"Волшебница ниточка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Данченко Ольга Владимировна

Исследовательски-творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебница ниточка676 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Волшебница ниточка»

Руководители проекта:

Воспитатели:

Еремина Светлана Владимировна

Данченко Ольга Владимировна

Консультант: Ковалева Надия Измаиловна – старший воспитатель

Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №5 Лесозаводского городского округа».

Аннотация проекта:

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольные образовательные организации на активные методы взаимодействия с детьми. Обеспечение грамотного образовательного процесса в ДОУ, освоение новой миссии и ценностей предполагает переход на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества педагогов и родителей для реализации единых требований, способствующих полноценному развитию личности, Одним из таких методов является метод проектов, который способствует установление партнерских отношений, поиску новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов и детей  родителей, направленных на развитие у ребёнка любознательности, склонности наблюдать, экспериментировать, способности договариваться, учитывая интересы и чувства других детей, повышение активности родителей, как участников образовательного процесса.

Вещи вокруг нас – неотъемлемая часть нашего быта, настолько привычная, что мы не всегда задумываемся над их историей. А между тем, нередко вещи отражают не только историю, но и социальный прогресс, и важнейшие этапы развития общества. Многие материалы интересны современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности. Одной из таких вещей являются нитки.

Сегодня мало кто знает о том, когда нитки появились на свет. Историки доподлинно не могут рассказать нам о том, как это произошло и кто был тем изобретателем-новатором, благодаря которому сегодня мы все наслаждаемся всеми прелестями индустрии моды. А между тем день их рождения стоило бы объявить всемирным праздником. 

В своем проекте мы  даем ребенку возможность исследовать, экспериментировать, фантазировать, творить с таким простым, но в то же время необходимом материале как нитки. Наш проект способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, умению работать в паре, группе. Все предметы, окружающие  его с раннего возраста, возникают не сами по себе. Их придумал человек много – много лет тому назад. До наших дней дошли великолепные образцы тканых изделий, одежда расшитая мастерицами прошлых лет.

И если дети после реализации проекта захотят побольше узнать о других материалах из мира вещей - значит цель наша достигнута.

Основная проблема, требующая решения:

Дети мало знают о возможностях применения ниток, значении нитки в жизни человека.

Проблемные вопросы:

  • Когда появились нитки?
  • Как и из чего делают нитки?
  • Что мы можем сделать из ниток?
  • Как помогает нитка в защите Родины?

Направление воспитательной деятельности:

познавательное, художественно-эстетическое развитие, патриотическое воспитание.

Участники проекта: дети подготовительной «Б» группы; Еремина С.В., Данченко О.В. - воспитатели; родители.

Возраст детей: 6 лет.

Состав проектной группы: дети; воспитатели; родители.

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь- январь).

Описание ситуации проекта: замечено, что у детей недостаточно знаний о свойствах и применении ниток, они не умеют создавать творческие работы с использованием ниток, не соотносят нитку и готовое изделие из нее. Активный познавательный интерес побуждает детей совершать какие либо действия с предметами Дети совместно с родителями попробуют найти информацию о нитках и их применении в изготовлении различных тканей, о свойствах ниток для специализированной одежды в интернете и библиотеках; педагогами для ребят будут созданы условия для экспериментальной деятельности, подготовлены материалы для творчества; ребята попробуют изготовить творческие работы своими руками( рисунки, поделки, элементы костюма для режиссёрской игры).

Принципы и подходы к реализации проекта:

1. Обогащение детского развития;

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником  проекта;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество учреждения  с семьей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам,

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников данной группы ;

9. Принцип развивающего образования;

10. Учет интеграции образовательных областей;

11. Принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса.

Потребители проекта: дети, педагоги, родители. Освоение новой миссии и ценностей предполагает переход на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества педагогов детей  и родителей. Говоря о сотрудничестве мы рассматриваем качественно более высокий уровень совместных действий, когда участие в общем деле основано на осознании единых целей, доверительном отношении, общении с равных позиций стремлении к взаимопониманию. Если родители вместе с детьми рисуют, занимаются моделированием, пополняют и систематизируют коллекции, готовятся к выставкам, это делает их жизнь разнообразной, интересной, наполненной смыслом и конструктивным общением. На благоприятном эмоциональном фоне увлечение может вырасти в нечто большее, стать делом всей жизни. Давая возможность ребенку переживать удовольствие от успеха в совместной деятельности взрослые способствуют формированию у него мотивации достижения.

Заказчик проекта: дети.

Цель: формирование у детей представления о применении обычных материалов (нитки), развитие навыков исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, умение находить неожиданные варианты их использования, создание мини-  музея творческих работ, лэпбука.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с историей возникновения ниток;
  • расширять знания и представления детей о нитках, их разнообразии, свойствах и значении в жизни человека.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические, духовно-нравственные качества подрастающего поколения через знакомство с русским народным и  военным костюмами;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать творческие способности детей, интерес к исследовательской деятельности;
  • умение работать в группе , в паре.

Практические:

  • пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта;
  • создать лэпбук «Путешествие ниточки»;
  • привлечь родителей и детей к созданию мини-музея «Волшебница ниточка», посредством создания экспонатов музея.

Предполагаемые продукты проекта:

  • коллекция ниток;
  • создание креативных поделок из нитей родителями и детьми;
  • атрибуты для уголка режиссерских игр;
  • «вязаные» герои сказок;
  • материалы для создания лэпбука;
  • дидактическая игра «От ниточки к костюму»
  • мини-музей «Волшебница ниточка»;
  • итоговое мероприятие квест-игра «Узелок на память».

