Мастер -класс "Развитие временных представлений у дошкольников"
материал по окружающему миру

Дё Светлана Васильевна

Представление опыта работы для воспитателей по ознакомлению дошкольников с временными представлениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по теме  "Развитие временных представлений у дошкольников"

        Сегодня я хочу представить опыт работы по ознакомлению детей с временными представлениями. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что тема актуальна и заключается актуальность в том, что:

        Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить.          Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1-го класса. Под руководством Б.Г. Ананьева была проведена серия психолого-педагогических исследований умственного развития детей в процессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики 1-го класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. 

        Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

        Проблематика:

        Время  является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников.

        Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей.

Поэтому встает справедливый вопрос: как наиболее эффективно организовать работу по формированию временных представлений у детей?

Сегодня   есть системы работы, которые позволяют добиваться хороших результатов, например, Р. Чудновой, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой.

        Анализ научной литературы показал, что все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения, служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, можно выделить следующие этапы этого процесса:

-        знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

- выведение “формулы” изучаемого объекта;

- закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

- определение важности полученного знания;

- подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.

Зачем заново изобретать велосипед? Мы не будем его заново изобретать, но модернизировать то мы его можем….

         Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою методическую разработку Дидактическое панно « У тетушки Недели»

Задачи:

1. знакомить детей с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь);

2. дать детям понятие «неделя», учить детей ориентироваться в этом понятии, уметь употреблять его в своей речи, знать последовательность дней недели;

3. учить различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера;

4. совершенствовать лексический и грамматический компоненты речи, обогащать словарь ребенка  новыми понятиями, связанными со временем.

  Дидактическое  панно «У тетушки Недели» может быть использовано педагогами в работе по формированию представлений о времени у детей среднего и старшего возраста.   Работа  основана  на образном и сюжетном принципах подачи материала и сопровождается стихотворным текстом одноименного названия.

 Предложенный в пособии стихотворный и дидактический материал по формированию у детей представлений о времени может быть использован педагогом в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в дидактических играх.  Этот практический материал поможет творчески организовать игры, повседневную деятельность детей при ознакомлении их с важной составляющей нашей жизни – временем.

        Дидактическое панно оформлено в форме сюжетной картины, на которой главный персонаж – тетушка Неделя. Семь ее сыновей (дней недели) прикрепляются на липкую ленту последовательно в определенных местах в соответствии со стихотворением. Каждый мальчик (день недели) имеет свой образ, который дети со временем запоминают зрительно:  рубашка определенного цвета украшена цифрами,  определяющими его  порядковый номер.

        В основе идеи разработки данного пособия лежит:

  • пропедевтика;
  • основной методический прием – одушевление сообщаемого материала;
  • полифункциональность:

- знакомство детей с днями недели, частями суток, понятиям «вчера», «сегодня», «завтра»;

- обеспечение интеграции образовательных областей;

- комплекс методов и приемов (наглядный, словесный, практический), способов и средств (дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т.п.)

        Каждое утро, работая с панно, можно вспомнить, какой день недели был вчера «Кто пришел к тетушке Неделе вчера?» (в начале обучения, опираясь на зрительные образы,  детям легче сориентироваться, чем просто по памяти  вспомнить).  Затем вспомнить «Кто должен прийти сегодня?», дополняя картину силуэтами мальчиков  (дней недели). Ну, а потом спросить ребят: «Кого тетушка неделя будет ждать завтра?».

        На панно отображены так же части суток, а текст стихотворения помогает сделать акцент на каждой из них, обеспечивая поле для разговоров и игровых упражнений, направленных  на знакомство детей с частями суток и их сменой и закрепление умений  детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

        То, что картинки мальчиков (дней недели) съемные, дает дополнительные возможности детям действовать с ними, выполняя различные игровые упражнения, тем самым закрепляя материал.

Например,  утром в понедельник,  во время приема детей, можно использовать  картинки во время приветствия. От лица дня недели: «Здравствуй, Саша»! «Здравствуй, Понедельник!», «Доброе утро, Вика!» «Доброе утро, Понедельник!» «Как дела, Рома?» «Хорошо, Понедельник» и т.д. Это игровое упражнение способствует не только закреплению названия дня недели,  но и освоить  разные формы приветствия.

