Главные вкладки

    "Волшебница-вода"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Патрушева Елена Александровна

    Методическая разработкапо развитию познавательно-исследовательской деятельностидля детей старшего возраста..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_volshebnitsa-voda.docx22.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

    «ЦРР № 3 «Петушок» г.о. Стрежевой Томской области (МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

    636782, Томская область, г. Стрежевой, 3 мкр., дом 327 (корпус 2)

    Методическая разработка

    Занятия по опытно-экспериментальной деятельности старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    «Волшебница-вода»

    Разработала:

    воспитатель 1 квалификационной категории

    Патрушева Елена Александровна

    Цель: развитие познавательного и речевого мышления через опытно-экспериментальную деятельность.

    Задачи:

    Коррекционно –образовательные:

    1. Активизировать и расширять словарь по теме «Вода», «Зима»,
    2. Продолжать учить подбирать слова- признаки и слова действия к словам «снег», «лед», «вода», «пар»;
    3. Закреплять представление о круговороте воды в природе;
    4. Закреплять знания о различных состояниях воды путем экспериментирования.

    Коррекционно- развивающие:

    1. Развивать фонематическое восприятие;
    2. Развивать общую и мелкую моторику;
    3. Развивать познавательные способности, сообразительность.

    Коррекционно- воспитательные:

    Воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водным ресурсам.

    Предварительная работа: разучивание стихов и песен о зиме.

    Оборудование и материалы:

    Стаканчики со снегом и водой по количеству детей, зеркало, бумажные салфетки, ледышки, снеговики из частей, аудиозапись звуков льющейся воды.

    Воспитатель: ребята сегодня я приглашаю вас со мной в путешествие в настоящую лабораторию. Вы, знаете, что это такое?

    Ответы детей: Это то место, где проводятся разные опыты.

    Воспитатель: И мы с вами будем такими  учеными, которые эти опыты, исследования  проводят, только лаборатория  эта снеговика.

    Воспитатель: вы хотите путешествовать со мной?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Но ученными быть не просто. Ученные - это люди которые много знают, умеют, внедряют. У вас хватит запаса знаний?

    Ответы детей:

    Воспитатель: сейчас проверим, холод, снег, мороз- это признаки какого времени года? (зимы)

    Какая погода зимой? (холодная, морозная, снежная.) во что вы играете зимой на улице? (ответы детей)

    Воспитатель: а теперь, чтобы попасть в нашу лабораторию снеговика отгадайте загадку.

    Я и льдинка голубая,

    Я и капля дождевая,

    И снежинка вырезная.

    Вы узнали без труда –

    Называюсь я …(вода)

    Воспитатель: закройте все глаза путешествие сейчас начнется. В право влево повернись в лаборатории быстро очутись. Вот мы и очутились в нашей экспериментальной лаборатории. Занимайте свои места.

    Дети проходят, садятся. Посмотрите, что у вас находится в стаканчиках? (вода), Воду называют волшебницей. Как вы думаете почему?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: правильно она может быть очень разной и маленьким бежать ручейком, плескаться волной в огромном море, превратиться в большую и природе путешествует по кругу. Как это происходит вспомним с помощью слайда. (Демонстрирует слайд по телевизору)

    Капельки воды в природе путешествуют по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя или снега, попадают на землю, в лужи реки моря и океаны, а затем испаряются под лучами солнца и возвращаются обратно в небо, где вновь собираются в тучи. Вода не исчезает, а во время своего путешествия превращается из одного состояния в другое.

    Когда вода выпадает из туч, в каком она бывает состоянии?

    Ответы детей:

    Воспитатель: правильно в жидком состоянии, если снег – твердом. Лед-это тоже твердая вода. (показывает стаканчики с водой и снегом)

    Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы снег превратить в воду

    (ответы детей)

    1. Опыт: «С помощью тепла ваших рук давайте превратим снег в воду»

    Дети берут из разеточек снег и держат на ладошке.

    Воспитатель: когда вода испаряется с поверхности земли и возвращается в ручьи, какое состояние она приобретает?