Предполагаемые результаты проекта:

  • расширятся знания детей о значении ниток в жизни человека;
  • пополнится предметно-развивающая среда по теме проекта;
  • будет приобретен опыт креативного использования ниток, в зависимости от их свойств;
  • раскроется творческий потенциал семьи;
  • повысится активность родителей в жизни группы;
  • сформируются предпосылки поисковой деятельности.

Награды, призы: детям медали в номинациях «Лучшему знатоку»; «Самому любознательному»; «Самому креативному»; «Лучшему исследователю»; родителям дипломы в номинациях «Очумелые ручки»; «Самая любознательная семья»; специальный приз за лучшее фото «Костюм моей семьи».

Сроки реализации проекта: с 01.12.2017г. по 15.01.2018г.

Показатели эффективности проекта: после реализации проекта предположительно у 80% детей расширятся знания о значении нитки в жизни человека; у воспитанников появится интерес к изучению мира вещей, к поиску информации о новом, незнакомом  в окружающем, дети захотят продолжать экспериментировать с другими предметами и изучать их свойства; на 60% повысится активность участия родителей в жизни группы; будет приобретен опыт использования ниток.

Материалы и оборудование:

  • детские энциклопедии;
  • художественная литература;
  • картинки и иллюстрации о нитках;
  • атрибуты для д/и «Геометрические фигуры», "Собери костюм";
  • набор для детского творчества;
  • набор для проведения опытов и экспериментов;
  • магнитофон, проектор, компьютер, фотоаппарат.

Используемые образовательные  технологии:  познавательно - исследовательские; игровые; развивающие; информационно-коммуникационные (в виде игр и презентаций).

Виды деятельности: занятия, беседы, эксперименты, дидактические и подвижные, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, свободная творческая деятельность.

 Предполагаемые риски и способы их преодоления:

  • трудно привлечь всех родителей к участию в проекте.

Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности;

  • соберем недостаточно материала для реализации проекта.

 Создать дополнительный материал своими руками, обратиться к дополнительным источникам информации.

  • загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовке проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
  • утеря интереса детей к деятельности.

Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме.

Жизненный цикл проекта:

Подготовительный этап

Срок

Формы и место работы

Содержание работы

Предполагаемый результат этапа

С 01.12.2017г.-

08.12.2017г.

Цель: выявление проблемы. Введение в ситуацию

Составление плана работы над проектом.

Подбор методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

1.Беседа «Откуда берутся нитки?»

(метод кейс- проблемная ситуация)

групповая комната.

2.Работа с родителями: информировать о запуске проекта на сайте группы, объявление.

К детям приходит сказочный герой пан Ниточка,  который вводит их в проблемную ситуацию. Акцентные вопросы: Хотите,  Сможете? Дети начинают анализировать, строить гипотезу и коллективно решают сложные задачи.

Родители узнали о проекте , что одним из результатов проекта будет создание мини-музея.

Сформировалась детская цель.

Дети не смогли ответить на все вопросы, захотели  больше узнать о нитках  и заинтересовались проблемой.

Обратились за помощью к родителям в поиске материалов о нитке.

Родители заинтересовались темой проекта и начали поиск информации о нитках дома вместе с детьми для создания

презентации «Откуда появились нитки?»,материалов для изготовления экспонатов для мини-музея.

Основной этап

Срок

Формы и место работы

Содержание работы

Предполагаемый результат этапа

С 11.12.2017г.-

10.01.2018г.

Цели: сформировать у детей обобщенные представления о нитках, их свойствах и применении.

 «Открытие»

Способа действия нового знания

1.Знакомство участников проекта  с презентацией «Откуда появились нитки?»

(метод кейс- прогнозирования)

Подвижная игра

«Лазерный лабиринт».

Беседа

Подводящий диалог.

2.НОД «Как рубашка в поле выросла"

К. Ушинский.

3.Опытно-экспериментальная деятельность.

Дидактическая игра «Буковки из ниток»

4.НОД

«От ниточки к костюму»

Хороводная игра «Клубок»

5.Нод «История военной формы»

Игра «Намотай клубок»

6. Серия НОД Цель: Включение нового знания  в систему знаний ребенка

«Ниткография»

нетрадиционные

техники рисования.

(метод кейс- с добавлением проблемной ситуации).

7. Мастер –класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

8. НОД «Чаша из пряжи»

9.НОД «Кукла -мотанка»

10 . НОД Актуализация знаний и умений.

Затруднение в ситуации

Дети находят отличия реальной от воображаемой ситуации, начинают анализировать варианты возможных последствий.

Ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи».

Кто может помочь справиться с заданием? Где можем узнать?

Педагог знакомит детей с художественным произведением, проводит беседу с  детьми о прочитанном.

Изучить свойства нитей (прочность, способность к окрашиванию), рассмотреть под лупой. Педагог предлагает попробовать создать схемы проведения опытов.

Выкладывание из ниток букв, слов. Развитие мелкой моторики.

Педагог знакомит детей с созданием костюма, объясняет детям, что ткань (из которой шьют костюмы) состоит из ниток; предлагает подумать какую игру можно создать с помощью изображений костюмов.

Дети играют

Ознакомление с  военным костюмом разных эпох. Педагог  ставит перед детьми проблему как можно ознакомить с собранной информацией воспитанников другой группы. Дети предлагают свои варианты.

Намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил.

Педагог предлагает ситуацию: кисточки пропали, но нам необходимо рисовать.

Дети предлагают различные варианты решения, выбирают наиболее актуальное решение.

Педагог обучает дошкольников нетрадиционным способам рисования.

