«Волшебное электричество»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Владимировна Николаева.

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_elektrichestvo.doc22.61 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Волшебное электричество»

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать знания детей об электричестве;

-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-познакомить детей с причиной проявления статического электричества;

-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-вызывать радость открытий, полученных из опытов;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы НОД:

-иллюстрации электроприборов;

-изображение потока воды в реке, движение тока по проводам;

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

Пластмассовые трубочки; кусочки шерстяной ткани; пластмассовые расчески; кусочки бумаги, конфетти.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.

Ход НОД.

Воспитатель: - Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, у меня было радостное настроение! По пути мне встретился мальчик из нашего садика, который шел с мамой тоже в детский сад. Но он прошел мимо и ничего мне не сказал. Мне стало так грусно. Как вы думаете, почему ? (ответы детей…мальчик должен должен был поздороваться) Ребята, что же мне сделать такого, чтоб мое настроение ко мне снова вернулось? (ответы детей…нам нужно снова поздороваться друг с другом и ваше настроение вернется).

 - Ребята, спасибо вам большое! Давайте поздороваемся!

(Дети встают в полукруг и выполняют движения по показу воспитателя)

Знаем мы с детства

Слова очень мудрые

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!

Доброе утро всем людям вокруг!

Доброе утро небу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас дети, ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить? (ответы детей)

Воспитатель: -А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем  (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев )

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. ( Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия? (ответы детей)

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

Воспитатель: Дети, а что такое электроприборы?  (ответы детей…электроприборы наши верные помощники, они выполняют разнообразную домашнюю работу)

Воспитатель: Правильно. А с помощью чего работают все электроприборы? (ответы детей…это сложные устройства, которые питаются электричеством)

Воспитатель: Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют?  (ответы детей…одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы)

Воспитатель: Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было». Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару. Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (ответы детей…если дети затрудняются, то воспитатель поясняет - Это то, что течёт по проводам. Поток частиц - Электронов.)

Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили. А теперь давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

Воспитатель: а сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам

Чтоб работали приборы

(дети делают круговые движения руками перед собой)

Холодильник, мониторы (повороты влево, вправо)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес (дети бегут по кругу)

Воспитатель: -Ребята, а скажите мне электричество опасно? (ответы детей)

Ребята, а хотите поиграть с электричеством? Тогда я вам предлагаю превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном  обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие,   мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там  мы  узнаем, где прячется неопасное  электричество.

ОПЫТ 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?

Дети: Нет

Воспитатель: Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

(Предположения детей).

Воспитатель: Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (ответы детей…Бабочки притянулись к палочке)

Воспитатель: Как же палочка стала электрической? (ответы детей…Её натёрли кусочком ткани)

Воспитатель: А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (ответы детей…Да.)

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать? (ответы детей… электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани)

Воспитатель: Правильно! Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

ОПЫТ 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что-то произошло с конфетти? (ответы детей…нет)

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло? (ответы детей… конфетти прилипло к расческе)

Воспитатель: Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать? (ответы детей…в наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались).

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете? (Ответы детей…нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.)

Рефлексия:

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве?

Что больше всего понравилось вам?

Что нового вы узнали?

О чем расскажите мамам и папам?

(Ответы детей).

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное электричество

обобщать знания детей об электричестве...

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированием для детей 6-7 лет...

Волшебное электричество

Занятие для детей старших групп по безопасности жизнедеятельности...