Методическая разработка. Проект на тему "Вода-водица"
проект по окружающему миру

Комаровская Юлия Александровна

Развивать у детей представления о природном объекте – воде,  о её свойствах и состояниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_6_gruppa-voda.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Проект

на тему  "Вода-водица"

Подготовительной  группы № 6 «Светлячки»

                                                                                     

 Воспитатели:

Пестова Е.Ю.

Комаровская Ю.А.

Санкт-Петербург  

Проблема

Что такое вода? Её свойства.  Недостаточно знаний у детей о свойствах воды.  Недостаточно демонстрационного материала о превращениях воды в природе. Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных, растений.

Актуальность проекта :

Экологическая обстановка стоит в ряду самых актуальных проблем современности, поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с младшего возраста. Нужно закладывать основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания.

Цель проекта:

Развивать у детей представления о природном объекте – воде,  о её свойствах и состояниях. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Тип проекта: Творческий, практический, исследовательский, групповой, краткосрочный.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: Воспитатели, учитель логопед, дети, родители.

Сроки проведения проекта: декабрь-январь

Задачи проекта:

  • Расширить представления о воде и её необходимости .
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи , добиваться результатов, размышлять , отстаивать свое мнение ,обобщать.
  • Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
  • Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
  • Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
  • Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
  • Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
  • Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
  • Прививать навыки бережного использования воды.

Данный проект направлен на выявление влияния опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские  возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей,  вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.  

Основные формы и методы реализации проекта

  • Игровой (внесение игрового персонажа – игрушку «Капельки»; волшебное превращение детей в капельки...).
  • Наблюдения в природном уголке и на прогулках;
  • Дидактические игры;
  • Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства воды»;
  • Мини – выставка «Я в музее воды»;
  • Художественно – творческая деятельность;
  • Работа с родителями ( консультации, беседы, домашние задания);
  • Наглядный (панно «Кому нужна вода», карточки, символы).
  • Словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера)

Продукт проекта:

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в жизни. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Оформление работы : коллаж «Я в музее воды», Мини – выставка детских работ.

Совместная работа детей и родителей в изготовлении книжек  «Истории о воде».  

Презентация ."Вода водица"....

План подготовки и реализации проекта:

Деятельность педагогов

  • Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  • Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  • Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме
  • Разработать цикл занятий по изо деятельности для создания творческих работ по теме.
  • Разработать занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности 
  • Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
  • Создать наглядный материал “Художественное слово о воде” 
  • Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  • Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  • Создать информационный материал:

Для родителей: памятки и консультации 

Для детей: презентации , иллюстрации

Деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций, .......по теме “Вода ”.
  • Знакомство с содержанием презентаций по теме "Вода"
  • Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.
  • Прослушивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
  • Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
  • Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
  • Опыты с водой.
  • Создание фотоматериалов проекта

Деятельность родителей

  • Знакомство с содержанием стендовой информации.
  • Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
  • Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.
  • Посещение музея " Мир воды"
  • Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта
  • Создание книжек-сказок  про воду

Этапы проведения проекта:

I этап. Накопительный (информационно-подготовительный )

1. Составление проекта.

2. Подготовка к реализации проекта.

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)

Перспективный план работы с детьми

1 неделя -

Беседы

"Вода вокруг нас"

"Дождь"

"Туман"

"Град и снег"

"Роса"

"Водоёмы"

Развивать способность систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, обогащать и укреплять интерес к окружающей жизни, развивать наблюдательность.
Обогащаем словарь, развиваем умение друг друга слушать.

Наблюдение

За водой.

За испарением

За растениями.

За снегом

Развитие наблюдательности, знаний о свойствах и качествах воды. 

Способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей.

Опытно-исследовательская деятельность

"Вода прозрачная"

"У воды нет цвета, вкуса и запаха"

"Вода жидкая"

"Вода не имеет формы"

"В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются"

"Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах"

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи, умение делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды

Игровая деятельность

Дидактические игры

«Волшебный круг», «Живые слова»,

Сюжетно –ролевые игры

«Аквариум"

«Пароход»,

 Подвижные игры

«Болото: с кочки на кочку»

 «Ручеёк»

«Море волнуется..»

Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки»

Способствовать развитию игровой деятельности детей, психических процессов(память, внимание, восприятие...), творческих возможностей.

Презентации

"Капелька и ручеек"

Помочь заинтересовать, детей не только в познавательном, но и в речевом плане; участвовать в непосредственном общении с персонажами, самому моделировать ситуации общения.  Все это способствует развитию коммуникативной компетенции детей. 

Художественное слово

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т.Маршалова);

Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки, загадки

Способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. Развиваем воображение, творческое мышление, речь.

Художественное творчество

Рисование

"Природные водоёмы: родник, ручей, озеро, болото, река, водопад"

Лепка

"Озеро с камышами"

Развивать интерес к искусству, учить передавать в рисунке картины природы

Рассматривание

Иллюстрации на тему «Водные состояния»;

«Вода и животные»

Рассматривание снежинок

Развивать наблюдательность, внимание,связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить...