Предлагает родителям найти обучающие презентации проводит с ними мастер -класс по обучению рисованию нитками, для того чтобы они смогли создать совместные работы с детьми.

Воспитатель показывает ребятам, как из остатков пряжи можно сделать чашу, вазу и т.д.

Педагог знакомит воспитанников с историей появления куклы, побуждая детей сделать оберег для своей семьи.

Педагог  ставит перед детьми проблему как пополнить с помощью тканей сделанных из нитей театрализованный уголок. Акцентные вопросы: Сможете ли вы сделать элементы костюма самостоятельно?

Кто сможет помочь?

Дети с родителями вместе с решают, что они смогут сделать из нитей.

Узнали небольшую информацию о происхождении ниток.

Будет развита координация и ловкость.

Дети смогут предположить из каких источников они могут получить нужную информацию

Воспитанники еще больше узнали о происхождении нити.

Узнали о свойствах ниток. Создали схемы проведения опытов.

Научились выкладывать буквы, слоги, слова при помощи ниток.

Воспитанники познакомились с применение нити для создания одежды костюме

Предложили создать варианты дидактических игр. (например: «Собери костюм», «Кому что нужно» и т.д.)

Развивается координация движений, коммуникативные качества.

Предполагаемый продукт: альбом «Из истории военной формы» и презентация «Какая бывает форма» созданная с помощью родителей.

Развивает координацию, мелкую моторику.

Продукт: мини -вернисаж для малышей «Чудо-ниточка».

Созданные с помощью родителей обучающие презентации.

Создание экспонатов для мини –музея «Волшебница ниточка».

Пополнение  мини-музея.

Продукт: кукла –оберег для родителей.

Дети и родители создают элементы костюмов для режиссерской игры сказочных героев.

Продукт: вязаные герои сказок.

Заключительный этап

С 11.01.2018-15.01.2018гг.

Цель: подведение итогов проекта.

Беседа-осмысление

Вопросы

Педагог ставит проблему- как можно применить вязанных героев. Предполагаемые предложения детей: использовать в игре, показать сказку малышам. Педагог предлагает детям решить, какую сказку они  хотят поставить, опираясь на созданных своими руками персонажей.

Педагог ставит проблему- как сделать так, чтобы элементы костюмов увидели все дети группы. Предложения детей: развесить в одном месте, сложить в коробку для театра, устроить показ. Педагог объясняет, что показ мод называется дефиле.

Проблема собрано много информации о нитках- куда ее поместить? Предложения детей: создать коллекцию, сложить в коробку. Педагог показывает воспитанникам готовый лэпбук на другую тему для того, чтобы дети заинтересовались его изготовлением.

Педагог ставит проблему: мы много узнали о нитках. Как проверить, что мы запомнили.

Дети предлагают: спросить, задать  им вопросы.

Педагог предлагает квест-игру с участием родителей.

Педагог задает вопросы детям

Что мы делали?

Что мы сначала не знали?  Какой способ помог нам справиться с затруднением? Что было самым трудным? О чем вы сегодня расскажете маме и папе? Деятельность детей рефлексивная.

Продукт: вязаная сказка для малышей.

Продукт «Дефиле»;

Продукт: лэпбук «Все о нитках».

Продукт: квест игра «Узелок на память».

Сформулировано не менее одного условия, которое позволило достичь цели проекта

Критерии оценивания работ участников проекта:

  • эстетичность работ;
  • соответствие заявленной теме;
  • креативность;
  • доступность;
  • степень участия;
  • активность;
  • умение находить информацию;
  • степень участия семьи в проекте;
  • умение представить костюм, как предмет исторического наследия семьи

Перспективы развития проекта.

Предполагаемый результат первого этапа.

В ходе реализации первого этапа, во время вводной беседы, проводимой методом кейс-проблемной ситуации, сказочный герой пан Ниточка введет детей в проблемную ситуацию. Дети заинтересуются проблемой и совместно с педагогам, разработают план работы над проектом.

Информируют родителей о запуске проекта на сайте группы, в сетях интернета, объявлением в группе. В результате родители начнут сбор информации и о нитках дома вместе с детьми для создания презентации «Откуда появились нитки?», материалов для изготовления экспонатов для мини-музея.

Предполагаемый результат второго этапа.

При проведении основного этапа мной будут использованы такие формы работы: Знакомство участников проекта с презентацией «Откуда появились нитки?». Дети узнают небольшую информацию о происхождении ниток.

Непосредственно-образовательная деятельность:

  • речевое развитие: «Как рубашка в поле выросла" К. Ушинский. В результате дети пополнят свои знания о происхождении ниток.
  • познавательное развитие: «От ниточки к костюму». Создать дидактические игры  (например: «Собери костюм», «Кому что нужно»).
  • познавательное развитие: «История военной формы». В результате появится альбом «Из истории военной формы»  и презентация «Какая бывает форма» созданная с помощью родителей.
  • художественно-эстетическое развитие: «Ниткография» (нетрадиционные техники рисования). В итоге - мини-вернисаж для малышей  «Чудо-ниточка».
  • художественно-эстетическое развитие: «Чаша из пряжи». Пополнится  мини-музей «Волшебница ниточка».
  • художественно-эстетическое развитие: «Кукла-мотанка». В результате будет изготовлена кукла-оберег для своей семьи.

Игры с нитками:

  • подвижная игра «Лазерный лабиринт». Будет развита у детей координация и ловкость;
  • дидактическая игра «Буковки из ниток». Дети разучат буквы. Пополнится картотека дидактических игр;
  • хороводная игра «Клубок». Координация движений, коммуникативные качества.
  • игра «Намотай клубок». Дети разовьют мелкую моторику, координацию.

