Проект по познавательно-исследовательской деятельности мини-музей «Чудо дерево»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Келлер Татьяна Павловна

Цель проекта: Формирование познавательных интересов дошкольников к окружающему миру посредством организации музейной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_chudo_derevo_kop.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательно-исследовательской деятельности

 мини-музей «Чудо дерево»

Вид проекта познавательно -  исследовательский,  коллективный.

Продолжительность:  долгосрочный 

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы:

 Что такое мини-музей?

         Во-первых,  музей занимает очень маленькое пространство.

         Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно  отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет:

 -реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

-является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

 -способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

-помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

-мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Мы  создали  данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей  воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева; рассказать  детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.

Цель проекта:

 Формирование познавательных интересов дошкольников к окружающему миру посредством организации музейной деятельности.

Задачи:

 -Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;  

- Формирование знаний у детей о разнообразии деревьев;

- Знакомство детей со свойствами дерева, его свойствами, значением для животных и человека

  -Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

 -Включение  родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;

 - Развитие познавательной активности детей;

-Воспитание бережного отношения к природе;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены  следующие разделы:

-Деревянные игрушки (матрешки, настольный театр «Репка», лото, деревянные игрушки  игры;

-Предметы быта  (ваза с ветками дерева, кормушка, кухонные доски, лопатки, палочки для еды,  расческа,  пяльца,  шкатулки, карандаши, книги, рамки)

-Декоративно-прикладное искусство (свистулька, шкатулка)

-Дары дерева  (орехи, каштаны, шишки, спил дерева)

-Уголок любознаек ( д/и «Деревья наших лесов», трафареты листьев, )

 Под экспозиции выделены отдельные полочки в познавательном уголке.

 Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями.

           ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, энциклопедий;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок;

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2.  Театрализованная деятельность.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

8. Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Взаимодействие с родителями.

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта.

2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о деревьях (фотографии,
 иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).

4. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования,      

Игры во время отдыха на природе, на даче.

5. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки.  
 Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о деревьях.

Проектная деятельность

1 этап. Подготовительный

  Планирование мини-музея:

 - предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия;

 -психологическая комфортность и безопасность деятельности;

 определение места расположения мини-музея;

-составление плана работы;

 -подбор экспонатов.

 2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Организовать посещение мини-музея педагогами, родителями и детьми.

Экспонаты и разделы: У одной из стен располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи,  фотографии лесных обитателей и разных деревьев.

Раздел «Дерево загадок»

Дерево изображено на стене. На ветках прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. Воспитатель всегда может предложить детям остановиться у дерева и отгадать пару загадок.

Раздел «Строение дерева» знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красиво изогнутые корни деревьев ваза с сухими ветками.

Раздел «Кора и лесные обитатели» рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее  представлено бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре панно мини-музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.

Раздел «Как человек использует кору» представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки), так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены:

- Береста - бытовые изделия и украшения.

- Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.

- Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)

- Кора липы, лыко для лаптей и других изделий

- Сувениры из коры и другие поделки.

- Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).

Раздел «Как кора пахнет». Некоторые виды коры имеют хорошо различимый запах, и это тоже отражено в мини-музее. В небольшие полотняные мешочки насыпаны пищевая корица, кора можжевельника. Рядом размещен знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.

Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят детей  тем, как человек использует деревья.  На полочках размещены  разнообразные  деревянные  предметы:  игрушки  (матрешки, кубики, звери),  предметы быта,  поделки  из  бересты,  деревянные  фигурки, шкатулки,  ложки,  кухонные доски,  скалки и другая  утварь, корзинки с шишками сосны,  ели, лиственницы,  книги  и  календари о деревьях,  аппликации  из  сухих   листьев.

Раздел «Золотые ручки». В этом разделе представлены поделки, сделанные детьми из коры, а так же работы по  изобразительной деятельности.

Раздел «Листья - вкусная еда» представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т.д.) Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел «Листья  лечат» - это полочка с коробочками лекарственных растений: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев. 

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Чтение и разучивание стихов о деревьях, и отгадывание загадок. Подбор пословиц поговорок, примет.

Чтение произведений художественной литературы.

Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.

Беседы с детьми:

• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»

• « Беседы о деревьях» более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (крона, листья,  кора, ствол, корни, цветки, плоды, семена)
• Какой высоты дерево?

