Ознакомление с окружающим и природой: Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Волшебная капелька».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Селезнева Людмила Алексеевна

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим и природой:

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

«Волшебная капелька».

Цели:

развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде;

5. Обогащать и активизировать словарь;

6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

7. Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование и материалы:

 Игрушка-капелька, картинки-схемы с изображением свойств воды, презентация: кому нужна вода? Схема правил безопасности работы в лаборатории. Раздаточный материал на каждого ребёнка: клеенки, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, сахар, сок лимона, молоко, соломинки для коктейля, одноразовые ложечки, кисть с краской, камушек.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

 Беседа;

 Вопросы;

Дидактическая игра;

 Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Сюрпризный момент,

Игра.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся хорошим настроением. А еще в гостях у нас сегодня Капелька, посмотрите, какая она печальная.

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? (

Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

(Садимся за столы)

- Капелька из чего состоит? (Из воды).

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Давайте посмотрим и расскажем капельке. 1 слайд

2 слайд- людям-пить, умываться, стирать, мыть                

В: Ребята, а вода нужна не только людям, Кому она нужна ещё?

3-4 слайд с демонстрацией как  пьют и купаются животные .

5 слайд: в воде живут рыбы и другие животные.

6 слайд: полив растений

7 слайд: Правильно , вода нужна всем! Людям, животным, растениям, птицам.

В: Не умыться, не напиться без воды!

 Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

 Птица, зверь и человек,

Без воды никак нельзя.

Мы большие с ней друзья!

В: Капелька, ты очень нужна всем

Молодцы,  ребята. А где мы можем встретить воду?

(в реке, море, кране и т. д)

Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Игра: «Доскажи словечко».

вода в море – … морская;

вода в озере – …озерная;

в реках - …, 

в родниках -…, 

в болотах -…, 

В: Дети, а вы знаете,  в чем заключается волшебство капельки? Мы с вами проведем эксперименты и узнаем.

- Да!

В: сначала вспомним правила проведения экспериментов.

- Можно: слушать, смотреть

- НЕЛЬЗЯ: строго запрещается что-либо брать в рот, проливать или разбивать реактивы, строго запрещается кричать и мешать товарищу;

- Можно только с разрешения взрослого брать предметы, нюхать и пробовать на вкус.

- Приступать к выполнению опыта, только после моего показа. А перед работой мы с вами разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дождик, дождик, что ты льешь?    Показываем брызги пальцами

Погулять нам не даешь                  Шагаем пальцами по столу

Я водою дождевою                        Складываем ладошки и 

Землю мою, мою, мою                    трем друг о друга

Мою крышу и забор                      Складываем руки над головой домиком

Мою улицу и двор                         Руки в стороны

Воспитатель:

Мы опыты начинаем

Интересно у нас бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно нам узнать!

Воспитатель:  Что  может делать  вода? (картинка 1)

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Свойство первое: вода это жидкость она течёт.  Возьмем стакан с водой и перельем в другой пустой стакан.  Теперь обратно. Вода – то жидкость и ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Опыт №2: «Вода прозрачная и бесцветная»

В: Теперь положим в стаканчик с водой камушек. Видно его?

Д: Да

В: А я теперь такой же камушек я положу в стаканчик с молоком. Видно его?

Д: Нет

В:Это значит , что вода прозрачная, а молоко нет.

Д: Прозрачная.

Свойство второе:

- Ребята, а есть ли цвет у воды? (ответы детей)

Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? (белого)

А это стакан молока. Какого цвета молоко?  (белого)

А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? (нет)  

А что можем сказать о цвете воды? (без цвета)

Без цвета значит какая? (бесцветная, прозрачная)

Опыт № 3. Цвет воды зависит от цвета добавленной краски.

Докажем это, у вас на столах лежат кисточки и краски разного цвета(красная, желтая, синяя, зеленая). Добавим в воду краску. (добавляем)

Что произошло? (вода изменила цвет на цвет краски)

Какой вывод из этого следует?

Вода изменяет свой цвет в зависимости от  цвета краски, которая  в неё добавлена.

Физкультминутка -Зарядка

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха и вкуса».

- Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды?

(вода ничем не пахнет)

Правильно вода ничем не пахнет. Значит вода не имеет запаха.

- Как вы думаете,  а вода имеет вкус?

Попробуйте в стаканчике воду. (дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт № 5. «Вода растворитель».

Мы с вами можем придать определенный вкус воды, добавляя определенные вещества. На столе у вас сахар и лимон. В один стакан добавили сахар и размешали  ложечкой, в другой выдавили лимон.

- Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий, кислый)

Вкус появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли? (нету, растворились)

Вода растворитель.

В: Молодцы,  ребята.  Вы много знаете о воде. Давайте напомним  Капельке, что мы узнали?

Заключение.

Показать таблички. И вспомнить какая бывает вода.

1.Вода – может быть  жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

2.Вода –  прозрачная и бесцветная.

3.Вода окрашивается в цвет краски.

4.Вода не имеет запаха и цвета.

5. Некоторые вещества растворятся в воде и придают ей вкус.

В:  Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала.  Вы ей очень помогли. Оказывается, она такая важная  и нужная. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”. (раздать детям капельки) Дружите с ними и берегите их.

 И я надеюсь, что нашим гостям тоже понравилось, как вы поработали.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

4

4

4

4

4

4

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Волшебный магнит».

Познавательное развитие:Ознакомление с окружающим миром и природой....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Опыты с магнитом" ...

Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»

Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир магнитов»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы«Волшебный мир магнитов»...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...