Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
рабочая программа

Чупина Елизавета Владимировна

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

  • Формирование духовно-нравственного потенциала детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
  • Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
  • Формировать умение слушать сказки, притчи, понимать их смысл.
  • Научить детей отображать нравственные уроки сказок в изобразительном творчестве, театрализованной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
  • Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  • Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье.

Развивающие:

  • Развитие способности детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умения делать нравственный выбор.
  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_dlya_vospitaniya_dushi.docx83.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

г. Вязьмы Смоленской области

Принята

решением педагогического совета  

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

30.08.2020 г

Протокол №1

Утверждена

Приказом

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 30.08.2020

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Сказки для воспитания души»

Автор-составитель: Чупина Елизавета Владимировна,

Воспитатель первой квалификационной категории

г. Вязьма, Смоленская область

№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Направленность и уровень программы

1.2

Актуальность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы и подходы программы

1.5

Особенности работы со сказками

1.6

Модель образовательного процесса

1.7

Планируемые результаты

2.

Содержание программы

2.1

Учебный план

Перспективное планирование:

Образовательная деятельность с детьми 3-4 лет

Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет

Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет

Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

3.

Формы аттестации и оценочные материалы

3.1

Подведение итогов реализации программы

3.2

Диагностика освоения воспитанниками программы «Сказки для воспитания души»

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Литература

РАЗДЕЛ 1. 

Пояснительная записка образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста

  1. Направленность и уровень программы.

Направленность – социально-педагогическая

Уровень программы – ознакомительный

  1. Актуальность  

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.

Программа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Сказки для воспитания души» разработана в целях осуществления государственной политики в области образования Российской Федерации, реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации прав и свобод граждан в области образования и культуры, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа представляет собой содержательный модуль «Духовно- нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» материалами духовно-нравственного воспитания; обеспечивает преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного образования в соответствии со стандартами нового поколения; способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную  информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения.

Современная нормативно-правовая база обеспечивает переход к созданию гибкой многофункциональной системе, закрепляет право дошкольных организаций работать по разным программам для удовлетворения образовательных потребностей социума. Программа разработана и утверждена МБДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО, с учётом  основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №10 г. Вязьмы Смоленской области.

1.3 Цели и задачи реализации дополнительной  программы дошкольного образования

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

  • Формирование духовно-нравственного потенциала детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
  • Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
  • Формировать умение слушать сказки, притчи, понимать их смысл.
  • Научить детей отображать нравственные уроки сказок в изобразительном творчестве, театрализованной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
  • Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  • Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье.

Развивающие:

  • Развитие способности детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умения делать нравственный выбор.
  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы.

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями     воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • Принципы: дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Этот принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется  через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
  • Культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной конфессиональной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
  • Исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
  • Личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
  • приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в     воспитательно-образовательном процессе;
  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.

1.5 Особенности работы со сказками с детьми 3-4 лет

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.

В возрасте 3-4 лет дети только ещё открывают для себя мир, познают его. Они наделены безграничной фантазией и их тянет к окружающему. Ребенок в этот период постигает все преимущественно при помощи тактильных ощущений. Через ощущения приходит понимание, осмысление происходящего вокруг. В этом возрасте детям ещё неведом мир букв и цифр, хотя они часто рассматривают их в книгах, но пока воспринимают только как красивые картинки. Им больше понравятся сказки, рассказанные взрослыми.

Особенностью проводимых занятий с использованием сказок с детьми в этом возрасте является обращение к наглядности более, чем в другие возрастные периоды. Это и рассказывание сказки с использованием различных видов театра – кукольного («Би-ба-бо»), пальчикового, настольного, а также пальчиковые, хороводные, подвижные игры по сюжету сказки.

Особенности работы со сказками с детьми 4-5 лет

Ребёнок к 4-5 годам не только получает новые знания, но и способен анализировать, сравнивать. Дети в этом возрасте хорошо воспринимают особенности предметов (присущие им признаки) и характеристику: большой – маленький, толстый – тонкий. Такими же они видят героев сказки: сильный – слабый, смелый – трусливый и т.д. В этот период многие дети начинают уже самостоятельно тянуться к книгам, осознанно и целенаправленно. Они часто просят почитать им, с удовольствием рисуют, делают поделки к прочитанной сказке и т.д. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию, выделяют речь тех или иных персонажей. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Это учитывается при планировании длительности занятия. На занятиях с детьми 4-5 лет становится возможным и эффективным использование таких форм и методов, как драматизация, обсуждение, художественное творчество (изобразительная деятельность, изготовление поделок и др).

