Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришанова Тамара Алексеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе.

Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Воздух вокруг нас"

Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Программное содержание:

Задачи:

1. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создать условия для эмоционального  настроя в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Создать условия для развития целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

- Упражнять в самоанализе, закреплять положительные эмоции.

Оборудование

Демонстрационное: свистулька, игрушка резиновая, баночка с мыльными пузырями, стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, лист бумаги.

Раздаточное: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, листы бумаги по количеству детей.

Структура деятельности.

Элементы деятельности

Организация детей

Время

I

1.

2.

II

3.

4.

5.

6.

7.

8.

III

9.

10.

Вводная

Сюрпризный момент.

Загадывание загадки.

Основная

Эксперимент с шариком.

Эксперимент «Услышим и почувствуем воздух».

Эксперимент с веером.

Эксперимент «Увидим воздух».

Физкультминутка

Эксперимент  «Поймаем воздух».

Заключительная

Игры с мыльными пузырями.

Подведение итогов.

Дети на ковре возле воспитателя

Столы стоят буквой  «П». Дети проходят за столы, стоят стоя.

Дети выполняют движения с веером.

Столы стоят буквой  «П». Дети проходят за столы, стоят стоя.

3мин.

15 мин.

2 мин.

5мин.

Ход деятельности.

Цель

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы работы

I

1.

II

3.

4.

5.

6.

7.

8.

III

9.

10.

Вводная часть

Цель: активизация внимания.

Основная часть

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование.

Снятие напряжения

Заключительная часть

Создание эмоционального настроя. Закрепление пройденного материала

р 

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

-Скажите, чем занимаются ученые?

-Ученые занимаются наукой. Наука – это  познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журналах.

-Где работают ученые?

-Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать , работая в лаборатории?

-Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята нужно узнать тему наших исследований. Слушайте мою загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

-Вы правильно отгадали загадку- это воздух. Давайте пройдем в нашу лабораторию.

- Ребята, сегодня на занятие я принесла вот такие шарики.

- А как называются эти шарики?

        

 - А вы  знаете, почему они так называются?

- А откуда воздух появился в шариках?

- Давайте  наберем воздух  в легкие и надуем наш шарик. Шарик наполнился воздухом.

- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? Давайте потихоньку выпустим воздух из шарика.

-Что вы слышите?

-А можем ли мы почувствовать воздух?

-Давайте поднесем шарик к руке. Выпускайте воздух из шарика на руку.

-Что вы чувствуете?

-Еще мы можем услышать воздух с помощью свистульки. Через нее можно пустить быструю струю воздуха.

-Что вы слышите?

-Что вы поняли из проделанных опытов?

-Правильно, ребята! Воздух можно почувствовать и услышать.

Ребята, теперь мы проверим можем ли мы увидеть воздух.

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Пузырьки - это воздух. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-С помощью этого эксперимента мы узнали, что воздух можно увидеть

-Ребята, давайте проделаем еще один очень интересный опыт.

 -Для того, чтобы  почувствовать воздух, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот  так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок.

-А как еще можно почувствовать воздух?

- У вас получились очень красивые поделки. Выходите с ними поиграть.

Физкультминутка

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите.

-Что в нем?

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет.

Что произошло с пакетом?

Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

-На что похож?

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.

-Что изменилось?

Пакет опять стал пустым.

-Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

-Оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Подведение итогов.

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку

-  

Ответы детей

В научной лаборатории

Быть аккуратными, не спешить, быть внимательными, внимательно слушать, не толкаться, соблюдать тишину.

Дети отгадывают загадку.

Воздух

Дети проходят к столам. 

Воздушные

Потому что внутри шарика есть воздух

Он там появился, когда шарик надували.

Дети выпускают воздух из шарика. Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей 

Выходят пузырьки.

Ответы детей

Дети изготавливают веера.

Обмахивают себя веерами.

Ответы 

Можно подуть себе на руку

Нет

Пусто

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети дуют мыльные пузыри

Дети анализируют проделанные опыты.

Словесный метод-беседа.

Игровой метод- загадывание загадки.

Словесный метод-рассуждение

Практический метод

Практический метод

Практический метод

Объяснение

Уточнение

Практический метод

Игровой метод

Беседа

Практический метод

Рассуждение

Практический метод

Рассуждение

Обобщение

Практический метод, игровой метод.

Обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект мероприятия по экспериментированию в старшей группе

Конспект содержит описание открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»

Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...