Мастер –класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования». Будут созданы экспонаты для мини –музея «Волшебница ниточка».

Опытно-экспериментальная деятельность. Изучить свойства нитей. В итоге – будут созданы схемы проведения опытов.

Предполагаемый результат третьего этапа.

На заключительном этапе проекта «Волшебница ниточка» дети организуют театр для малышей при помощи вязаных героев; из собранной коллекции элементов костюмов пройдет показ «Дефиле» для детей других групп, педагогов и родителей; из собранной информации о нитках будет создан лэпбук «Все о нитках».

Итоговым мероприятием станет квест-игра с детьми и родителями «Узелок на память», целью которой является закрепление знаний полученных в ходе реализации проекта, создание презентации проекта.

В результате данного проекта у дошкольников сформируются навыки сбора и обработки информации, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания, будут развиваться волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, творческие способности и коммуникативные навыки, что будет способствовать  формированию универсальных познавательных компетентностей,  повышению познавательной  активности , увеличению их интереса к познавательной деятельности и развитию познавательных способностей.

Распространение информации о деятельности по проекту.

На первом этапе проекта: информация о запуске проекта «Волшебница ниточка» была размещена на сайте группы, в сети интернет, объявление для родителей в группе детского сада.

На втором этапе проекта: информируем родителей о проведении мастер –класса «Нетрадиционные техники рисования»; создание мини-вернисажа «Волшебница ниточка»  и знакомство с вязаными героями сказок детей других групп.

 На третьем этапе: театрализация сказки для малышей; приглашаем на «Дефиле» детей, родителей, педагогов; презентуем лэпбук  «Все о нитках» на консультации для педагогов с целью распространения информации о проекте, а также предложить его использовать на занятиях по познавательной деятельности; итоговая презентация будет размещена на сайте группы и в сети интернет.

Список используемых информационных ресурсов:

  1. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Москва «АРКТИ», 2005г;
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. "Проектная деятельность дошкольников". Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мозаика Синтез. 2010;
  3. Ж. Шквыря, «Волшебные нитки» Феникс, 2012г.;
  4. А.А. Анистратова, Н.И. Гришина, Серия «Мир удивительных поделок»: «поделки из ниток и пряжи» учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010 г.;
  5. Дыбина.О.В.,Рахманова.Н.П., Щетинова.В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Издательство: Сфера Год: 2002г.; 
  6. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002г.;
  7.  И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», 2003.
  8. С. Ф. Тарасенко «Забавные поделки». – М.: Просвещение,1992.;
  9. http://jablogo.com/playing-learn-to-live/games-with-ropes.html


ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА «Волшебница ниточка»

                             Беседа «Откуда берутся нитки?»

(метод кейс- проблемная ситуация).

Цель: привлечение внимания детей к истории происхождения ниток.

Задачи:

  • учить видеть возможный парадокс в происхождении окружающих предметов;
  • развивать способность формулировать проблему, анализировать, строить гипотезы, предполагать;
  • побуждать детей коллективно решать сложные задачи.

Предварительная работа: чтение детям польской сказки К. Макушинского «Пан Ниточка».

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня к вам в гости пришел необычный гость- Пан Ниточка. Он хотел задать вам вопрос: - Откуда мы берем нитки?

C:\Users\Оля\Desktop\IMG-20190128-WA0006.jpg

Предположения детей ( дома, в магазине и т.д.)

П.Н.:  как они появляются дома, в магазине?

Дети рассуждают.

Воспитатель показывает детям карточки и Пан Ниточка задает вопрос:

- Какая связь между этими картинками?

1.

https://hdanimalspot.com/storage/upload/sheep/sheep-9.jpghttp://klubok.ucoz.org/PicsLogo/Klubok/shutterstock_16403929-1.jpg       http://barrellab.ru/wp-content/uploads/120.jpg                                                           

   

Дети не находят связи между картинками, потому что у них нет знания из чего делают нитки.

                                     C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2193.JPG

П.Н.: А хотите узнать как связаны между собой эти предметы? И откуда же берутся нитки? Кто нам сможет помочь в этом?

Дети: воспитатели, родители.

П.Н.: Откуда взрослые могут узнать о нитках? (книги, интернет)

А что мы можем сделать, чтобы родители нам смогли помочь?

Дети: Рассказать им об этом, объявить по радио.

П.Н.: Как вы думаете, каким образом можно сделать так, чтобы о нашей проблеме узнало как можно больше людей?

 Дети: давайте вместе напишем объявление.

Дети вместе со сказочным героем и воспитателем пишут и рисуют объявление для род

                  Знакомство с презентацией «Откуда появились нитки?»

(метод кейс- прогнозирование)

Цель: формирование у детей представлений о происхождении ниток.

Задачи:

  • учить детей отличать реальную и воображаемую ситуацию, строить логические и обоснованные прогнозы;
  • развивать умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
  • развивать критическое мышление, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Ход: Просмотр презентации «Откуда появились нитки?».

После просмотра задать детям вопрос:

- Представьте себе, что ниток на свете нет, было бы это здорово? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - А если все на нашей планете будет сделано из ниток?

Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон для того, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав вместе с детьми о том, как было бы всё вокруг красиво, ярко, красочно, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях такого превращения.


Конспект НОД «Как рубашка в поле выросла».

Цель: ознакомление детей с технологией изготовления ниток и одежды из льна.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с этапами изготовления изделий изо льна;

• закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке;

• развивать связную речь;

Воспитательные:

• воспитывать любовь к родному краю, внимание, желание слушать, много знать.

