Главные вкладки

    "Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Богомолова Ольга Анатольевна

    "Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Формирование представлений о русских

    традиционных мужских ремёслах»

    (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)

                                                                                           Не зная прошлого, нельзя                                   понять настоящее и

    невозможно предвидеть

    будущее».

    В. Белинский

    Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Историю своей семьи, своей малой Родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Первые шаги в этом направлении ребенок делает еще в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать ребёнку с раннего детства. Однако не секрет, что мы живём в сложное время, когда материальное благо доминирует над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России. В жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Наша задача заинтересовать ребёнка чистотой, красотой, глубоким содержанием истории своего народа. Помочь понять, что они – часть великого русского народа. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, трудолюбие, честность – вот что всегда лежало в основе традиций и быта русского человека.
    В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками.  С возрастом усложняются задачи изучения. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

    Цель работы в данном направлении:

    Привитие любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истокам и культуре, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.

     Задачи:

     - Знакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа

    - Повысить интерес к истории своего народа.

    - Расширить знания детей о русских традиционных мужских ремеслах.

     -Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

    - Воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.

    - Воспитывать чувства гордости за свой народ.

    Традиционные мужские ремёсла

    Ювелирное дело.

             Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец ювелирной техникой, известной древним ремесленникам, была техника, называемая зернью. Она заключалась в том, что готовые колты украшались маленькими металлическими шариками. Так же в ювелирном деле использовалась скань. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из которой получались ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками. Для подобных узоров использовалась техника перегородчатой эмали. Данная техника, к сожалению, в 21 веке забыта. Это тончайшая работа, занимающая много времени. На изделие мастер напаивал тонкие металлические перегородки, тем самым формируя рисунок. Затем отдельные части этого узора заполнялись разноцветным порошком, который при нагревании с помощью высоких температур, превращался в стекловидную массу. Эта масса и есть эмаль.  Изделия, выполненные по технике перегородчатой эмали, были очень дорогими и принадлежали высшим слоям общества. Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось чернение, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других составляющих, ее наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

    Кузнечное дело

                     Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта.  Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Температура плавления, как и температура раскаливания, для каждого металла своя. Для изготовления оружий производилось сначала литье, затем ковкой доводили его до нужного состояния и, если требовалось, затачивали.  В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток.  Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.

    Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, различные предметы быта, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки), оружие и доспехи для воинов (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

    http://stankiexpert.ru/wp-content/uploads/2016/04/kuznechnoe-delo-7.jpg

    Скорняжное дело.

    Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, так же этот товар был одним из самых главных в торговле. Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги. Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего ее можно было использовать для изготовления изделий.

    Фото с сайта shr32.ru

    Гончарное ремесло

    Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы вручную лепили сосуды различных размеров. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_1.jpg

    Здесь рассмотрены основные, ремесла восточных славян. На самом деле, их гораздо больше. Часто отдельные виды ремесел проистекали из уже существующих. Все что мы видим и чем пользуемся в 21 веке, все это пришло к нам от древних людей. Многие предметы, найденные на раскопках, выставляются в музеях нашей страны. А ювелирные изделия поражают своей красотой и дороговизной. Да, немало было на Руси искусных ремесленников.

    https://media.izi.travel/d21ce37e-2eae-4ea1-869d-3d30a3483e55/999cdf67-8c7d-49b2-8444-316a44f5e38f_800x600.jpg

    Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. Однако, в отдельных случаях способ производства в целом сохраняется неизменным. Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси живы до сих пор и продолжают развиваться.

    Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, охватывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок, от информации, которую он получает от взрослых. Воспитание патриотических чувств способствует подъему нравственности у детей, более гуманному отношению к окружающим их людям и миру, в котором они живут, служит положительным источником к мотивации поступков ребенка. Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью пути становления ребенка как личности; формирования его как гражданина государства, сознающего личную ответственность за страну; человека, уважающего общество, в котором он живет.

    Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Возрождение духовно- нравственного патриотического воспитания — это шаг к возрождению России. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-конструктивная деятельность для детей старшей группы. Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.

    Я  предлагаю конспект познавательного занятия для детей старшей группы с элементами конструирования, которое позволяет в доступной форме познакомить с искусством художественной ковки металла, дае...

    Кузнечное дело

    •С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия. В настояще...

    Статья "Традиционная кукла как средство формирования представлений о добродетелях у детей младшего дошкольного возраста".

    В статье дается описание нетрадиционной формы  работы с родителями в рамках детско-родительской гостиной "Сказочные посиделки"...

    «Проект программы формирования представлений о русском быте у старших дошкольников»

    Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за свою страну. Детям дошкольного ...

    Методическая разработка по формированию представлений о традиционно – бытовой культуре русского народа у детей среднего дошкольного возраста

    quot;Русская изба" – это методическая разработка для познавательного и речевого развития детей среднего дошкольного возраста, с помощью которого дети знакомятся с описанием русской избы, е...