Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Я – маленький гражданин большой страны»
проект (подготовительная группа)

Скрынник Светлана Анатольевна

       Программа «Я – маленький гражданин большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Реализация  программы будет способствовать  преобразованию КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» (далее – Центр) в социальный институт, содействующий развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника и восстановление воспитательной функции семьи.

 

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку в доступной форме от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_d-n_vosp.skrynnik.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное дошкольное образовательное учреждение Воронежской области

«Кантемировский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста»

ПРИНЯТА:                                                УТВЕРЖДЕНА:

на педагогическом совете                                приказом КДОУ ВО «Кантемировский

КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»                ЦППМСП»                 

и развития ребенка»                                        

Протокол №1 от 30.08.2018г.                        от 30.08.2018г. № 225.

ПРОГРАММА

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Я – маленький гражданин

 большой страны»

казенного дошкольного образовательного учреждения Воронежской области

 «Кантемировский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста»

Кантемировка  2018г.

Содержание

  1. Паспорт программы ……………………………………………………….2
  2. Ведение………………………………………………………………….….5
  3. Актульность программы «Я – маленький гражданин большой страны»……………………………………………………………………..5
  4. Основные принципы программы…………………………………………6
  5. Основные направления программы ………………………………………7
  6. Формы работы …………………………………………………..................7
  7. Этапы реализации программы по формированию личности гражданина…………………………………………………………………8
  8. Основное содержание программы ……………………………………….8
  9. Модель гражданина………………………………………………………13
  10.  Модель конечного результата готовности старшего дошкольника к обучению в школе ………………………………………………………..14

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа  духовно-нравственного воспитания «Я – маленький гражданин большой страны»

Разработчик программы

С.А.Скрынник, заместитель директора по УВР

Основные цели программы

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи программы

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
  • Воспитание  чувства  почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Участники реализации программы

  • Дети.
  • Педагоги.
  • Родители.
  • Социум

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, DVD-плейер), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, интерактивная доска, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

-к реализации программы привлечены педагоги КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

- Кантемировский районный краеведческий музей;

- районная библиотека;

- Дом детского творчества.

Взаимодействие с социальными институтами

- Семья:

сотрудничают в тесном контакте с КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»  и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей, воспитанию  чувства благоговения к святыням;

 воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности

-Объекты культуры:

создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у воспитанников  формируются следующие  представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
  • об истории и культуре своей страны;
  • научатся беречь и поддерживать красоту;
  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

Ожидаемые конечные результаты

Планирование воспитательного процесса в соответствии с проектом данной программы; обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  воспитанников, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Введение

«Не нашли к сердцу дверей, вот и получайте зверей»

Иоанн Кронштадский.

«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы,

 мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;

 ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

 чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

 сознание жизни, смерти и бессмертия…»

Ш. А. Амонашвили

       Программа «Я – маленький гражданин большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Реализация  программы будет способствовать  преобразованию КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» (далее – Центр) в социальный институт, содействующий развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника и восстановление воспитательной функции семьи.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку в доступной форме от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

Актуальность программы

 «Я – маленький гражданин большой страны»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации  не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

   Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

   Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

                                      

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям».

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музей, храм для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

                        Основные направления программы:

     Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и Центра;
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность;
  • Беседы;
  • Прогулки;
  • Игры;
  • Праздники;
  • Литературные вечера, досуги;
  • Экскурсии;
  • Выставки;
  • Чтение художественной литературы;
  • Встречи с интересными людьми

С кадрами:

  • Методические объединения;
  • Педагогические советы;
  • Семинары;
  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Обмен опытом;
  • Самообразование;
  • Курсы повышения квалификации;
  • Взаимопосещения;
  • Открытые просмотры;
  • Мастер-классы;
  • Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Консультации;
  • Совместные акции;
  • Вечера отдыха;
  • Выставки;
  • Праздники;
  • Спортивные мероприятия;
  • Анкетирование

Этапы реализации

программы по формированию личности гражданина

  1. Диагностический:
  • Выявление затруднений участников программы;
  • Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
  1. Теоретическое исследование:
  • Изучение теоретических вопросов;
  • Предварительная работа, сбор материалов;
  • Организация работы творческих групп.
  1. Практическая часть:
  • Оформление пособий, разработка и принятие программы;
  • Наработка практического материала;
  • Установление взаимосвязи  с социальными институтами.
  • Исследовательская деятельность, разработка проектов.
  1. Подведение итогов работы:
  • Выступление с обобщённым опытом на конференциях различного уровня, защита проектов.

Основное содержание проекта.

    Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска Центра, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,  учреждений здравоохранения, Дома детского творчества, общественных организаций.

Тематические блоки:

Наименование

блока 

Основные темы

Задачи

Формы работы

1. Давайте познакомимся!