Материалы и оборудование: произведение Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла», иллюстрации «Семена льна», «Как в старину лен сеяли», «Льняная рубашка».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А что на вас одето?

Дети: одежда.

Воспитатель: а где берут одежду?

Дети: ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена, когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?

Дети: да!

Воспитатель: одежду делают из разных тканей, а ткани получают из нитей. И сегодня мы поговорим о льняной ткани. Ее делают изо льна. Лен это растение, которое растет в поле. Поэтому в старину и говорили, что рубашка в поле выросла. Сегодня вы узнаете, как изо льна шили рубашку. Посмотрите — это семена льна (рассматривание иллюстрации). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Он рос и когда лен зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Воспитатель: Все лето растет лен. Как вы считаете, что помогает льну расти?

Ответы детей: солнце, ветер, дождь. (Хором)

Воспитатель: а вот сейчас мы послушаем рассказ Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Физкультминутка «Цветы»

Раз, два, три — выросли цветы

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел

Стебелёк закачал

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок улетай, улетай

Ты цветочки не ломай.

Дети садятся на свои места.

После чтения рассказа воспитатель задает вопросы:

- про какое растение говорилось в произведении? (про лен)

- когда его стали доставать из земли? (когда цветы льна опали)

-и что дальше с ним сделали? (связали в снопы и оставили на поле просохнуть)

-что сделали со льном, когда он просох? (опустили в воду, камнем прижали)

-а когда вынули лен из воды, что с ним делали? (стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем)

- что стало дальше со льном? (после того как лен причесали, из него стали нитки прясть. А потом отец принес ткацкий станок и стали на нем ткать полотно)

- что делали с полотном? (его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я называю слово «поле», а вы отвечаете ласково «полюшко» (поле, лён, рубашка, сарафан, солнце, дождь, нитки, камень). Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы, такие внимательные.

Воспитатель: А в настоящее время, в нашем современном мире, все происходит по-другому. Итак, лён сеют не руками, а машинами в июне месяце. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (льнокомбайн). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

Вяжут лён, как и раньше вручную и складывают в снопы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции. Стебли льна треплют на мяльно-трепальном  аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются. Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань. И на швейной фабрике шьют одежду.

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? Что вы узнали? Что вам запомнилось, а что понравилось?


НОД по художественно- эстетическому развитию.

Техника «Ниткография»

(метод кейс-с добавлением проблемной ситуации).

Цель: развитие и обогащение творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы.

Задачи:

  • познакомить детей с новым материалом рисования – нитью, с её разновидностями;
  • учить воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение, предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
  • учить детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью нитей; 
  • развивать способность вести конструктивный диалог;
  • развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию. 

Материалы и оборудование: бумага, гуашь или акварель, кисть, нитки разной толщины, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я подготовила все материалы для рисования, но представьте себе, что у нас исчезли все кисточки, карандаши, мелки и нам нечем будет рисовать. Вспомните сказку о Ниточке и Иголочке, которые попали в страну Изобразилию. При помощи чего они рисовали?

Дети: С помощью ниточки.

В.: А вы хотите тоже попасть в страну Изобразилию и научиться рисовать с помощью ниточки?  

Д.: Да.

В.: Итак мы отправляемся в путешествие, но оно у нас будет не простым, а помогут нам в этом наш друг интересный и волшебный клубочек ниток. Всем нам знаком этот «волшебный клубок», который всегда в русских народных сказках приходил на помощь людям в поисках счастья и добра. Возьмемся дружно за ниточку и клубочек нас приведет в волшебную страну.

Дети проходят за столы.

Пальчиковая игра «Иголочка» (Дети выполняют движения согласно тексту)

Я иголочку возьму, в ушко нитку протяну,

Завяжу узелок и начну шить платок.

Буду я стараться, чтоб не отвлекаться.

Я платок сошью да маме подарю.

Мама поглядит, за платок похвалит.

В.: Сегодня мы с вами будем рисовать с помощью нити. Эта техника рисования называется «Ниткография». Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.

 

                     C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2151.JPG
        

Берём белый лист бумаги и сгибаем пополам. Набираем краску на нитку с   помощью кисти: нить опускаем в краску.
Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.

После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрываем вторым листом. Оба листа плотно прижимаем друг к другу рукой, а нить вытягиваем за конец. 

На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов.

 Они могут у вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2166.JPG

В.: Молодцы ребята! Какие замечательные работы у вас получились. Теперь вы научились рисовать и без помощи кисти и карандаша. Нам пора возвращаться

в группу: мы за ниточку возьмемся и клубочек нас вернет домой.

Рефлексия: Где мы сегодня побывали? Что делали необычного? Что вам понравилось? Хотели бы вы сделать еще что-нибудь с помощью ниток?


НОД по познавательному развитию «От ниточки к костюму».

Цель: формирование у детей представления о русском народном костюме.

Задачи:

  • познакомить с историей русского костюма с особенностями его внешнего вид ;
  •  формировать  представления об элементах  костюма;
  •  расширять кругозор, любознательность ;
  • формировать образную речь ,обогащать словарь;
  •  прививать любовь  к своей Родине;
  • формировать  эстетический вкус, воспитывать интерес к народному быту.

Материалы: народные костюмы, образцы льняных, хлопковых, шелковых, шерстяных тканей и ниток; шаблоны русского национального костюма для раскрашивания, фотографии национального костюма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите какой красивый сундучок!  

                           И закрыт  он  на замок

                           Если  ключик  подберём  ,

                           В прошлый  век  мы попадём !

 Чтобы сундучок открылся  нужно отгадать загадки:

1 Маленькая собачка, свернувшись  лежит, не кусает, не лает , а в дом не пускает.