Особенности работы со сказками с детьми 5-6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Работа со сказками в этот возрастной период также опирается на психологические особенности возраста. Усложняются уже использованные ранее формы и методы (например, художественное творчество). Особенности развития речи и мышления детей 5-6 лет позволяют использовать новый метод работы со сказками – сочинение детьми продолжения сказки, а также собственных историй. Более развернуто будет проходит обсуждение прочитанного, детям становится доступным понимание скрытого смысла, они уже могут самостоятельно сформулировать «нравственные уроки» услышанных сказочных историй и притч. Также эффективна театральная деятельность. Участие в небольших спектаклях раскрывает творческий потенциал детей, способствует развитию активности, самостоятельности, коммуникативных способностей.

Особенности работы со сказками с детьми 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Усложняются уже использованные ранее формы и методы работы со сказками (например, художественное творчество, театральная деятельность). Дети испытывают неподдельный интерес к сказкам, потому что произведения этого жанра соприкасаются с их психикой, воздействуя на неё и помогая ребёнку избавиться от страхов. Они всё происходящее представляют более полно и красочно, вкладывая в сказку дополнительный смысл, связанный с  их собственной жизнью. Ребёнок в этом возрасте воспринимает окружающий его мир во всей полноте красок и ощущений. Дополняемый звуками и словами, он становится богаче, ярче и вдохновляет на создание собственных сказок, написание картин и лепку фигурок героев из пластилина. Каждая сказка вызывает у детей определенные эмоции, несет в себе потенциал для духовного развития. В процессе занятий с использованием сказок реализуется одна из важных задач духовно-нравственного воспитания детей – воспитание таких качеств как сострадание, милосердие. Сострадание – часть творческого мышления, умение думать о ближнем, о человеческой беде, оно помогает стать ребенку искренним и милосердным. Творческое восприятие, развиваясь, делает ребёнка способным не только оригинально мыслить, но иначе относиться к окружающей действительности.

 

1.6 Модель образовательного процесса.

Режим дня

Занятия проводятся во второй половине дня по четвергам в 15.30 часов.

Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.      

Программа «Сказки для воспитания души» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч. 

Регламентирование образовательного процесса на неделю

Возрастная группа

Количество

ООД

в неделю

Продолжительность

ООД

Учебная

нагрузка в год

Младшая группа

1

15 мин

36

Средняя группа

1

20 мин

36

Старшая группа

1

25 мин

36

Подготовительная к школе группа

1

30 мин

36

Длительность занятия  в младшей группе 15 мин, в средней группе - 20 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30-35 мин.

Форма организации занятий – подгрупповая.

Образование детей происходит как в организованных формах, так и в процессе непосредственного взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, в свободной деятельности.

Методы и приемы работы со сказками:

  • Наглядный метод
  • Музыкальное сопровождение
  • Словесный метод
  • Практический метод
  • Импровизационный метод
  • Игровой метод
  • Художественное творчество
  • Театральная деятельность

1.7 Планируемые результаты освоения программы

Реальные достижения детей могут оцениваться по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребёнком педагогами и родителями в естественных ситуациях.

Возраст детей

Образовательная область

3-4 года.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок имеет представление об атрибутах и символах православных праздников – Рождества Христова и Пасхи Христовой;

Ребёнок имеет представление о церковных православных праздниках – Рождество и Пасха; имеет общее преставление о том, с чем эти праздники связаны.

Ребёнок имеет навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, выражает сочувствие, помогает сверстникам и умеет с ними договариваться.

Ребёнок знает о том, что существуют правила поведения в разных местах.

У ребенка развивается способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

Речевое развитие:

Ребёнок знает и использует слова, обозначающие предметы духовного назначения, в своей речи.

Ребёнок знает 2-3 стихотворения.

У ребенка сформирован интерес к книге, рассматриванию иллюстраций к знакомым произведениям.