        Игровое упражнение «Кого не хватает» на панно помещаем всех мальчиков, кроме одного (например, Вторника), а для усложнения в будущем можно и двух, трех.  Детям предлагается вспомнить, кого нет на картинке, «Кто убежал от тетушки Недели?»

        Игровое упражнение «Путаница». Поменять местами мальчиков на картине и попросить детей разгадать путаницу и расставить всех по своим местам.

        Игровое упражнение «Неделька, стройся».  Раздать детям картинки мальчиков (дней недели) и попросить их встать в той последовательности, в какой они приходят к тетушке Неделе. Или расположить их на доске друг за другом последовательно. Далее можно использовать материал для подвижной игры.

        Можно инсценировать ситуацию, когда тетушка неделя зовет к себе сыночков: «Понедельник, приходи ко мне в гости» (ребенок, у которого картинка понедельника подбегает к тетушке Неделе), в дальнейшем можно путать ребят, подзывая к себе дни недели не по порядку, однако дети  не должны поддаваться на эту хитрость и могут сказать «Нет, еще не моя очередь…» и т.д.

        Можно придумать еще множество игровых упражнений, в том числе математического характера: посчитать, сколько сыновей пришло к тетушке Неделе, показать соответствующую цифру, вспомнить какой по счету понедельник (среда) и т.д.

        На  основе пособия и стихотворения можно так же выполнять речевые игры, и упражнения. Например, придумать и рассказать, какой характер у понедельника, вторника и т.д.? Куда бегал Суббота? Каких птиц слышал в лесу Четверг? Как развлекал тетушку Неделю Воскресенье? А что вы делали в воскресенье? и т.д. Фантазия детей безгранична, и они с удовольствием придумывают сюжеты рассказов, сказок про дни недели, что способствует  развитию речи и  воображения.

        Стихотворные тексты о днях недели можно использовать в качестве физминуток. Стихи с движениями лучше запоминаются, и приносят двойную пользу. Это и разминка и заучивание последовательности дней недели.

        Можно использовать образы мальчиков при показе сценок и сказок. Например, можно обыграть сказку «Репка», заменив известных героев сказки на дни недели.

        Таким образом, содержание работы с дидактическим панно «У тетушки Недели» направленно не только на развитие и уточнение временных представлений, оно так же способствует  совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.

        Если в средней группе эта работа является скорее пропедевтической, то в старшем возрасте данное панно может служить подмогой для детей, у которых все -  таки возникли трудности по освоению временных представлений.

        В  старшем возрасте необходимо уже переходить к работе непосредственно с календарем или моделью.

        Модель и календарь — это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение — помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы.

        Отрывной  календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени,   дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок надо ждать целые сутки.

        Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветовое решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначения дней недели могут браться цвета радуги.

        Чтобы добиться хороших результатов, работа  должна проводиться систематически и целенаправленно. Сначала мы познакомили детей с разными видами календарей и разместили их в группе. Рассмотрели, определили, каким цветом обозначены рабочие и выходные дни, сколько рабочих и выходных дней в неделе. Каким цветом обозначены праздничные дни, почему? Каждое утро вспоминаем какой день недели, число, месяц. Кто - то из детей выставляет дату в календаре природы, кто - то – зачеркивает этот день в настенном календаре, кто – то отрывает листок в отрывном.

Чтобы сформировать у детей осмысленное понимание, сколько дней в неделе, месяце, мы изготовили модель, рекомендованную Ф.Н. Блехер:

        Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков  (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.

7 листков — 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.

        Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.

        Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике необходимо знакомить  детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день.

        Для закрепления и уточнения знаний игры и игровые упражнения можно использовать те же, но картинки мальчиков – дней недели заменяются  на условные обозначения. Это могут быть схематичные изображения человечков, фигурки разного цвета.

        Появляются новые   дидактические игры: “Назови скорей”, “Назови соседей”, “Покажи соответствующую цифру”, «Найди соседей», «Найди свой день», “Вставь в предложение пропущенное слово”:

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.

Чиполлино полол грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …

“Закончи предложение”:

Перед понедельником идет воскресенье, а после среды …

Летом солнце светит ярко, а зимой – …

Если сегодня вторник, то завтра будет…

        Вся эта работа проводится наряду с рассматриванием картин с временными отрезками (утро, вечер..), чтением художественных произведений о времени суток, временах года и т.д., загадывании загадок, решением проблемных ситуаций, изображением частей суток и времен года в рисунках и т.д.

