Конспект НОД по ФЦКМ "Знакомство с творчеством великого композитора И.С.Баха
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство с жизнью композитора. Воспитывать нравственное отношение к музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_na_temu.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с творчеством великого композитора И.С.Баха».

Цель: знакомство с жизнью композитора; дать детям первоначальные знания о старинных музыкальных инструментах; познакомить детей со старинными танцами.

Задачи: обогащать словарь детей новыми словами; воспитывать нравственное отношение к музыке.

Демонстрационный материал: магнитофон; СД-диск; портрет композитора; иллюстрации инструментов.

Педагог: -Ребятки, сегодня мы с вами поговорим о музыке. Иоганн Себастьян Бах – композитор. Композитор – это музыкант, который сочиняет музыкальные произведения. Бах сочинил множество произведений: 5 произведений «Токкаты и фуги», разнообразные прелюдии, «Трио-сонаты» и т.д. Иоганн Себастьян Бах обладал прекрасным чувством юмора. Дело дошло до того, что Бах сочинил очень веселую кантату, почти оперетту, в которой в шутливых тонах воспевается кофе. С тех пор, она зовется «Кофейной кантатой». Как и всем без исключения композиторам Баху пришлось писать и танцевальную музыку.

Сегодня мы послушаем пьесу «Менуэт» Иоганна Себастьяна. Менуэт – это танец, его танцевали маленькими шажками,галантно приседая и раскланиваясь. Менуэт танцевали во дворцах королей, царей и принцев, в красивых длинных нарядах – неторопливо, изящно.

Послушайте и скажите, какой характер этой музыки.

Прослушивание произведения (фрагмент).

Педагог:-  Как вы думаете, сколько частей в этом произведении?

 Дети: Две. Сначала музыка звучит грустно, плавно, жалобно, тихо, а потом громче, веселее, светлее.

Педагог: Да, в менуэте может меняться характер музыки, в зависимости от частей, из которых он состоит (двух или трех). И в целом характер этого танца, оставаясь изящным и галантным, бывает различным: светлым, грустным, торжественным.

А сейчас мы с вами послушаем другое произведение И.С.Баха, которое называется «Волынка».

Волынка-  это народный инструмент, который был распространен во многих странах мира. Волынка часто сопровождала народные танцы. Звучание волынки напоминает духовые инструменты, но устроена она так, что может одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент. Она представляет собой, большой мешок из кожи, надутый воздухом. В этот мешок вделаны несколько трубок. Одна трубка похожа на дудочку, которую исполнитель держит не поперек, а вдоль корпуса, вниз. В ней есть игровые отверстия, как у свирели. На этой трубке, зажимая поочередно отверстия, играют мелодию. Другие трубки предназначены для исполнения сопровождения мелодии. Каждая может издавать только один звук. Когда исполнитель прижимает волынку к себе, воздух выходит, и они начинают издавать монотонные, непрерывные звуки, гудеть. Получается маленький духовой оркестрик: звучит и мелодия, и аккомпанемент.

Педагог: Послушайте пьесу «Волынка» И.С.Баха.

Характер пьесы переменчив? Как звучит музыка в начале?

Дети: То плавно, мягко, то четко, громко.

Педагог: Да, вначале мелодия звучит спокойно, нежно, плавно, как песня. А потом более решительно, отчетливо, как марш. Можно представить себе, что волынка напевает мелодию под аккомпанемент гудящих трубок, а потом играет на волынке четкую, громкую мелодию. Звуки волынки довольно резкие, громкие.

Ну, вот ребятки, сегодня мы с вами совершили необычное путешествие в прошлое. Мы послушали вдохновенную музыку невероятной красоты, словно прикоснулись к вечности. «Бах – в переводе с немецкого означает «ручей». Музыка Баха – это даже не море, это бескрайний океан чувств, эмоций, мыслей, образов. Музыка Баха несет в себе главное для человека – стремление к свету, к жизни. Поэтому искусство этого великого гения – вечно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи великих композиторов

В презентации представлены материалы о музеях композиторов Глинки, Прокофьева, Чайковского, Римского-Корсакова, Бетховена, Баха....

буклет "Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт"

буклет "Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт"...

Проект «Времена года глазами великих композиторов и художников»

Проект разработан для ознакомления детей подготовительной к школе группы с классической музыкой великих композиторов и картинами великих художников по временам года....

Презентация на тему: "Великие композиторы"

Жизнь и творчество великих композиторов....

«Знакомство дошкольников с творчеством великих композиторов»

Знакомство с творчеством композиторов – классиков, является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей....

Природа в музыке великих композиторов.

Природа в музыке великих композиторов....