Художественно-эстетическое развитие:

Ребёнок понимает и различает различные виды искусства: художественное, музыкальное, танцевальное и изобразительное.

Познавательное развитие:

Ребёнок различает и называет основные цвета.

Ребёнок различает величину, форму, объём.

         Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4-5 лет.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок имеет навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, использует слово пожалуйста при обращении к другим людям, когда говорит с человеком смотрит в глаза.

Знает, что существуют правила поведения в различных местах и ведёт себя в соответствии назначению помещения.

Речевое развитие:

Ребёнок запоминает короткие стихи, выразительно и эмоционально читает их.

У ребенка развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи.

Драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Художественно-эстетическое развитие:

У ребенка развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Познавательное развитие:

Ребенок различает и называет предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;

В сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

5-6 лет.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок имеет представление о малой родине, о России, о Москве.

Понимает традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича.

У ребенка воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Речевое развитие:

Ребёнок знает важнейшие названия, связанные с малой родиной,  России, Москвой, использует их в своей речи.

Ребёнок знает наизусть 5-6 стихотворений, читает выразительно, эмоционально, запоминает и соблюдает последовательность строк.

Художественно-эстетическое развитие:

Имеет представление о композиции, ритме, симметрии и асимметрии в разных видах искусства;

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Познавательное развитие:

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской  деятельности, экспериментированию, проектной деятельности;

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

6-7 лет.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок имеет представление о малой родине, о России, о Москве.

Понимает смысл украшения рождественской ёлки.

Понимает традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича.

У ребенка воспитывается трудолюбие, способность доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда.

Ребенок усваивает нормы нравственно – духовного воспитания.

Ребенок понимает эмоциональные состояния окружающих.

Речевое развитие:

Ребёнок знает наизусть 5-6 стихотворений, читает выразительно, эмоционально, запоминает и соблюдает последовательность строк;

Ребенок умеет продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

Ребенок умеет сочинять небольшую сказку на заданную или свободную тему.

Художественно-эстетическое развитие:

Имеет представление о композиции, ритме, симметрии и асимметрии в разных видах искусства;

Ребенок умеет передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме).

Познавательное развитие:

Ребенок знает определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

Ребенок умеет применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

Вывод: в результате целенаправленной и систематической работы по приобщению детей к духовным ценностям через осмысление нравственных уроков сказки дети получают представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, честности. К концу дошкольного возраста дети владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

РАЗДЕЛ 2. Содержание программы

2.1 Учебный план и его содержание

Комплексно – тематическое планирование  

воспитательно – образовательного процесса

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

Тематическое планирование  с детьми 3- 4 лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными духовно-нравственными понятиями.
  2. Довести до детей замысел сказки, потешки.
  3. Побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
  4. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  5. Воспитывать такие добродетели:

Милосердие, сострадание,
Умение прощать обиды,
Желание помогать нуждающимся,

Учить любить друг друга,

Избегать зла,

Уметь просить прощение,

Поступать честно,

Уважать родителей.

  1. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  2. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1-3. «Солнышко в окошке» (потешки, Н. Козлова).

4.Там, где дружат – живут не тужат (по сказке «Репка»).

Октябрь

1. «Кот-Васька» (О. Шорохова)

2. «Цыпленок-хвастунишка» (О. Шорохова)

3. «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»).

4. «Ласковый цветок и сердитые тучки» (О. Шорохова)

Ноябрь

1-2. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).

3. О послушании «Живи смирнее – будешь всем милее», по сказке «Волк и семеро козлят».

4. Поможем ежику (Л.П. Гладких, с.98)

Декабрь

1. «Была бы охота – заладится любая работа», по рассказу «Ворона и кувшин»

2.Торжество справедливости в русских народных сказках.

3-4. «Рождественская русская лесная быль»

Январь

1-2. «Правда дороже денег», по сказке «Пастух и волки».

3. «Глупый киснет, а умный –мыслит», по сказке «Маша и медведь».

