Главные вкладки

    Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
    проект по окружающему миру (средняя группа)

    Теревкова Олеся Юрьевна

    Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskiy_proekt.docx22.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №45 «Сказка»

    Экологический проект

    «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»

    в средней группе

    Подготовила воспитатель:

    Теревкова О.Ю.

    п. Развилка, 2018г.

     «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

      Э. Н. Голованова

    Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

    В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

    И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

    Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать. Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

    Задачи:

    * Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    * Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

    * Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

    * Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

    Вид проекта: информационно-творческий.

    Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

    Продукты проекта:

    * Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,

    * Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,

    * Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный

    * Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

    * Создание необходимых условий для реализации проекта.

    * Перспективное планирование проекта.

    * Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

    II этап – основной (практический)

    * Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

    * Домашние задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

    * Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

    * Отгадывание загадок про зимующих птиц.

    * Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

    III этап – заключительный

    * Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,

    * Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,

    * Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».

    Содержание работы в процессе реализации проекта

    Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.

    Предварительная работа с родителями

    Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

    * Рекомендации на совместные прогулки.

    * Совместно с ребенком сделать кормушку.

    * Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

    * Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

    * Отгадывать загадки про зимующих птиц.

    * Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

    Просмотр видеофильма «Зимующие птицы»

    Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.

    Игровая деятельность

    Пальчиковая игра

    «Птицы у кормушки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

    Дидактические игры

    «Один – много»

    Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.

    «Назови одним словом»

    Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

    уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

    «Назови птицу по описанию»

    Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

    «Кто из птиц лишний»

    Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить

    понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с

    зимующими птицами; развивать внимание, память.

    «Кто из птиц улетел»

    Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

    Настольно-печатные игры:

    Домино «Птицы»

    Лото: «Животный мир»«Профессии»«Зимующие птицы»,

    Разрезные картинки «С какого дерева листок?»«Кто, где живёт?»«Чей обед?».

    Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

    Сюжетно-ролевые игры

    «Птичий двор»«Ветеринарная клиника»«В гости к птицам».

    Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

    Словесные игры

    «Чей дом?»«Доскажи словечко».

    Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

    Двигательная деятельность

    Подвижные игры:

    Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»«Веселый воробей»,

    игра малой подвижности «Птички в гнездышках»«Воробышки и кот».

    Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

    Познавательная - исследовательская деятельность

    Формирование целостной картины мира

    Тема«Зимующие птицы»

    Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

    Беседы

    «Как живут наши пернатые друзья зимой»«Кто заботится о птицах»«Пользу или вред приносят птицы?»«Меню птиц»«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

    Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).

    Наблюдение за птицами зимой

    * Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

    Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.

    * Вместе с детьми выносить корм на прогулку.

    Цель: приучать птиц к месту кормёжки.

    * Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.

    Цель: знакомить с повадками птиц.

    * Наблюдать за птичьими следами на снегу.

    Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.

    * Рассматривание оперения птиц.

    Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.

    Элементарный бытовой труд

    * Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

    Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Коммуникативная деятельность

    1. Чтение рассказов:

    И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,

    2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

    Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.

    Аппликация «Снегирь»

    Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.

    Взаимодействие с родителями

    * Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

    * Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.

    * Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

    * Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в детский сад

    * Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

    * Заучивание стихотворений про зимующих птиц

    * Отгадывание загадок про зимующих птиц.

    * Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

    Вывод:

    * Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

    * Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

    * У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

    * Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Используемая литература

    1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

    2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

    3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

    4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

    5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней  группе детского сада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект: «Птицы»

    Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

    Экологический проект "Птицы"

    Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

    Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

    Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

    Экологический проект "Птицы на кормушке".

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

    Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня в ходе проекта «Птицы» в средней группе детского сада

    Физкультурно-оздоровительной работе в нашем детском саду уделяется повышенное внимание, потому что в настоящее время значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно ...

    Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

    Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...