Материал для работы с детьми по формированию временных преставлений

У  тетушки Недели

У тетушки Недели

Семь сыновей,

По очереди в гости

Они приходят к ней.

Самый первый – Понедельник.

Он помощник, не бездельник.

Рано утром он встает,

Когда  петушок поет.

За ним приходит Вторник.

Второй по счету он.

Он угощенье любит:

И бублик, и батон.

Потом Среда заходит

Неделю навестить.

Ведь к близким людям в гости

Приятно заходить.

Затем черед приходит

Четвертому сынку –

Славному, веселому

Мальчишке – Четвергу.

Он любит днем на солнышке

Под деревом сидеть,

Послушать птичье пение

И самому попеть.

Пятница приходит

После четверга.

Очень любит тетушку,

Поможет ей всегда.

А сделает работу,

Дела все завершит,

На травушке – муравушке

Зеленой  полежит.

Затем придет Суббота

В денечек выходной.

Гуляет он до вечера,

Потом бежит домой.

А Воскресенье до ночи

Неделю веселит.

И только как стемнеет,

В кровать ложится – спит.

У тётушки Недели

Семь сыновей.

По очереди в гости

Они приходят к ней.

Они не обгоняют

Друг друга никогда.

Все дети наши знают,

Что будет так всегда!

А тех, кто забывает,

К себе мы позовем,

По очереди братьев

Все вместе назовем:

- Понедельник,

- Вторник,

- Среда,

- Четверг,

- Пятница,

- Суббота,

- Воскресенье.

Физминутки

У Недели круглый год

Дел немало и хлопот.

Семь сыночков не зевают

И неделе помогают.

Понедельник пол подмел,

Вторник выхлопал ковер,

Среда бревнышки пилил,

А Четверг дрова рубил.

Пятница на грядках ловко

Прополол один морковку.

А Суббота с Воскресеньем

Ели ложками варенье!

Если не сидишь без дела,

Быстро пролетит неделя!

        

***

Мишка утром в понедельник

Долго шел в душистый ельник.

Муравьишке этим днем

Он помог построить дом.

А во вторник в кузовочек

Собирал медведь грибочки.

В среду  белке в дупло мишка

Накидал кедровых шишек.

А в четверг наш косолапый

Долго морду мыл и лапы,

Чтобы снова к рыжей белке

Заглянуть на посиделки.

В пятницу с веселым зайкой

Вместе прыгал на лужайке.

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту.

Лягушонка повстречал,

Ему  лапой помахал!

В день последний – в воскресенье

Мишка наварил варенья.

Всех друзей позвал на пир,

Даже птичек не забыл.

Друг за другом пролетели

Семь веселых дней недели.

Мишка много сделал дел,

Всем друзьям помочь успел!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ознакомление детей с временными представлениями»

Слайд 2

Актуальность Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе

Слайд 3

Проблематика: как наиболее эффективно организовать работу по формированию временных представлений у детей?

Слайд 4

В основе идеи дидактического панно «У тетушки Недели» Пропедевтика Основной методический прием – одушевление сообщаемого материала Полифункциональность

Слайд 5

Задачи: знакомить детей с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь); дать детям понятие «неделя», учить детей ориентироваться в этом понятии, уметь употреблять его в своей речи, знать последовательность дней недели; учить различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера; совершенствовать лексический и грамматический компоненты речи, обогащать словарь ребенка новыми понятиями, связанными со временем.

Слайд 6

Дидактическое панно «У тетушки Недели» может быть использовано педагогами в работе по формированию представлений о времени у детей среднего и старшего возраста. Если в средней группе эта работа является скорее пропедевтической, то в старшем возрасте данное панно может служить подмогой для детей, у которых все - таки возникли трудности по освоению временных представлений.

Слайд 7

В старшем возрасте необходимо уже переходить к работе непосредственно с календарем или моделью. Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветовое решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток

Слайд 8

Отрыв­ной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок надо ждать целые сутки. Для съемных листков календаря надо изготовить ко­робку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети бу­дут складывать последовательно снятые листки — дни не­дели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда. 7 листков — 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели.

Слайд 9

Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год . В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря оп­ределить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года.

Слайд 10

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике необходимо знакомить детей с происхождением названий дней . Для закрепления и уточнения знаний проводить игры и игровые упражнения, использовать литературные произведения. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Слайд 11

Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".

Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...