Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Васильева Наталья Михайловна

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_4.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Составил воспитатель

ГБДОУ детский сад  № 50

Адмиралтейского района СПб

 Васильева Н.М.

Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"

      Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.

    На прогулках и экскурсиях за территорией ДОУ рекомендуется обращать внимание дошкольников всех групп на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны,  и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.  На прогулках, экскурсиях  нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет детям, что такое "закрытый обзор". 

   Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма, так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Подготовка воспитателя к экскурсии включает:

-выбор объекта экскурсии;

-выбор задач, методов, приемов работы;

-воспитатель определяет словарную работу: перечень слов, которые будет вводить в словарь детей или закреплять;

-воспитатель заранее определяет маршрут по которому дети будут следовать до места экскурсии;

-воспитатель должен подумать как поставить детей во время экскурсии, чтобы всем было хорошо видно;

-воспитатель заранее готовит игры, наглядность, пособия.

Проведения экскурсии включает несколько этапов:

1)Подготовительный этап: Работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, интерес. Подготовительный этап начинается за несколько дней до начала экскурсии и заканчивается в группе , когда воспитатель сообщает ее цель, обосновывает важность, оговаривает с детьми правила поведения на месте экскурсии и по пути следования.

2) Основной этап: проходит на месте экскурсии (перекресток, работа сотрудника ГБДД и т.д.). Детям дается 2-3 минуты на свободное созерцание. В этой части используются

различные приемы работы:

- вопросы (могут быть):

а) нацеливающие внимание (при первоначальном ознакомлении с предметами и явлениями: название предметов, их свойств, качеств)

б) активизирующие внимание детей (направлены на сравнение, сопоставление, обобщение).

в) творческие вопросы (направлены на стимулирование детей к рассуждениям, к самостоятельным выводам)

-проведение словарной работы (объяснение непонятных слов, тих значения, происхождение и т.д.)

-используются поговорки, пословицы, стихи и т.д.

-может быть организована практическая деятельность (проведены дид. игры по закреплению усвоенных знаний )

3) Заключительный этап. Он охватывает всю после экскурсионную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных на экскурсии, на упрочнение знаний, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных в ходе наблюдения на экскурсии.

В младшей группе перед педагогами стоят следующие задачи:

 1. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения

2. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора

3. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)

4. Знакомить с профессией взрослого ( с работой водителя)

Форма работы с детьми младшего возраста.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на

- работу светофора, значение зеленого, желтого и красного сигналов;

-на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи;

- важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

- обратить внимание на работу водителя общественного транспорта;

-В процессе наблюдения учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар.

Примерная тематика целевых прогулок в младшей группе                                                                                                                                                                                        

  • Знакомство с улицей.
  • Наблюдение за работой светофора.
  • Пешеходный переход.
  • Наблюдение за транспортом: легковые, грузовые машины, автобусы(различать и называть кабину, колеса, окна, двери).

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

1.Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве ( в помещении группы, на участке детского сада, в ближайшей местности)

2. Продолжать знакомить с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка общественного транспорта"

3. Продолжать знакомить с элементарными правилами поведения на улице

4.Проводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения

5Уточнить знания детей о назначении светофора и работе полиции

6. Знакомить с  различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения (  машина МЧС, "Полиция", трамвай, троллейбус, автобус)

7. Знакомить со знаками дорожного движения "Пешеходный переход", "Остановка общественного транспорта"

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Детей знакомят:

- с жилыми и общественными зданиями и дорогой рядом с детским садом,

- с транспортом, который движется по этой дороге,

- обращают внимание на работу водителя, полицейского.

Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

- На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения.

Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

Конкретные правила дорожного движения, со словами: «проезжаячасть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход»,«переход

Примерная тематика целевых прогулок в средней группе:

  • Знакомство с жилыми и общественными зданиями.
  • Знакомство с улицей.
  • Наша улица (дорога рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге).
  • Сравнение легкового и грузового автомобилей.
  • Наблюдение за светофором.

В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

1.  Уточнить знания детей о элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора

2. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети

3. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов

4. Продолжать знакомить с дорожными знаками "Дети", "Остановка", "Остановка автобуса", "Пешеходный переход", "Пункт первой медицинской помощи", " Пункт питания", " Место стоянки", "Въезд запрещен", "Дорожные работы", "Велосипедная дорожка"

В старшей группе организуются целевые прогулки, экскурсии. На них закрепляются представления детей:

- о проезжей части;

- знакомятся с  дорожными знаками ("Дети", "Остановка", "Остановка автобуса", "Пешеходный переход", "Пункт первой медицинской помощи", " Пункт питания", " Место стоянки", "Въезд запрещен", "Дорожные работы", "Велосипедная дорожка"

- получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров;

- обращают внимание на работу водителя и полицейского

Примерная тематика целевых прогулок в старшей группе:

  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за движением транспорта;
  • наблюдение за работой водителя;                                                                                                                                                                  
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.
  • Знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

В подготовительной группе перед воспитателем лежат следующие задачи

1.Систематезировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

2. Знакомить с понятиями "площадь", "бульвар", "проспект"

3 Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными

4.Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения

5. Расширять представления детей о работе ГИБДД

6. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте

7. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду  местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад по схеме местности

На целевых прогулках в подготовительной группе дошкольники наблюдают:

-  за движением транспорта,

- за работой водителя,

- за назначением дорожных знаков и их начертанием.

- расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД;

Примерная тематика целевых прогулок в подготовительной группе:

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
  • пешеходный переход (подземный и наземный);
  • островок безопасности.

Приемы работы на экскурсии:

1)Cочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей

2)Речевой образец (называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно.

3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?”Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”

4)Пояснение смысла слов, его происхождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение маленького гражданина правилам поведения на дорогах Санкт-Петербурга.

В моей статье звучит призыв к воспитанию в ребёнке будущего законопослушного гражданина, сначала как участника дорожного движения, пешехода, а в последствии и водителя.  Помещаю материал о том, к...

Консультация для воспитателей "Использование моделей и схем при обучении детей"

«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет  долго и напрасно мучиться, но свяжите   двадцать таких слов с картинками, и он    их усвоит налету». (К.Д....

Консультация для воспитателей «Использование различных методов работы при обучении правилам пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей  «Использование различных методов работы при обучении правилам пожарной безопасности»...

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...