НОД

"Путешествие в царство воды"

"Жизнь воды"

Освоение детьми одной или нескольких

образовательных областей, их интеграцию с использованием

разнообразных форм и методов работы

Здоровье  сберегающие технологии

Комплекс закаливающих процедур по «дорожкам здоровья»;

Мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)

Физ.минутки

 «Кораблик»

Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению

Работа с родителями

Экскурсия в музей воды;

Создание книжки про воду;

Проведение опытов с детьми дома

Способствовать развитию партнерских отношений, взаимопонимания

Прослушивание аудиозаписи

Детские песенки

"Вода буль-буль"

 "Дождь в ладошках"

Звуки природы:

"Звонкий ручей", " Шум водопада"

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно эстетического вкуса. Обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера

2 неделя -

Беседы

"Путешествие капельки"

"Откуда в наш дом приходит вода"

"Вода нужна всем"

"Волшебница вода"

"Берегите воду"

Развивать способность систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, обогащать и укреплять интерес к окружающей жизни, развивать наблюдательность.
Обогащаем словарь, развиваем умение друг друга слушать.

Наблюдение

За таянием льда, снега.

За сосульками.

За облаками.

За осенним дождём.

Развитие наблюдательности, знаний о свойствах и качествах воды. 

Способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей.

Опытно-исследовательская деятельность

"Вода бывает тёплой, холодной и горячей"

"Пар – это тоже вода"

"Лёд – твёрдая вода, тает в теплее"

"Лёд – легче воды"

"Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно"

"Буря в стакане"

"В солёной воде предметы не тонут"

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи, умение делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды

Игровая деятельность

Дидактические игры

 «Поле чудес»

Сюжетно –ролевые игры

 «Спасатели»

 «Водолазы»

Подвижные игры

"Снежиночки-пушиночки"

"Море волнуется.."

 "Лягушки и цапля"

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Способствовать развитию игровой деятельности детей, психических процессов(память, внимание, восприятие...), творческих возможностей

Презентации

"На помощь водяному"

"Вода вокруг нас"

Помочь заинтересовать, детей не только в познавательном, но и в речевом плане; участвовать в непосредственном общении с персонажами, самому моделировать ситуации общения.  Все это способствует развитию коммуникативной компетенции детей. 

Художественное слово

Чтение стихотворений "Алёшка и снежок"(Е. Андреева), "Трудолюбивая вода" (В. Иванова)

"Речка зимой"(В. Фетисов),

"Моряк" (Е. Стеквашова)

Чтение сказок

ммм

Заклички, пословицы, поговорки.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. Развиваем воображение, творческое мышление, речь.

Художественное творчество

Рисование "Природные водоёмы: море, океан".

Аппликация Искусственные водоёмы: фонтан, аквариум”.

Развивать интерес к искусству, учить передавать в рисунке картины природы

Рассматривание

Иллюстрации на тему «Водные состояния»;

«Вода и животные»

Рассматривание снежинок

Развивать наблюдательность, внимание,связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить...

НОД

"Тёплая капелька, или поможем колобку умыться"

"Путешествие в царство воды"

Способствовать накоплению у детей конкретных

представлений о свойствах воды; познакомить со способом

получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной.

Здоровье  сберегающие технологии

Комплекс закаливающих процедур по «дорожкам здоровья»;

Мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)

Физ.минутки

"Снеговик"

Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению

Работа с родителями

Экскурсия в музей воды;

Создание книжки про воду;

Проведение опытов с детьми дома

Способствовать развитию партнерских отношений, взаимопонимания

Прослушивание аудиозаписей

Звуки природы

"Спокойная музыка и морской прибой", "Дельфины",

"Пение птиц и звуки моря",  "Шум моря", "Прибой".

Детские песенки

 "Облака – белогривые лошадки"

"Синяя вода".

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно эстетического вкуса. Обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера

3 этап. Заключительный.

Презентация проекта на тему "Вода-водица"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта на тему "Моя семья"

Данная материал поможет воспитателю детского сада сформировать у детей ценностное отношение к семье,а так же помочь созданию доброжелательных отношений между родителями воспитанников....

Методическая разработка проекта на тему «Моя семья»

В современных условиях семейные ценности теряют своё значение. У детей преобладает потребительское отношение к родителям.И наша задача  укрепить детско-родительские отношения через совместные вид...

Методическая разработка Проект по теме: «Животные жарких стран»

Основная работа в подготовительной группе это подготовка детей к школе. Это их социализация и коммуникация. Ребёнок свободно чувствует себя в процессе общения по поставленному вопросу, если у него ест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах  цвета  у детей  раннего возраста через дидактическую игру»...

Методическая разработка проекта на тему "Я в мире-Человек".

Данный проект разработан дл ястаршей группы. Проект был долгосрочный, детям и родителям было очень интересно в нем учавствовать....

Методическая разработка проекта по теме: "Санкт-Петербург"

Проект разработан для детей с тяжёлыми нарушениями речи третьего и четвёртого уровня речевого развития. Расчитан на старше-подготовительный возраст. Направлен на коррекцию нарушений лексико-грамматиче...

Методическая разработка. ПРОЕКТ на тему "Искусственный снег".возраст 5-7 лет

Методическая разработка. Проект краткосрочный "Искусственный снег". возраст 5-7 лет...