Воспитание и обучение маленького гражданина правилам поведения на дорогах Санкт-Петербурга.
статья по теме

Смирнова Юлия Борисовна

В моей статье звучит призыв к воспитанию в ребёнке будущего законопослушного гражданина, сначала как участника дорожного движения, пешехода, а в последствии и водителя.  Помещаю материал о том, как  не допустить ошибок при обучении детей правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность воспитания и обучения маленького гражданина

правилам поведения на дорогах Санкт-Петербурга.

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет расти.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому, с каждым днём, всё сложнее обеспечить их безопасность.

Из средств массовой информации мы регулярно слышим сводки о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Действительно, количество единиц транспорта в Санкт-Петербурге очень возросло.

Сейчас в городе остро возникает проблема парковок. Всё чаще можно видеть автомобили, припаркованные на газонах, на детских площадках.

С этой проблемой можно мириться, можно бороться. Но, поскольку в наших руках, в руках педагогов, воспитание будущего поколения, то важнейшей задачей на сегодняшний день будет являться - воспитание в маленьком человеке – будущего гражданина, с активной жизненной позицией.

Хочется надеяться на то, что такой человек не пройдёт по улице мимо беспорядка, несправедливости.

Исследования специалистов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Они не умеют управлять своим поведением.

Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений   о правилах дорожного движения.  Отсутствие у маленьких детей способности предвидеть возможность возникновение опасности в быстро меняющейся обстановке, приводит к дорожно –транспортным происшествиям.

Очень важно уже с младшего дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.

Наша задача, как педагогов, – развивать в ребёнке понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, пока ребёнок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.  Однако, неправильным будет и запугивать ребёнка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность. Как правильно найти эту грань?

Поэтому, педагог должен вести работу и с родителями по оказанию помощи  в воспитании и обучении детей правилам  поведения на улицах и дорогах города.

Родители должны научиться у педагогов в доступной форме разъяснить детям, как поступать в той или иной ситуации на дороге, в транспорте,

как воспитать у ребёнка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Таким образом, при формировании поведенческих навыков на дорогах нашего многомиллионного города, решается важнейшая задача воспитания  законопослушного гражданина, сначала как участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя.

Ориентируясь в правилах дорожного движения, ребёнок обезопасит себя, а, возможно, и других от несчастных случаев.

Сохраним жизнь и здоровье подрастающего поколения!



Предварительный просмотр:

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ САМИ, НЕРЕДКО, ДОПУСКАЮТ ОШИБКИ.

ВОТ САМЫЕ ТИПИЧНЫЕ ИЗ НИХ:

Это «улица» вместо «дорога»;

«мостовая» вместо «проезжая часть»;

 «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»;

«ряд» вместо «полоса движения»;

«свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; 

«постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д.

Часто взрослые путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход»,

«стоянка» и «остановка».

А ведь употребление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.
В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые взрослые обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики!

Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком.

Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге.

Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.                                             Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга,  и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!

Необходимо учить!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там.                              Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте,                              где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо.
Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
                                                                                                                         
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
                                                                                                                                             
3. Учат: Красный – стоп, желтый приготовиться, зеленый – иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения!                                
Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
                                                                                                                             
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый — не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый — разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
                                                                                                                                             
4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.                                                                                                             В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности».  Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность - чреваты несчастным случаем!
                                                                                                                                       

Необходимо учить!
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на направляющем “островке” и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
                                                                                                                                               
5. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
                                                                                                                               
Необходимо учить!
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по обучению детей правилам поведения на дороге

Памятка для родителей по обучению детей правильному поведению на дороге ( о том, как оградить ребёнка от несчастных случаев на дороге, сохранить его жизнь и здоровье)...

Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Я – маленький гражданин большой страны»

     Программа «Я – маленький гражданин большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основ...

Памятка для родителей по ПДД "Обучение детей правилам поведения на дороге".

Причины детского травматизма на дороге кроются зачастую в том, что детям совсем не рассказали о правилах поведения на дороге, или же рассказали, но не своевременно. А знакомить детей с правилами повед...

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"

В детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Важно не просто обучать детей навыкам безоп...

«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информационно-творческий Тип проекта:педагогический; детско-взрослый;ребенок – ...