Февраль

1. «Разные внучата»

2. «Две сестрички»

3. «Добрые дети»

4. «Птички Божии»

Март

1-2. «Только трудом держится дом», по сказке «Заюшкина избушка»

3. Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказке «Два барана»

4. Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказке «Две козочки»

Апрель

1-2. «Воротились пташки»

3. «Бабочка» (Л.П. Гладких, с.126)

4. «Злое дело всегда наказано, а доброе – вознаграждено»

Май

1-2 «Теплая слезинка»

3. «Как медвежонок от мамы убежал»

Тематическое планирование  с детьми 4-5 лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными религиозными понятиями.
  2. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями  художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  3. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  4. Воспитывать такие добродетели:

Милосердие, сострадание,
Умение прощать обиды,
Желание помогать нуждающимся,

Учить любить друг друга,

Избегать зла,

Уметь просить прощение,

Поступать честно,

Уважать родителей.

  1. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  2. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.
  3. Развивать чувство ответственности за порученное дело.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

  1. В тесноте, да не в обиде по сказке «Теремок».
  2. О послушании в семье по сказке «Петушок и курочка».
  1. «Цветок-лепесток» (О.Шорохова)

Октябрь

1-2.Жадный великан» (О.Шорохова)

3-4 «Каприза» (О.Шорохова)

Ноябрь

1.Как помириться? По сказке «Лиса и журавль»

2-3. Долг платежом красен по сказке «Муравей и голубка»

4.Первый снег. Ангел белую крупу сыпет из-за тучек.

Декабрь

1.В согласии жить-никто не одолеет по сказке «Зимовье зверей»

2-3.Зимние птички

4.Рождество младенца Иисуса Христа.

Январь

1.Рождественский праздник.

2-3. «Снежинка-пушинка»

4. О милосердии, любви, заботе.

Февраль

1-2.Кто зазнается, без друзей остается по сказке «Черепаха и заяц»

3-4. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка»

Март

1-2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

3. Доброе сердце

4. Голодная птичка

Апрель

1.Необыкновенная дружба святых людей и зверей

2.Не спорь! Прости!

3.Какого цвета доброта.

Май

1.Небесный покровитель русского воинства.

2. «Утро на Троицу»

Тематическое планирование  с детьми 5-6 лет

Задачи.

  1. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  2. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  3. Воспитывать такие добродетели:

Милосердие, сострадание,
Умение прощать обиды,
Желание помогать нуждающимся,

Учить любить друг друга,

Избегать зла,

Уметь просить прощение,

Поступать честно,

Уважать родителей.

  1. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  2. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1-2. «Зайка-зазнайка»

3-4. «Волшебные слова»

Октябрь

1.стихотворение Е. Королева «Вот какой чудесный дом»

2. За большим погонишься-малое потеряешь по сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

3-4. «Непослушный Ваня»

Ноябрь

  1. Какой есть, такова и честь по сказке «Стойкий оловянный солдатик»

2-3. «Малыш-трусиш» (О.Шорохова)

4.«Бумажный петушок»

Декабрь

1.Стихотворение А. Коринфского «Для чего, родная снег зимой идет?..»

2. Жития святых для детей «Николай чудотворец»

3-4. «Страна солнца» (О.Шорохова)

Январь

1.Праздник Рождество Христова.

2-3 «Кривляки» (О.Шорохова)

4.«Птичья елка» З. Александрова

Февраль

1.Стихотворение «Кто там?» Е. Санин

2.Без труда нет плода. Сказка «Морозко»

3.Доброе дело и милосердие по сказке «Цветик-семицветик»

Март

1.Сказка о горделивом петушке

2.Стих-е Т. Козловой «Кто кого обидел первый?»

3-4. За добро добром платят по сказке «Сивка-Бурка»

Апрель

1.Подснежника глянул глазок голубой

2-3.Долг платежом красен по сказке «Царевна- Несмеяна»

Май

1-2.Злой принц (О.Шорохова)

3-4. Добрые превращения (О.Шорохова)

Тематическое планирование  с детьми 6-7 лет

Задачи.

  1. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  2. Воспитывать такие добродетели:

Милосердие, сострадание,
Умение прощать обиды,
Желание помогать нуждающимся,

Учить любить друг друга,

Избегать зла,

Уметь просить прощение,

Поступать честно,

Уважать родителей.

  1. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  2. Развивать чувство ответственности за порученное дело.