2 Хвост на дворе , нос в конуре, кто хвост повернет , тот в дом войдёт.

Молодцы, ребята! Ну вот сундучок и открылся. Что это в нём?              

(достаём  из    сундучка  элементы  русской  национальной одежды: платок, передник, рубаха, пояс, сарафан ,кокошник ,фуражка, лапти. При этом называем вещи  вместе с детьми).

Воспитатель: Знаете ли вы как выглядели  ваши прапрабабушки и  прапрадедушки  вот в этих одеждах?

- Как называется этот предмет? ( рубашка)                                                 Правильно.  Рубаха – косоворотка.

-  Кто догадался , почему  она так называется ?

( потому что застёжка  наискосок , а не ровно ).

- Что ещё есть в сундуке?( пояс).

- А  зачем нужен  пояс?( завязывать на рубаху  ).

- Правильно . Рубаху  носили на  выпуск и подпоясывали узким поясом или шнурком.

- Как вы думаете для чего ещё нужен был пояс?( ответы детей). А ещё служил как карман, положить  топор или другой инструмент  за пояс.

- А , что это за предмет одежды и кто его носит?

Правильно, брюки, но раньше их называли порты и носили их мужчины.

Ну, а это картуз. Какой головной убор он вам напоминает? ( фуражку).

Воспитатель:  Ребята в сундуке ещё что – то есть. Что же это? ( сарафан, передник).  - Как вы думаете для чего нужен передник?( оберегает от грязи, украшает одежду).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03e9/00016378-16aede4f/img2.jpg

- А, что надевали на голову женщины? (платок, кокошник) .

Как вы думаете  какая бывает одежда ? ( повседневная и праздничная ).

- А в этот наряд куда можно одеть ? ( на праздник ).

- Что   делали  люди  на праздниках ? ( водили хороводы, пели песни , плясали, играли в разные игры).

Физ. минутка. Ровным кругом друг за другом

- Мы идем за шагом шаг,

- Стой на месте, дружно вместе

- Сделаем вот так.

(показываю действие, дети повторяют: вдеть нитку в иголку, режем ножницами, шьем и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а из чего делают ткань для пошива одежды?

Дети: из ниток.

Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую.

Воспитатель показывает нитки.

Дети рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых, шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них получают. Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую.

Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?

Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля – жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна – кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали – расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.)

Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)

Вот откуда пошла традиция – собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.

Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат!

Тихо звучит русская народная музыка.

Подумайте и скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском народном костюме? (Хоровод у березки, плавные, красивые движения, русские народные песни.) Русский костюм невозможно отделить от песни: то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной.

Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету. Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».

А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.)

Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».

Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).

Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов). 

Игра “ Третий лишний “ .  

Описание игры. (На экране появляются изображения трёх предметов женской одежды :два предмета современной одежды и один старинный. Сказать ,что лишнее и почему. По  аналогии мужская  одежда и головные уборы ) .

Воспитатель:   Молодцы, быстро справились с заданием . Ой , ребята в сундуке ещё что –то  осталось! На этих листочках был какой то рисунок ,но от времени рисунок одежды стёрся , давайте восстановим его и увидим какая одежда спряталась. А отгадать можно, если соединить только зелёные точки.

Воспитатель:  -У всех получилась разная старинная одежда . Молодцы , вы все хорошо справились с заданиями .

Рефлексия: О чем мы сегодня узнали? Что понравилось? Что запомнили?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/024f/0002e87e-e71bcce4/4/img0.jpg


Опыты с нитками.

Цель: знакомство детей со свойствами ниток и их видами, воспитание интереса к исследовательской деятельности.

Опыт№1

Воспитатель предлагает самостоятельно сделать нитку из кусочка ваты.

Возьмите кусочек ваты, намочите пальцы правой руки и скручивайте пальцами, вот так, но при этом чуть растягивайте.

Опыт № 2

Рассмотрение образцов нитки (швейная, шелковая, хозяйственная; шерстяная,). Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальчиков раскрутить конец нитки и увидите, что самая тонкая нить состоит из нескольких более тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивают дополнительное трение друг с другом. Состоит из множество ниток.

Опыт № 3

Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.

Опыт №4

На нитки разной толщины подвесить груз с одинаковым весом. Толстые нитки порвутся быстрее. (Эксперимент с шелковыми и шерстяными нитками). Вывод: Шелковые нитки прочнее , так как их плотность больше.

Опыт №5.

Нитка линейка. С помощью нитки можно измерить любой предмет.

Опыт№6.

Нитка циркуль. Один конец нитки держать пальцем левой руки, прижать к бумаге, другой конец нитки закрепить на карандаше и правой рукой вести карандаш по окружности.

Опыт №7.

Музыкальная нить. На досточке набить гвозди друг на против друга. Натянуть нитку. Пальцем руки дотрагиваясь до неё, можно услышать звуки разной продолжительности и громкости. (как на гитаре)

Опыт№8

        Окрашивание нити. Опустить белую нить в емкость с цветной водой. Нить окрасится. Вывод: нитки легко можно покрасить.

Опыт №9

В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие.

Опыт №10

Острая нить. Предложить разрезать пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Первой ниткой разрезать проще, так как она тоньше. Вывод: шелковая нить острая.


Познавательное развитие НОД «История военной формы».

Цель: формирование чувства патриотизма через знакомство с историей военной формы.

Задачи:

  • Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине;
  •   Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра;
  • Воспитывать интерес к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
  • Воспитывать чувство восхищения достижениями человека.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы профессии людей которым необходима специальная форма одежды?

