Проект "Лук - полезный друг"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Разумова Татьяна Викторовна

Цель проекта:  вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _proekt_luk.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

ПРОЕКТ «Лук – полезный друг!»

Тип проекта: исследовательский, творческий,  краткосрочный

Срок реализации: 9 февраля -  9 марта 2018г

Участники проекта: педагоги, родители и дети старшей группы

Место проведения:  группа детского сада

                                          Руководитель проекта: Разумова Татьяна Викторовна

р.п. Маслянино 2017г.

Проблема: 

         У современных детей не часто бывает  возможность тесно общаться с природой, так как не у всех семей имеются дачи и земельные участки. Дети не знают, как можно вырастить репчатый лук на перо в комнатных условиях. Многие дети не знают  о пользе лука и его полезных свойствах.

Актуальность: 

         В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно–образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на мини  огороде участка нашей группы овощи всегда вселяет в ребят  чувство гордости и победы. На групповом участке вместе с другими овощами дети ежегодно сажают лук, осенью убирают.  В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но мы  не всегда задумывались, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Детям интересно узнать, как можно вырастить зелёный лук на подоконнике, что  в нем полезного и как его можно применять еще.

Цель проекта:  вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях

Задачи:

- расширить знания детей о сортах лука, условиях его роста, о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за  луковицами;

- узнать больше о пользе лука;

- заинтересовать этапами проведения опыта; 

- активизировать у ребят инициативу, внимание и память;

- обогащение словарного запаса детей;

- привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей;

- воспитывать бережное отношение  к природе, понимание необходимости её охраны  через собственные наблюдения;  

- научить детей видеть результаты своего труда.

Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

2. Подготовительный

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о луке)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта

6. Привлечение родителей к посадке лука на перо и оформлению дневников наблюдений.

3. Формирующий -  деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Итоговый - оценка уровня усвоенных  знаний о луке, сформированности практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. 

Конечный продукт: презентация проекта, дневников наблюдений.

Содержание проектной деятельности.

1. Беседы с детьми ознакомительного характера

В процессе работы над проектом сообщить воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке:

-  лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли.

- лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях.

- лук содержит аллицин – природный антибиотик, аминокислоту – «гормон ночи», сератонин, серу – «гормон радости», кремний – сжигает жиры в организме, вырабатывает энергию

-  в медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свежезарезанный - к вискам от головной боли.

- в луке порее витаминов больше, чем в репке. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни. Так же лук – порей устраняет синдром беспокойства

2.  Воспитание бережного отношения к растениям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны на собственных наблюдениях

Рассматривание строения луковицы репчатого лука.

3. Проведение опытов, где дети наблюдают за ростом лука. Установление связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Фиксация результатов экспериментов в рисунках и на фото. Формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработка навыков посадки материала в грунт и воду.

4.  В процессе исследований познакомить детей с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, кроссворды. Рассматривание иллюстраций, картин на овощную тематику.

 5. Привлечение к проектной работе родителей

   - Подготовка консультации для родителей: «Лук – надежный друг»

   - Оформление дневников наблюдений за луком, посаженным в домашних условиях.

6. Совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. 

Внедрение  проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

Образовательная область   «Художественно – эстетическое развитие»
Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного в рисунках, аппликациях и работах по ручному труду.

Разучивание пословиц, загадок, поговорок  о луке.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино», сказки «Аленький цветочек», изготовление подарка для мамы к празднику 8 Марта – рисунка «Аленький цветочек» с использованием репчатого лука в виде штампов.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование представлений о ЗОЖ

Образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. 

Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.      

Ожидаемые результаты:

- Дети умеют создавать грядку на подоконнике и ухаживать за луком самостоятельно;

- имеют представление о полезных свойствах лука;
- дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники узнали сорта лука (репчатый, порей), сформировали навык работы с посевным материалом.

- дети самостоятельно рассматривали рост лука, отмечали его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. 

- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

- Словарный запас детей пополнился новыми словами  «углубление», «рассада», «лук порей», «перо»

 - Развитие сотрудничества родителей с детским садом

 - Дети с огромным удовольствием употребляют продукт своего труда в пищу, рисуют и  делают аппликации лука, совместно с родителями выполняют поделки из репчатого лука

Прогноз возможных негативных последствий:

Луковицы репчатого лука не прорастают на перо, возможно, из-за некачественного материала (луковицы подморожены)  → заменить луковицы на более качественные.

 Не все родители желают принимать участие в совместной работе по проекту → заинтересовать родителей, объяснить важность совместной работы с детьми.

