Тема «Мука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мочалова Наталия Алексеевна

опытно-экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_muka.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Жемчужинка»

Технологическая карта

НОД

Тема «Мука» 

(опытно-экспериментальной деятельности)

подготовительная группа

Составила

 Мочалова Н. А., воспитатель.

п. Харп, 2018 г.

Технологическая карта

Тема

«Мука»

Образовательная область

Познавательное развитие

Предварительная работа

Просмотр презентации «Зерновые культуры»
Замешивание соленого теста

Используемые технологии

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технология развивающего обучения
  3. Технология познавательно-исследовательской деятельности
  4. Технология личностно-ориентированного подхода

Методы, приёмы  и формы работы

  1. Наглядный (наблюдение, иллюстрации)
  2. Словесный (беседа, обсуждение, загадки)
  3. Практический (опыты, физминутка)
  4. Индивидуальная и групповая  формы работы

Цель занятия

Формирование представления о свойствах муки.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

-учить проводить опыты с мукой

-обогатить и систематизировать знания детей о способах применения муки.

-развивать интерес к исследовательской деятельности;

-развивать мышление, внимание  и воображение;

-продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

-закреплять навыки самоконтроля и самооценки.

-воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, аккуратность.

- продолжать формировать у детей представления о значимости правильного питания (использования в рационе зерновых культур и продуктов из них).

Оборудование

Демонстрационный материал: заготовка для кроссворда; иллюстрации (зерновые культуры);

зерновые культуры (пшеница, овёс, рис, гречка)

Раздаточный материал: плоская тарелка, ложка, стаканчик с водой, салфетки, глубокие мисочки (комплект на каждого ребенка)

Оборудование: кофемолка

Ожидаемые результаты

-У детей систематизированы знания о муке и ее свойствах, о способах ее применения.

-У детей сформированы простейшие знания о способах замешивания теста

-У детей развит интерес к исследовательской деятельности.

-У детей развито мышление.

-У детей сформированы умения устанавливать простейшие связи и закономерности на основе выявленных свойств.

-У детей сформированы представления о значимости правильного питания (использования в рационе зерновых культур и продуктов из них).

Структура непосредственно - образовательной деятельности

Этап

Длительность

Задачи этапа

Методы, формы

и приемы работы

Деятельность
педагога

Деятельность

детей

Результат

1 этап организационный

(психологический настрой, мотивационно-побудительный)

2 минуты

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта.

Создание проблемной ситуации

Словесный:

вводно – организационное слово воспитателя;

проблемная ситуация.

Эмоциональная поддержка детей

Создание проблемой ситуации

Участие в приветствии.

Предложения вариантов решения проблемной ситуации.

Психологическая готовность детей к совместной деятельности.

2 этап

Содержательно- деятельностный

25 минут

Систематизировать и обогатить знания детей о муке и ее свойствах, о с способах ее использования.

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Развивать мышление и воображение; формировать умение устанавливать простейшие связи, делать умозаключения.

Формировать знания о простейших способах замешивания теста.

Словесный

(обсуждение, вопросы)

Практический

(опытно-экспериментальная деятельность)

Организация проведения опытов с мукой.

Беседа.

Постановка вопросов.

Организация физминутки.

Проведение опытов с мукой.

Ответы на вопросы.

Решение  проблемной ситуации

Систематизированы знания детей о муке и ее свойствах.

Развит стойкий  интерес к исследовательской деятельности.

Сформировано умение устанавливать простейшие связи и закономерности в итоге совместной с педагогом деятельности.

Сформировано представление о способах замешивания теста, о значимости хлеба в рационе человека.

3  этап Заключительный

3 минуты

Развивать навыки умозаключения, умения высказываться.

Словесный (выводы, вопросы, обсуждение)

Вопросы.

Ответы на вопросы

Выводы, умозаключения.

Самооценка с использованием карточек-символов.

Сформировано умение устанавливать простейшие связи и закономерности на основе выявленных свойств исследуемого объекта и в итоге совместной с педагогом деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на нашу доску? Что это? (ответы детей: кроссворд). Для чего он здесь? И что нам делать? (ответы детей: давайте разгадаем и узнаем затем, что нам делать).

Отгадывают кроссворд.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем  на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
                                                                                                 МУКА.  


Воспитатель:. А какие свойства муки вы знаете (ответы детей). Как мы можем узнать и определить свойства муки? (ответы детей)

                                                                                           Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна мука?
Ответы: для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье.

Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.  Предлагаю изучить свойства муки способ исследования и оытов.

  1. Запах. Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный)

Дети делают вывод: Мука имеет запах.

Воспитатель: Ребята, на что похожа мука по своему внешнему виду? (Ответы детей)

  1. Консистенция. Из стакана высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)

Дети делают вывод: Мука сыпучая.

  1. Вес.  Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная). 

Дети делают вывод: Мука – мягкая, пушистая

Воспитатель: как можно еще использовать муку? (Ответы детей)

  1. Действия. Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

Дети делают вывод: на муке можно писать и рисовать.

  1. Растворимость. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась). Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто). 

Дети делают вывод: Смесь из муки с водой стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Воспитатель: Это самый простой способ замешивания теста. Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

      Но для того, чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты. Как вы думаете, какие? (масло, соль, сахар, яйца,  дрожжи.)

  А какие ваши любимые изделии из муки?

  Предлагаю вам немного отдохнуть?

Физкультминутка.

Дидактическое упражнение с мячом. Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

Воспитатель: Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха)
Воспитатель: правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные  изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.),  кондитерские (булочки, рогалики, торты),  макаронные изделия (спагетти, макароны)

Воспитатель: У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, гречка).
Воспитатель: Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной кофемолки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
Воспитатель: А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

Воспитатель: А почему же она не белая? (Ответы детей)
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.

Итак, давайте с вами с помощью схем сделаем выводы, что мы узнали сегодня о муке.

Дети работают со схемами и делают умозаключения.

1 Мука имеет запах.

2.Мука сыпучая.

3.Мука мягкая, пушистая.

4.Если добавить в муку воду, мы получим  жидкое тесто.

5.Муку делают из зерна.

6. Из муки делают хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.

Самоанализ детьми совместной работы.

Сюжетно-ролевая игра «Пекари»

– А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – экспериментирование в младшей группе по теме: "Чудесная Мука"

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование....

Знакомство детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Тема: "Чудесная мука"

 Образовательная деятельность рассчитана на детей младшей группы. Основная цель: познакомить детей со свойствами муки через детское экпериментирование. Посредством поставленных задач и экп...

Проект в старшей группе на тему: «Мука -какая она?»

Что такое мука? Откуда она пришла? Как она появилась? Как вырастить зерна и получить? - Задавали дети вопросы. Как получается пирожок, или почему дырка в баранке? Все такое вкусное такое разное....

Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мука. Эксперименты с мукой»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское  экспериментирование.Задачи: Образовательные:Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Продолжатьформировать у дете...

Проект в старшей группе на тему: «Мука -какая она?»

Вид проекта: познавательно исследовательский,Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.ВведениеЧто такое мука? Откуда она приш...

Проект в старшей группе на тему: «Мука -какая она?»

Проект в старшей группе на тему: «Мука -какая она?»...