Дети: врач, повар, пожарный, полицейский, военный.

Воспитатель: А как вы думаете, ниточка имеет к ним какое-то отношение?

Дети рассуждают и приходят к выводу: да, так как костюмы сделаны из ткани, а ткань из нитей.

Воспитатель: А хотите узнать историю возникновения военной формы?

Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и узнаем какую же форму носили наши предки? Вы готовы путешествовать? Нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот час же окажется в прошлом.

«Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму,

Один, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать»

Воспитатель: Посмотрите, вот мы и очутились в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте и смотрите. (презентация)

Как все начиналось: долгое время на Руси не было как таковой единой военной формы, одежда военных не очень отличалась от того, что носили мирные жители, разве что во время боя еще надевались защитные доспехи. Первой попыткой создать некое подобие унифицированного военного обмундирования было предпринято в стрелецких полках в XVII веке, кафтаны. Они назывались «цветное платье» и их цвет определялся принадлежностью к определенному полку.

Следующую страницу истории российской военной формы написал Петр I. Будущий император создал регулярную армию. При этом он во многом, в том числе и в обмундировании, ориентировался на иноземные образцы. Форма в петровских войсках представляла собой камзол, верхний кафтан, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Завершала костюм епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном, и приплюснутая треуголка. Основными цветами были выбраны синий, зеленый и красный.

Одежда для военных была настолько узкой и неудобной, что новобранцам приходилось три месяца тренироваться, чтобы научиться ее надевать. Затем ввели практичные широкие мундиры, заправленные в сапоги брюки, и каски, которые защищали от удара сабли.

Но недолго продлился этот благодатный для солдат и офицеров период, в армию вновь вернули строгую дисциплину и неудобную одежду. Военные вновь стали пудрить волосы, облачились в узкие брюки и лакированную обувь, напоминающие те, что носили в прусской армии. Они плохо грели и очень натирали ноги во время походов.

Затем военную форму сделали более просторной. Это позволяло поддевать под нее теплые вещи, что было довольно уместно, учитывая холодные российские зимы. Военные получили шинели с отложным, закрывавшим уши воротником, а также практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. 6

Военная форма была очень и решили ее упростить, после чего она стала напоминать крестьянскую одежду, зато была очень комфортной, недорогой в производстве и теплой. 7

В начале прошлого века  в российской армии был введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках. Он стал очень популярен и получил название «френч», по имени английского генерала Френча.

17

После революции Красная армия не могла себе позволить никакого обмундирования. Единственным отличием военных были красные ленты с надписью «Красная гвардия» на рукавах и головных уборах. В 1918 году появились суконные шлемы, которые назвали сначала «богатыркой», а затем появилось более знакомое нам название – «буденовка». 

10

К переломному моменту Великой отечественной войны была введена парадная форма для всех категорий военнослужащих, артиллеристам возвращаются их приборные черно-красные цвета, в том числе отменяется знаменитая «буденовка».

Воспитатель: А какими качествами должен обладать российский воин? (быть сильным, мужественным, выносливым, умным).
- А для этого надо тренироваться, обучаться военному делу: метко стрелять, преодолевать препятствия, развивать силу, ловкость, сноровку. Вы хотите быть похожими на солдат и уже сейчас начать готовиться к службе в армии?

Предположения детей.

Физминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Вы не много отдохнули, а теперь продолжим.

Несколько изменилось обмундирование в 1969 и 1972 годах, легендарная гимнастерка поменялась на полевой китель. После военных действий в Афганистане появляется на свет унифицированный зимний и летний полевые костюмы, получившие название «афганка». 

В конце прошлого столетия основным цветом и парадной, и повседневной экипировки военнослужащих стал оливковый. Шинели были заменены на зимние пальто, кители – на пиджаки с накладными карманами. В последние годы появилась новая офисная одежда для офицеров и генералов, а комплект новой полевой одежды для солдат и офицеров был окончательно утвержден – в его состав вошли: костюм, различные виды сезонных курток, жилет, шапка и берет, разносезонные ботинки, балаклава, перчатки и рукавицы. 

https://armata1.ru/wp-content/uploads/2017/04/Veshevoe-obespechenie-min.jpg

Экипировка военнослужащих, проходящих службу в условиях особо холодного климата (низкая температура -50, -60 и сильный ветер и снег) обеспечивает защиту от длительного воздействия холода с высокой влажностью и ветром более 15 м/с, от дождя и налипающего снега, и имеет очень высокий воротник, специальный капюшон увеличенного объема.

Основой армейской униформы сегодня стали принцип многослойности и возможность военным самим  комбинировать предметы обмундирования в зависимости от поставленных перед ними задач и погодных условий. В форме используются самые актуальные технологии, мембранные материалы, доказавшие свою эффективность утеплители, особая обработка швов, быстросохнущие и дышащие инновационные ткани, обеспечивающие необходимые воздухообмен. В местах, на которые оказывается наибольшая нагрузка, костюмы усиливаются. Новая экипировка военных прошла суровые испытания в полевых условиях и строго оценивалась ее будущими обладателями.

Воспитатель:  И так, ребята, мы сегодня очень много узнали о военной форме и нам уже пора возвращаться в группу. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:

- Вокруг вас обойду, в детский сад вас верну,

- Один, два, три, четыре пять, можно глазки открывать.

Итог: Скажите мне, куда мы с вами путешествовали?

Что нового узнали пока путешествовали? (ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали, много нового узнали.


Игры с нитками.

«Намотай клубок»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения.

C:\Users\пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN2139.jpg

Подвижная игра «Лазерный лабиринт».