• Какова ширина дерева?

• Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?

• Есть ли у дерева семья?

• Есть ли у дерева «детки»?
• Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года 
(в сухую погоду, после дождя…)?
• Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
• Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
• Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
• Есть ли на стволе дерева или под ним какие–нибудь грибы?
• Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
• Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Животные, связанные с деревом.

Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

в) Почва.

В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

Исследования:
Живет ли кто - нибудь  в почве под деревом?
 Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.

Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву,  значит  оказывают помощь дереву.

Осадки (снег, дождь, иней).

Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.

Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

Определить настроение дерева:

Цель: заинтересовать  проблемой,  выяснить  представления детей об этих растениях, их отношение к дереву грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?

Дидактические игры:

Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.

«Подбери слово» (к слову березовый).
« Лист какой?» (подбор прилагательных).
«Придумай однокоренные слова».
«Найди дерево по описанию».
«Из семени в дерево».
«Сравни».
«Что лишнее?».
«Полезно – вредно».
«Скажи по – другому» и т.д.

Заучивание стихотворений:

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Чтение художественной литературы:

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе

В. Рождественский «Березка».
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?».
В. Бианки «Лесная газета».
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»).
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

Подвижные игры: «Найди такой же лист»,

Цель: развивать физические качества.

«Найди пару»,

«Кто быстрее добежит до дерева».

Сюжетно – ролевые игры:

«Как мы ездили в лес?»

«Экскурсия в парк»

Музыка:
— слушание звуков природы, шума листьев;
— изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.

Опыты: «Чем мы дышим?», «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Тонет – не тонет».

Труд на участке и в природе:

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты .

— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;

— изготовление кормушек для птиц;

— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).

— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Непосредственная образовательная деятельность:

Познавательное развитие.

Образовательная деятельность «Рисование»

«Городецкая роспись»

«Деревянная игрушка»

«Хохлома»

Образовательная деятельность: «Аппликация»,  «Лепка»

«Дерево в разные времена года»

Роспись деревянных ложек.

Образовательная деятельность «Познание»

«Как живет дерево»

«Кто с деревом дружит»

«Что дарит нам дерево»

«Деревянные игрушки»

Перспективное планирование.

Месяц

Тема

Конечный продукт

Сентябрь

Беседа «Как живет дерево, его друзья»

Оформление альбома «Деревья» (Аппликация, рисование, лепка)

Октябрь.

Беседа «Что нам дарит дерево»

Рассматривание иллюстраций, оформление гербария.

Ноябрь

Беседа «Что делают из дерева»

Составление и оформление альбома «Загадки, пословицы, поговорки, стихи о деревьях».

Декабрь

Беседа «Деревянные игрушки»

Составление и оформление альбома

Январь-Февраль

Рассматривание иллюстраций «Чудо-хохлома», «Городецкая роспись»

Оформление альбома «Чудо-хохлома», «Городецкая роспись»

Март-апрель

Чтение художественной литературы

Оформление альбома «Расписные матрешки»

Май

Викторина «Что мы знаем о деревьях?»

Раскрашивание детьми деревянных ложки и доски

3. Заключительный

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

• сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

• приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

• позволит пополнять музей новыми экспозициями;

• расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

• обогатить предметно-развивающую среду в ДОУ.

Используемая литература:

1. Николаева « Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3.Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »

4. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт!"

Творческий детско-взрослый проект...

Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"

Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес  к  исследовательской  деятельности.2.Сформируются  знания детей о значении воды в на...

Проект "Одежда-обувь" Занятие по ХПД "Чудо-дерево"

Конспект занятия по аппликации с детьми раннего возраста на тему "Одежда - обувь"...

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности. ОО «Познание». «Чудо –соль»

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской по образовательной области  «Познание»....

Проект информационно-познавательно-исследовательский «ЧУДО ДЕРЕВО»

Первые впечатления важны и неожиданны для детей, а всё новое удивляет и вызывает познавательный интерес. У детей дошкольного возраста возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли ...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект информационно-познавательно-исследовательский «ЧУДО ДЕРЕВО»

Первые впечатления важны и неожиданны для детей, а всё новое удивляет и вызывает познавательный интерес. У детей дошкольного возраста возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли ...