Развитие позновательно-иследовательской деятельности с помощью микроскопа
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Чесакова Тамара Петровна

раскрытие актуальноститемы темы в ДОУ меры безопасности,правило обращения с микроскопом. Что можно с детьми рассмотреть под микроскопом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_o_mikroskope.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНОВАТЕЛЬНО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МИКРОСКОПА

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ: ЧЕСАКОВА Т.П.

                                                         2019г.

Работая долгое время с детьми, я убедилась, что, к сожалению, многие современные дошкольники, уделяя большое время компьютерным играм, не интересуются устройством всего живого на Земле. При этом ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим педагогами родителям. Именно тогда я задалась целью – повысить познавательную активность своих воспитанников посредством использования в работе микроскопа. Именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами.

Занятия с микроскопом помогут  ребенку  расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.Вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.  У дошкольника  будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения. А так же значительно повысится его уровень экологического образования. Получит практические знания по использованию микроскопа.

Прежде чем раскрыть содержание своей работы с детьми, я немного расскажу об истории возникновения первого микроскопа. Микроскоп от греч. (Микро – маленькийСкоп – наблюдатель) —оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Но кто, же придумал это чудо — микроскоп? В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 4 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

4. Рентгеновский

Есть совсем маленькие, «карманные» микроскопы с небольшим увеличением. Их можно носить с собой на прогулку и рассматривать растения и насекомых прямо на лугу или в лесу.

Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?

  • Листья растений. Например, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно смотрятся лепестки садовых и полевых цветов.
  • Волосы. Они у каждого человека и животного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно убедиться, заглянув в микроскоп.
  • Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.
  • Мякоть фрукта. Не менее интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.
  • Грязь  и ногтиможет произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля сразу же побежит в ванную.
  • Бумага, нитки, мех, различный материал.
  • Если в доме есть аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо положить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при среднем увеличении.

В группе «Ландыш» мы начали познавательно - исследовательскую работу,  создали мини-лабораторию для различных  исследований.

  • 1.знакомство с микроскопом и историей создания
  • 2. просмотр презентаций, мультфильмов о микроскопе и бактериях.
  • 3.изучение правил  пользования микроскопом.
  • 4.запоминание техники безопасности, знаки
  • 5.прведения простейших опытов
  • 6. изготовление пособий и накопление материала для изучения.

Как провести исследование — правило:  Репчатый лук под микроскопом

Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении.

  1. Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.
  2. Чистой салфеткой протираем оба стекла микроскопа.
  3. Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.
  4. Убрав наружные чешуи с листа, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек листика.
  5. Аккуратно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.
  6. Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.
  7. Препарат (листа срез) начинаем изучать при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.
  8. Затем переходим к изучению объекта при большем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна прозрачная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая цвета — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко.

Экспериментирование крепко связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь  это, наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Безусловно, связьсразвитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном.

Так же с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя работа. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Заключение:

Раз уж детки наши превратились в ученых - естествоиспытателя, значит, самое время отправиться в научную экспедицию за всевозможными образцами. Для такой необычной прогулки следует запастись несколькими баночками с крышками и коробочками, куда вы будете складывать свои находки. Очень удобна для этих целей коробка от конфет с пластиковыми ячейками или пластиковый лоток для яиц. Еще вам пригодятся маркер, чтобы подписать коробочки с образцами, пинцет,ножницы и т.д.Познакомились с интересной  историей  изобретения  микроскопа. Мы узнали, из чего состоит микроскоп, и каким он бывает. Учимся пользоваться  оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Провели несколько экспериментов по исследованию простых объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что – либо в микроскоп.

Несмотря на то, что работу с микроскопом мы начали не так давно, но я уже могу отметить положительные результаты в развитии познавательной активности своих воспитанников. Они стали любознательнее, инициативнее, пытаются самостоятельно формулировать простейшие выводы и умозаключения. Таким образом, я считаю, что работа с микроскопами является эффективным средством не только познавательного развития, но и полноценного, гармоничного развития личности каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позновательно-иследовательский проект в средней группе "Сад и огород-здоровье круглый год"

проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Конспект занятия по позновательно-иследовательской деятельности в подготовительной группе. (математика)

Тема: Гости из сказки. Цель: -  Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его част...

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа....

ПОЗНОВАТЕЛЬНО ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПДД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Воспитываем грамотных пешеходов!»

Часто причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети, так как у них слабая защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все бо...

Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»

В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...