдо

-Какую функцию выполняет ствол?-вурдо

Д.-  По стволу  вода и питательные вещества поступают к веткам, а с веток к листьям.

В.: - Лена, что есть  на ветках? Укш-влак

Л.:- Есть листья, цветы, плоды.

В.- Ребята, что выделяют  листья?- по марийски – лышташ?

Д.- Кислород,

В. - Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

В.:- Когда листья падают, что происходит?

Д.:–гниют, образуют питательные вещества для дерева.

В.:- Молодцы.

 Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?»

 Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

( Ответы детей, выбирая картинки)

-  это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса;

 - это место для постройки гнезда; 

-для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

 - для художника это объект для картин;

 - для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

В.:- Молодцы.

- Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?

Д.: (деревья)- пушенге-влак.

В.:- Какие?

Д.: Береза -куэ, дуб - тумо, ель - кож, ива - уанге, клён - клён

Игра «С какого дерева листок».

В.:- Давайте подберем листочки для каждого дерева.

(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

Воспитатель,  предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево.

В.:- Молодцы, посмотрите,  как наши деревья ожили с листочками?! 

Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».-  «Чодыраште коштына»

Мы по лесу погуляли                         Ме чодыраште коштына

И немножечко устали.                       Изиш ноен улына

Встанем, глубоко вздохнём               Шогална,  шулалтена

Руки дружно разведём.                      Кидым кок могырыш шаралтена.

Чудеса у нас на свете:                      Изиракат лийына, кугуракат лийына,

Стали карликами дети,                     Совынам пералтена.

А потом все дружно встали,             Йолна ден тошкалына

Великанами все стали.                     Угыч сайын койына.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

В.:- Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? чодыраште

Д.:- Конечно?

В.:- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Мотор чодыраште

-  Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красную коробку, а разрешающие знаки- в зелёную коробку).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

В.: -Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

В.- Правильно! Молодцы!

- Если вы пришли в лес- не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

В.:- Ребята, давайте, мы с вами вспомним,  какие деревья растут в нашем краю?

И поиграем в игру  «Что растёт в краю родном?».

- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание».  (Яблоня- олмапу,  груша, ель -кож, береза -куэ, вишня, осина - шопке, каштан, лимон, сосна - пунчо, кедр, липа - писте, апельсин, киви и т.д.)

В.:-   Ребята, какие молодцы.

- Расскажите, без чего дерево и лес  не может существовать?

(ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).

- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

Д.:-(хвойный).

В.:- Правильно.

- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?

Д.:- (лиственный).

В.:- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

Д.:(смешанный).

В.:- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается  панно смешанного леса.

В.:.- Читает четверостишье

Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!     

- Ребята скажите, где мы побывали?

Д.:- (В лесу).

В.:- Как вы думаете,  мы выяснили,  для  чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

- Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим  маленьким детям, чтобы и они могли  полюбоваться красотой природы.

Спасибо! Тау!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема:"моя семья"

конспект занятия в старшей группе по теме:"Моя семья".Формировать у детей представление о семье как о людях живущих вместе,заботящихся друг о другеЮлюбящих друг друга.Закрепить знания полных имён член...

Занятие в старшей группе по окружающему миру тема: "Свойства воздуха"

Материал (окружающий мир, старшая группа, тема: "Свойство воздуха"...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние птицы».

Занятие в старшей группе по окружающему миру на тему: "Домашние птицы"....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру. Тема: «Продукты питания».

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе .Тема: «Продукты питания»....