    (Ответы детей)

    2.Опыт: сейчас я из термоса налью в стакан горячую воду и поднесу зеркало, оно запотевает, это вода превратилась в пар, а если зеркалом накрыть стакан- то что мы видим?

    (Ответы детей)

    Воспитатель :а как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы вода превратилась в лед?

    Ответы детей:

    Воспитатель: правильно ребята, если налить воду в сосуд и поставить в холод, вода замерзнет и станет твердой. А вы знаете из чего состоит вода?

    Ответы детей:

    Воспитатель:  вода состоит из молекул, то есть из маленьких частиц, не видимых невооруженным глазом.  Когда вода находится в замороженном состоянии- в виде льда, эти частички плотно прижимаются друг к другу очень плотно. Вода -в жидком состоянии, значит частички отодвигаются друг от друга. Когда вода в виде пара, значит частички отлетают друг от друга. Давайте сейчас пройдем и поиграем в игру вода, пар, лед.

    Проводится игра. Дети стоят по кругу. Когда воспитатель произносит слово «вода» берутся за руки, на слово «лед» двигаются в центр круга, прижимаясь друг к другу, на слово «пар» расцепляют руки и медленно расходятся в разные стороны. Последнее слово называется «лед». Дети садятся на стулья появляется снежная королева.

    Снежная королева: Я Снежная Королева, я люблю холод и стужу и хочу, чтобы вся вода на земле превратилась в снег и лед и снег. Сейчас я опущу в ваши стаканчики свои ледышки и вся вода замерзнет.

    Воспитатель: Снежная Королева, ты и на самом деле думаешь, что твои ледышки заморозят воду в стаканчиках? Ребята, а вы как думаете?

    Ответы детей:

    Снежная Королева: Значит в группе вода не замерзнет? Тогда я унесу её с собой во дворец и там всю воду заморожу. Пусть на земле будет снег и лед.

    Воспитатель: А что же будет с нами? С животными, птицами, растениями. Дети, что с нами произойдет?

    Ответы детей:

    Снежная королева: Если вам так нужна вода, расскажите о ней какая она? Какие состояние воды вы знаете?

    Ответы детей: (мокрая, жидкая, бесцветная, без запаха)

    Снежная Королева: Что делает снег? , какой он?

    Ответы детей:

    Снежная Королева: Какой лед?

    Ответы детей:

    Снежная Королева: Вода что делает?

    Ответы детей:

    Снежная Королева (пар что делает?)

    Ответы детей:

    Ну что же на мои вопросы вы ответили. Но у меня еще одно задание соберите моих стражников снеговиков, они так торопились сюда к вам, что развалились все по дороге.

    Снежная королева вручает конверты детям на стол один.

    Игра «Собери снеговика из частей»

    (Снежная Королева проверяет).

    Снежная королева: молодцы ребята, вы так хорошо рассказали о воде и о разных ее состояниях, и опыты проводили, и снеговиков моих собрали, а скажите мне, что бывает когда на ладошку садится снежинка?

    Ответы детей:

    Снежная Королева: а вот у меня есть волшебные снежинки, которые никогда не тают, я хочу вам их подарить на память. Протяните каждый ладошку и закройте глазки.

    (Снежная Королева кладет бумажную снежинку каждому ребенку)

    Снежная Королева: А теперь тихонько подуйте ребята на свою ладошку и посмотрите, что умеет делать ваша снежинка?

     Ответы детей: летает, падает, кружится?

    Снежная королева: Молодцы ребята, вам понравилось сегодня в моей лаборатории? Что нового вы узнали?

    Ответы детей:

    Снежная королева: Что для вас было трудным? Что было интересным?

     

    Используемая литература:

    Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

    Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

    Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

    Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

    Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

    Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

    Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

    Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

    Конспект занятия в старшей группе "Лёд, вода, пар" (с использованием ИКТ "Волшебница вода")

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познание"....

    Конспект интегрированного занятия по экспериментированию с водой во 2 младшей группе."Волшебница вода".

    Конспект интегрированного занятия по экспериментированию с водой во 2 младшей группе....

    Вода на земле " Волшебница вода"

    Цель проекта:Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле:- вода – источник жизни.Методические задачи:Дать детям представления о некоторых видах природных водоемов и...