Цель: развитие координации и ловкости.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2239.JPG

Дидактическая игра «Буковки из ниток».

Цель: формирование представлений о буквах, развитие памяти, воображения, мелкой моторики.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2235.JPG



Хороводная игра «Клубок»

Цели: развитие координации слов с движениями, ориентировке в пространстве.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2226.JPG 

 


НОД (аппликация) «Чаша из нитей».

Цель: обогащение творческого опыта детей с помощью изготовления креативных поделок из нитей.

Задачи:

  • Создать условия для изготовления поделок из остатков пряжи;
  • Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие;
  • Развивать творческие возможности  детей, мелкую  моторику  рук, фантазию;
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

Материалы: нитки разных цветов, ножницы, клей ПВА, пищевая пленка, различные емкости (тарелки, стаканы и т.п.).

Ход занятия:

         Воспитатель: Ребята! В ходе проекта в нашей группе накопилось много остатков цветной пряжи. Посмотрите какая она красивая, разноцветная.

Как вы думаете она нам может пригодится? (да) А что можно из нее сделать?

Дети предлагают свои варианты использования нитей.

Воспитатель показывает чашу, сделанную из кусочков пряжи и задает вопрос:

-Вам нравится? Хотите попробовать сделать такую чашу? (да)

Сначала нам надо размять наши пальчики и сделать гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

Воспитатель: Не обязательно делать это украшение интерьера именно в виде чаши.

 Можно сделать любую понравившуюся форму, например, создать  квадратную коробочку, стаканчик для разной мелочи.

Практическая часть:

1. Берём нитки   разных цветов, можно даже разного качества, размера и толщины.

2. Берём емкость, которая нас интересует, и снаружи обматываем её пищевой плёнкой или фольгой. Затем переворачиваем нашу ёмкость вверх дном.

3. Хорошенько промазываем ниточки клеем ПВА и в хаотичном порядке раскладываем на перевернутой подготовленной ёмкости, которую используем как основу формы. Ниточки нужно прижимать максимально плотно к поверхности, иначе форма может быть не такой, какой была задумана. Когда раскладываете нити, не забывайте про дно.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2183.JPG

4. Даём  ниточкам высохнуть, после чего снимаем форму из ниток с посудины или другой используемой ёмкости.

Благодаря плёнке или фольге, снять нитки с формы не составит труда, если ПВА полностью высох.

C:\Users\пользователь\Desktop\про нитки\фото на вс\DSCN2199.JPG

Вот такие интересные и необычные поделки можно делать из ниток.

Рефлексия: Чем мы сегодня занимались? Вам понравилось наше творчество?


НОД по художественно-эстетическому развитию «Кукла - мотанка».

Цель: расширение знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества. 
Задачи: 
- познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей;
- научить приемам изготовления куклы из ниток в соответствии с народными традициям;

- развивать мелкую моторику рук;

 - вызывать интерес и воспитывать любовь к русскому народному творчеству и рукоделию;

- формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Материалы: образец готовой куклы, иллюстрации народных кукол, клубки шерстяных ниток, картон для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища и рук, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель:- Ребята, хотите послушать одну очень интересную историю.(да)

         В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

А хотите мы изготовим с вами куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера.

Перед каждым из вас на столе лежат: пряжа (цветные нити), вспомогательные картонки, ножницы. Перед тем как приступить к выполнению работы, выполним правила техники безопасности . Ножницами мы сегодня будем пользоваться крайне мало, но все же:

С ножницами не шути, зря в руках их не крути
И, держа за острый край, Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики, чтобы вам было легче работать.
Пальчиковая гимнастика «Тень тень потетень».
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками) .


         А теперь, я предлагаю вам приступить к работе. (Вся работа происходит под музыкальное сопровождение: звучат русские народные мелодии).
Первый этап: заготовки для туловища и рук – наматывание ниток на картонку.

Далее заготовка снимается с коробки, стягивается посередине ниткой, фиксируется голова будущей куклы. Внизу нитки разрезаются по сгибу, формируется туловище, перетягивается ниткой.

 Теперь мы перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы. Затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы. У куклы (мальчика) также перетягиваются ножки.

Сегодня мы выполнили с вами куклу по мотивам народных образов.          У нас получились чудесные куклы они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.
Рефлексия:- Что вам понравилось на нашем занятии? Для кого вы сделали куклу?


Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: Повышение компетентности родителей в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Задачи:

-познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования;

-способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

-развивать творческие способности;

Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными способами рисования. Как Вы знаете, творческий подход к решению любой задачи возникает у ребенка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов ее решения.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз взрослый создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

А сейчас я предлагаю вам  на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер -  класса.     И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование нитками – «Ниткография»

Надеюсь, использование их в работе с детьми дома позволит сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными, насыщенными и разнообразными.

НИТКОГРАФИЯ

Материалы: Нитки 3 шт. длинной 15 см, краски 3 х цветов, 1/2 листа сложенного пополам.

Опустить каждую нитку в краску, чтоб получились нитки 3-х цветов, закрасить нитки, в помощь использовать кисточку. Крашенные ниточки свободно рисуя, по желанию положить на половинку листа, прикрыть лист второй половинкой, накрыть ладошкой. Аккуратно вытягивать ниточки по одной.

Открыть работу!

IMG_20170125_173806

Итог мастер-класса:

- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычной технике. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная ниточка

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду...

Ниточка к ниточке

Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...

"Ниточка за ниточкой"

Аппликация из шерстяных ниток...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой

Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...

Проект "Ниточка за ниточкой"

Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...

Проект «Ниточка волшебница»

Паспорт педагогического проекта...