Список использованной литературы:

1.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

2.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

3. Масленникова О. М.. Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду»

4  Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

Конспект практической деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Лук - всем полезный друг»

Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук». Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Материал: Лук разного цвета, контейнеры для посадки лука, совочки, таз с землей, вода, ведерки, перчатки, мусорное ведро, кувшин, лейка, дневники наблюдений, карандаши, клеенка, настой из луковой шелухи, яйцо.

Предварительная работа: Наблюдение в микроскоп «шелуха лука», чтение сказки «Чипполино» Дж.Родари, беседа с родителями о пользе для детей витаминов, эксперименты дома, папка-передвижка о здоровье, посадка лука в домашних условиях, впечатление детей. Посадка мини-огорода в группе: овес, бобы, фасоль, горох, наблюдение запись в дневниках, наблюдение запись в дневниках, крашение яйца в шелухе лука, лэпбуки об овощах.

Словарная работа: Витаминизация, фитонциды, авитаминоз.

Ход занятия

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Вслед за зимой, какое время года. (Весна).

- Нравится ли вам это время года? И чем? (ответы детей). Зимой нам не хватает солнца, тепла, поэтому весной человек испытывает недостаток витаминов.

- А как можно укрепить и сохранить наше здоровье? (Закаляться, заниматься спортом, бегать, правильно питаться).

- А как вы думаете, правильно ли мы питаемся? (Мы должны есть только полезные продукты).

- Какие продукты вы считаете полезными? (Богатые витаминами).

- В каких продуктах можно найти витамины весной? (В овощах, фруктах, сухофруктах, в квашеной капусте, в зелени)

- А в какой зелени наибольшее количество витаминов для нашего здоровья? (В чесноке, в луке)

- Вот о луке мы с вами и поговорим.

- Какие поговорки про лук вы знаете?

- А загадки знаете?

- Знаете ли вы, где впервые вырастили лук? (В Азии)

(Воспитатель на политической карте показывает наиболее значимые места происхождения лука).

Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье. Лук поистине стал божественной пищей.

- Лук содержит много различных витаминов. А вы знаете, как называются витамины, которые есть в луке? (фитонциды)

(Когда лук очистишь от шелухи, появится едкий запах, он улетучивается и убивает микробы). Еще есть витамин С, который укрепляет наше здоровье.

- Знаете ли вы, чем помогает лук садоводам? (Настой луковой шелухи уничтожает вредных насекомых).

- Какие виды лука вы знаете? (севок, чернушка, репчатый, слизун ,лук- порей, лук-шолот, черемша). Рассмотрите, какие разные луковицы. (Дети рассматривают).

- Ребята, что вы можете рассказать о луке? (ответы)

- Какими еще лечебными свойствами обладает лук? (Улучшает аппетит, борется с микробами, хорошее средство при лечении зубов, кожи, от кашля, насморка).

- Ребята, доктор нам передавал конверт, давайте мы прочитаем, что здесь написано: «Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Тут же в разнобой лежат карточки и контрольные: «есть», «и», «каждый», «день», «лук», «чеснок». «Каждый день нужно есть лук и чеснок»).

- Мы поделимся с вами на 2 команды, кто быстрее соберет огород на подоконнике из разных картинок.

Рассмотрите, пожалуйста, наш огород.

- Какие растения здесь растут? (Фасоль, горох, китайский салат, чеснок, огурцы, помидоры, перец, картошка, овес, лук).

- Что нужно, чтобы вырастить зелень в домашних условиях? (Свет, тепло, вода, земля).

- Сейчас мы с вами срежем зелень лука для салата «Чипполино».

В новый ящик посадим еще лук, чтобы весной мы долго могли есть свежую зелень лука.

Стихотворение про лук:

Я - лук, я - Чипполино,

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной.

Загадки про лук:

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане: Стали Таню раздевать, Давай плакать и рыдать. (Луковица)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук)

Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

Семьсот поросят на колышке висят. (Связка луковиц)

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь - слезы льешь. (Лук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лук - полезный друг!"

В данной публикации описан проект с детьми среднего возраста "Лук- полезный друг!", представлен пример оформления проекта: актуальность темы, этапы проекта, виды деятельности, фотомате...

Проект в подготовительной группе "Лук - полезный друг"

Краткосрочный проект будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп....

Проект "Лук - полезный друг"

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...

Проект "Лук - полезный друг"

Проект предназначен для реализации воспитателями и логопедами в подготовительной к шкколе группе....

Проект "Лук - полезный друг"

Проект предназначен для детей подготовительной к школе группы....

Лук всем полезный друг

В проектном мероприятии «Лук всем полезный друг» дети наблюдают за ростом лука, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - челове...

Конспект НООД «Лук - всем полезный друг»

Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.Прививать бережное отношение к своему здоровью.Развивать познавательный интере...