Продолжать формировать религиозные чувства на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1-2.Сказки, избавляющие от эгоизма «Как черепашка обидела свою маму»

3-4. «Улитка»

Октябрь

1.Придет беда, не купишь ума по сказке «Гуси-лебеди»

2. «Рассказ о мальчике, Ангеле и цветке»

3. Смекалка-второе счастье по сказке «Каша из топора»

4. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Ноябрь

1.Игра-драматизация русской сказки «Лиса и козел»

2. С. Михалков «Упрямый козленок»

3. Сказка «Колосок»

4. Труд кормит, труд греет по сказке «Два Мороза»

Декабрь

1-2.Мальчик, который не умел играть (С.Черняева)

  1. Стих-е «В бурю»
  2. С. Черный «Рождественское»

Январь

1.Доброму Бог помогает. Сказка «Двенадцать месяцев».

2. Ф. Достоевский «Крошка Ангел»

3-4. «Ссора» (Е.В. Белинская, с.78)

Февраль

1-2. «Коряга» (И.Вачков)

3-4. «Сказка о цветке» (Е.В. Белинская, с.94).

Март

1.В. Осеева «Что легче?»

2.Притча «Молись и трудись»

3. Сам пропадай-товарища выручай по сказке «Иван Царевич и Серый волк».

4. Сказка про яблоко.

Апрель

1.Драматизация сказки «Василиса Прекрасная»

2.Т.Шорохова «Царевна Клюковка»

3-4. Т. Шорохова «Девица-поляница»

Май

1.Т. Шорохова «Павлуша перекати-поле»

2-3. Т. Шорохова «Сказка про Иванушку и птицу Рокулу».

РАЗДЕЛ 3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Подведение итогов реализации программы

 Младшая группа (3-4 года):

Ноябрь: «Там где дружат – живут, не тужат». Драматизация сказки «Репка»

Март: Вечер развлечений «Как по улице воробышек гуляет»

(хороводные игры)

Май: кукольный спектакль «Пасхальный теремок»

Средняя группа (4-5 лет):

Ноябрь: Открытая форма ООД по духовно-нравственному воспитанию

«Святой помощник – Николай» (по мотивам жития святителя Николая

 Чудотворца)

Февраль: Выставка рисунков «Что такое красота»

Апрель: Пасхальный спектакль по мотивам

русской народной сказки   «Гуси-лебеди».

Старшая группа (5-6 лет):

Ноябрь: Открытая форма ООД «О добре и милосердии»

Февраль: Викторина «По дорогам сказок»

Апрель: Пасхальный спектакль по мотивам сказки «Красная шапочка»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

Ноябрь-январь: ролево-игровой проект «Рождество Христово»

Май: музыкально-театрализованное представление «Пасха красная»

3.2 Диагностика освоения воспитанниками программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Результаты стартовой и итоговой диагностики, младшая группа:

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2016

28 детей

Итог,

май 2017

28 детей

Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

2/7%

8/28%

18/65 %

5/18%

9/32 %

14/50%

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

в(6 баллов

с(4-5балов)

н (до3баллов)

4/14

15/54%

9/32%

6/22

14/50 %

8/28%

Развитие речи и активизация словарного запаса

в(6 баллов)

с(4-5баллов

н (до3баллов)

4/14%

15/5

9/32%

6/22%

14/50

8/28%

Повышение коммуникативной компетентности воспитанников

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

5/18%

11/39%

12/ 43%

7/25%

10/36 %

11/39%

Расширение кругозора детей через знакомство со сказками

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

5/18%

10/36%

13/46%

8/29%

13/46%

7/25%

Результаты стартовой и итоговой диагностики, средняя группа:

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2017

28 детей 

Итог,

май 2018

28 детей

Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

5/18%

10/36%

13/46 %

7/25 %

12/43 %

9/ 32%

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

8/28%

13/47%

7/25%

10/36 %

12/42 %

6/22%

Развитие речи и активизация словарного запаса

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

7/25%

12/43%

9/32%

9/32 %

12/43 %

7/25%

Повышение коммуникативной компетентности воспитанников

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

7/25%

13/47%

8/28

9/32 %

12/43 %

7/25%

Расширение кругозора детей через знакомство со сказками

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

7/25%

11/39%

10/36%

10/36%

13/46%

5/18%

Результаты стартовой и итоговой диагностики, старшая группа:

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2018

30 детей

Итог,

май 2019

30 детей

Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

8/26%

14/48%

8/26 %

11/36 %

16/54 %

3/ 10%

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

в(6 баллов

с(4-5балов)

н (до3баллов)

11/36%

14/48%

5/16%

14/48 %

13/42 %

3/10%

Развитие речи и активизация словарного запас

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

3/10%

17/56%

10/34%

4/13 %

19/64 %

7/23%

Повышение коммуникативной компетентности воспитанников

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

9/30%

16/52%

5/18%

14/47 %

13/43 %

3/10%

Расширение кругозора детей через знакомство со сказками

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

9/30%

13/43%

8/27%

12/40%

15/50%

3/10%

Результаты стартовой и итоговой диагностики, подготовительная к школе группа:

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2019

 29 детей

Итог,

май 2020

29 детей

Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

15/52%

14/48%

-

29/100%

-

-

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

14/48%

15/52%

-

17/59%

12/41%

-

Развитие речи и активизация словарного запаса

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

10/35%

10/35%

9/30%

15/52%

14/48%

-

Повышение коммуникативной компетентности воспитанников

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

12/41%

15/52%

2/7%

16/56%

13/44%

-

Расширение кругозора детей через знакомство со сказками

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

14/48%

15/52%

-

29/100%

-

-

Условные обозначения:        

«в» - высокий уровень,

«с» - средний уровень,

«н» - низкий уровень.

Результаты ежегодной диагностики показывают, что уровень знаний, умений и навыков детей постоянно повышается. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

РАЗДЕЛ 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1 Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Музыкальный зал.
  2. Групповое помещение с соответствующим оборудованием для проведения занятий.
  3. Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, мультимедийный проектор.
  4. Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, мультимедийные DVD-пособия.
  5. Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
  6. Набор наглядных материалов и игрушек, настольных и дидактических игр, необходимых для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию.
  7. Сказки, рассказы, стихи духовно-нравственного содержания, а также произведения известных детских авторов, русские народные сказки, подобранные в соответствии с тематическим планированием.
  8. Материалы для изобразительной деятельности (бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски и др.).
  9.  Костюмерная с достаточным количеством костюмов для театрального творчества дошкольников, выступлений.

4.2 Используемая литература (информационно – методическое обеспечение образовательного процесса)

Автор

Наименование издания

Издательство

Год издания

Алексеенко В., Лощинина Я.  

Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника

М.: РИПОЛ КЛАССИК

2008

Белинская Е.В.

Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников

Санкт-Петербург, Речь

2006

Гладких Л.П., Меньшиков В.М.

Мир – прекрасное творение

Курск, издательство Курского госуниверситета

2008

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Тренинг по сказкотерапии

Санкт-Петербург, Речь

2006

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста

Москва, Педагогическое общество России

2005

Куликовская Т.А

Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС

2012

Микляева Н.В., Микляева Ю.В.

Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет

Москва, Творческий центр Сфера

2009

Погосова Н.М.

Погружение в сказку

Санкт-Петербург, Творческий Центр Сфера

2008

Православное воспитание детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург, САТИСЪ-ДЕРЖАВА

2007

Православный женский журнал

Славянка

Москва, ООО Издательский Дом Славянка

Выпуски

2008-2014 гг.

Соколов А.В.

Сценарии православных праздников

Москва, Школьная пресса

2003

Стишенок И.В.

Сказкотерапия для решения личных проблем

Санкт-Петербург, Речь

2013

Татаринцева А.Ю.

Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда

Санкт-Петербург, Речь

2006

Фесюкова Л.Б.

Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет

Творческий центр Сфера

2010

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

Тропинка к своему Я (Дошкольники)

Москва, Генезис

2014

Шорохова О.А.

Играем в сказку

Москва, Творческий центр Сфера

2008

Шорыгина Т.А.

Православные праздники для детей

Москва, Творческий центр

2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников

Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...

Проект по духовно-нравственному развитию младших дошкольников "Бабушка - ты моя душа".

Одной из самых важных задач считается воспитание такого будующего поколения, которое будет обладать духовно - нравственными ценностями. Именно такое поколение будет способно осуществлять дальнейшее ра...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...

Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника".

Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника"....

Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию

Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитатнию, на основе программы Л.Л. Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 3-7 лет...