  • Мой детский сад
  • Моя семья
  • Все на белом свете солнышкины дети
  • Взлядись в себя – сравни с другими
  • Я и моё имя
  • Чем мы похожи, чем отличаемся (имя, внешность)

- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

- Повысить педагогическую культуру родителей.

- Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия Центра и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

- изучение семей, семейных традиций;

- создание альбомов о семье;

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы;

- проведение совместных вечеров, праздников.

2. Мой любимый посёлок

  • Природа родного края.
  • История посёлка, символика.
  • Достопримечательности посёлка.
  • Села и деревни района.
  • Тепло родного дома.
  • Азбука правильного поведения на улицах и дорогах посёлка.
  • Где эта улица, где этот дом?

- Формировать у детей понятие о принадлежности к своему посёлку, осознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей);

- Знакомить с селами района, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду, формирование потребности трудиться.

- Чтение художественной литературы;

- совместные экскурсии;

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- создание фотоальбомов «Путешествие по посёлку»;

- участие в акциях; 

- участие в концертах;

- изготовление макета посёлка, района (по ПДД);

- разучивание стихотворений, песен.

3. Обучение и труд рядом идут

  • Профессии
  • В труде человек хорошеет

- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей, к личным вещам.

- чтение художественной литературы;

- участие в субботниках;

- создание фотоальбома «Профессии моих родителей»;

- сюжетно-ролевые игры;

- продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

-самообслужива-

ние, дежурство;

- участие в смотрах-конкурсах;

- создание предметно-развивающей среды.

4. В здоровом теле -здоровый дух

  • Мой организм
  • Солнце, воздух и вода – наши верные друзья
  • В гостях у Мойдодыра
  • Береги здоровье смолоду

- Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему.

-составление здоровьесберегаю-щего режима дня;

- создание фотоальбома «Паспорт здоровья семьи»;

- проведение спортивных праздников;

- НО;

- проведение закаливающих процедур;

- беседы;

- выставки сотворчества;

- проведение консультаций, родительских собраний;

- анкетирование;

- чтение художественных произведений;

- проведение досугов;

- проведение совместных мероприятий с ДЮСШ.

5. Дорогою добра

  • Доброе слово, что ясный день
  • Дружим с добрыми словами
  • Подари другому радость
  • Добрым жить на белом свете веселей
  • Чего  в других не любишь, того не делай сам
  • Хорошие песни к добру ведут
  •  День добрых сюрпризов

Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим, развивать чувства сочувствия и сострадания к людям.

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- театрализация по мотивам сказок;

- игры;

- проведение акций;

- проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека», «День семьи»;

- анкетирование;

- разучивание стихотворений, песен.

6. Я - россиянин

  • Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом России)
  • Знакомство с природным  и животным  миром
  • Мы соберем дружный хоровод
  • С русским задором по русским просторам
  • Мы помним и гордимся
  • Традиции народных праздников
  • Любимые сказки
  • «Я имею право…!»
  • «Наши соседи»

- Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом России;

- Расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории родного края;

- Приобщать детей к духовному наследию

- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

- Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

- Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях гражданина.

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание альбомов, карт, репродукций;

- участие в конкурсах;

- педагогические проекты;

- продуктивная деятельность;

- проведение тематических праздников;

- НОД;

- познавательные праздники, досуги, ярмарки;

- сюжетно-ролевые игры;

- встречи с интересными людьми;

- народные игры.

Модель гражданина

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи.
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах.
  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым.
  • Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи.
  • Формирование начал экологической культуры.

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности.
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми; пробуждение бережного отношения к своему языку.
  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности.
  • Формирование представлений о природе родного края.

Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству.
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания; активное участие в жизни посёлка, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины.
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться.
  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества.
  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения.

Модель конечного результата готовности старшего дошкольника к обучению в школе

Усвоение морально-этических норм

  • Воспитанность
  • Толерантность
  • Бережливость

Уровень развития речи

  • Диалогическая и монологическая речь
  • Звуковая культура речи
  • Владение связной речью
  • Пересказывание
  • Обогащение словарного запаса

Уровень развития игровой деятельности

  • Творческие и режиссёрские игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Строительно-конструктивные игры
  • Дидактические игры
  • Интеллектуальные игры

Уровень развития психических процессов

  • Воображение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Внимание
  • Память

Социально-личностная готовность

  • Самооценка
  • Самоконтроль
  • Навыки общения и поведения

Мотивационная готовность

  • Желание учиться с целью получения знаний

Эмоционально-волевая готовность

  • Умение подчинять своё поведение установочным правилам
  • Умение добиваться поставленной цели, доводить начатое  до конца
  • Умение радоваться, огорчаться, сопереживать

Сформированность навыков трудовой деятельности

  • Умение организовать рабочее место
  • Стремление к достижению хорошего результата
  • Желание трудиться

Развитие интеллектуальной компетентности

  • Любознательность
  • Умение сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать

Школьная зрелость

  • Умение выделить учебную задачу
  • Предпосылки умений считать, писать, читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...