Статья на тему "Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада"
статья по окружающему миру (младшая группа)

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 3.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Для организации экспериментирования учитываются возрастные особенности воспитанников. К ним относятся любознательность, проявление самостоятельности, образность и непроизвольность памяти, формирование образного мышления, высокая эмоциональность, активное развитие речевой деятельности.

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач.

 Образовательные:

- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

- формирование способности самостоятельного исследования предметов;

- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).

Развивающие:

- совершенствование мелкой моторики и координации движений;

- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

- развитие внимания и памяти;

- развитие речевых способностей.

 Воспитательные:

- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

- развитие умения следовать поручениям взрослого.

В свете решения этих задач осенью мы начали работу над проектом «Сезонные наблюдения за деревьями нашего детского сада». В этом проекте нами также предполагается решение таких задач, как знания в сфере общения с природой и воспитание чувства заботы и любви к объектам природы. В результате реализации проекта, мы ожидаем, что дети научатся:

- различать деревья по внешнему виду, узнавать их плоды и семена;

- чувствовать ответственность, любовь к природе, желание беречь ее;

- передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям в разных формах (рассказы, стихи, загадки, в разных видах продуктивной деятельности) - узнают, какую пользу приносят деревья.

Проект предполагает подготовительный этап: изучение методической литературы, подбор справочной и художественной литературы, игр и иллюстраций по теме, планирование совместной работы с родителями, подготовка материала для гербария (сбор и засушивание листьев).

Основной этап включает в себя создание гербария, оформление корзины «Дары леса», накопление материала для мини-музея «Чудо-дерево», оформление картотек дидактических игр, стихов, загадок о лесе, деревьях, чтение художественной литературы по теме, продуктивные виды деятельности, дидактические игры, подвижные игры, игры-ситуации. В образовательной деятельности в режимных моментах – дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, координация речи с движениями. Различные опыты – посев семян, определение толщины дерева, возраста, высоты. Настольно-печатные игры. Консультации для родителей об экологическом воспитании младших дошкольников.

Хочется отметить отдельно создание гербария, который стал составной частью нашего проекта. Внутри основного долгосрочного проекта нами был реализован краткосрочный проект «Осенний гербарий». В его основе были наблюдения за сезонными изменениями деревьев на участке детского сада, получение углубленного представления об изменениях в природе в осенний период.

В форме отчета мы планируем сделать презентацию проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада «Заучивание стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

Цель. Помочь  детям запомнить небольшое по содержанию стихотворение, учить выразительно его читать. Правильно отвечать на поставленный вопрос....

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада "В гостях у Колобка. Спрячь шар в ладошках"

Занятие разработано для детей второй младшей группы, в соответствии ФГТ, отмечены образовательные области: познание, физическая культура, коммуникация, безопасность. Представленный материал дает возмо...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада "Мастерская оригами" (с участием родителей)

Конспект занятия разработан для детей второй младшей группы, с привлечением родителей. Знакомство с техникой оригами....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада

Здесь представлен план-конспект по теме: Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». В ходе данного занятия дети учаться определять и распознавать "хорошие" и "плохие" поступки....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада. Аппликация "Бедный зайчик заболел- ничего с утра не ел..."

Данный конспект предназначен для занятий аппликацией во второй группе детского сада. Коллективная форма работа с детьми....