Познавательно - творческий проект «В мире русской избы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передачи пдрастающему поколению житейского, духовного опыта накопленного предшествующими поколениеми является основной целью воспитания во все времена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект

«В мире русской избы»

Подготовила: Егоркина Надежда Алексеевна

Место работы: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» м.р. Волжский Самарской обл.

Должность: воспитатель

Стаж работы: 6 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта: «В мире русской избы»

Тип проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (3недели)

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Участники проекта: дети, воспитатель, муз.руководитель, родители

Актуальность проекта: Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями является основной целью воспитания во все времена. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зенковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Из особенностей развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, а так же ориентации на социальные отношения в мире взрослых можно предположить следующее: период пяти - семи лет является наиболее оптимальным для целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Актуальность данной проблемы определила выбор темы  «В мире русской избы».

Цель проекта: Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту.

Задачи проекта:

1.Создать обстановку и атмосферу, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особые ощущения и эмоциональные переживания в изучении традиционной культуры русского народа.

2.Посетить школьный музей «Русская изба», познакомить детей с убранством русской избы и с предметами быта.

3.Обобщить и закрепить представление о русском народном костюме, показать приёмы украшения одежды.

3.Познакомить с традиционным праздником «Покров».

4.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, играми; активизировать словарь по теме.

5.Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям

Изобразительно - прикладного искусства и устного народного творчества.

6.Формировать у родителей позицию активных участников и партнёров воспитательно - образовательного процесса.

Ожидаемые результаты проекта:

Сформирован интерес к русской национальной культуре и быту; понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции.

План работы познавательно - творческого проекта

I. Этап: Подготовительный (1неделя)

- накопление и систематизация информации по проблеме;

- консультации для родителей;

- подбор и изготовление дидактических игр;

- обогащение предметной среды группы.

II. Этап: Основной (2 неделя)

- создание в условиях ДОУ традиционного русского жилища;

- расширение сведений у детей об обычаях, традициях, народных костюмах, народных промыслах и ремёслах русского народа;

- погружение ребёнка и проживание им атмосферы устного народного и декоративно - прикладного творчества.

III. Этап: Обобщающий (3неделя)

- систематизация материалов;

- пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к

истории своего народа;

- обогащение эмоциональной сферы участников проекта;

- становление национального самосознания, гражданско-патриотического

поведения у всех участников проекта.

Мероприятия познавательно - творческого проекта

Подготовительный этап:

Экскурсия в школьный музей «Русская изба».

Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов – «предметов старины».

Изучение литературы, информации интернет - ресурсов.

Оформление наглядного материала для родителей. Консультации: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.

Основной этап:

Оформление мини - музея «Русская изба».

Беседы с детьми на тему: «Что такое русская изба»; «Во что играли в старину дети»; «Предметы быта дожившие до наших дней»

Знакомство с художественной литературой; чтение и заучивание (потешек, загадок, поговорок, пословиц, закличек, дразнилок, пестушек, скороговорок).

Просмотр слайдов «Старинные предметы домашнего быта и убранство избы».

НОД «Русская изба»

НОД «Разделочная доска» (рисование)

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы и современного дома», «Построй избу», «Найди узор».

Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Карусель».

Экскурсия в созданный мини музей .

Обобщающий этап:

Систематизация материалов.

Проведение фольклорного праздника «Покров».

Участие детей в всероссийской олимпиаде «Русская изба», организатором олимпиады является сайт «Дошкольники» www.vsedoy.ru

Подготовительный этап: Фотоотчет «Экскурсия в школьный музей»

 

 

 

 

Консультации и оформление стенда для родителей

Консультация для родителей

«Воспитание детей через приобщение к народной культуре»

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. 

 В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно - нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

     Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.  Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура  — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

 И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка  – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетённое  состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Разделочная доска»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Обобщить знания о русских народных росписях.

Задачи:

 - сформировать и закрепить у детей знания о хохломской, городецкой, дымковской, гжели росписи;

 - учить выделять основные элементы узора;

 - упражнять в рисовании основных элементов узора;

 - закреплять навыки смешивания красок на политре для получения необходимого цвета, развивать чувство цвета, чувство композиции;

 - развивать эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме;

 - воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству;

 - активизировать активный словарь по теме.

Методы и приёмы:        

- практические (игровая ситуация с письмом и переодеванием; игра «Собери матрёшку»; игра «Составь узор»; рисование);

- наглядные (рассматривание наглядного материала, предметов быта, печатного материала, образца);

- словесные (чтение письма, рассказ воспитателя; вопросы к детям; художественное слово).

Материалы и оборудование: народные костюмы; мини выставка; предметы посуды и игрушки оформленные различными росписями; макет разделочной доски, краски, кисти, салфетки, стакан с водой.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель предлагает детям переодеться в народные костюмы и пройти в группу, где заранее подготовлена мини выставка

Дети переодеваются, занимают места

Сформирован интерес к предстоящему занятию

2.

Воспитатель предлагает ребятам подойти к столам где представлены посуда, игрушки и другие предметы украшенные Городецкой, Дымковской, Хохломской росписями

Дети внимательно рассматривают предметы, находят отличия и сходства

Сформирован навык выделения основных элементов узора в каждой росписи

3.

Стук в дверь.

Ребята открывают дверь и видят письмо.

Игровой момент

4.

Воспитатель читает письмо «Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара».

Дети фантазируют какими узорами будут украшать разделочные доски.

Налажен эмоциональный контакт, дети вступили в речевое общение с удовольствием делятся друг с другом идеями

5.

Воспитатель достаёт ещё что то из конверта. Зачитывает стихотворение:

Городецкая роспись – как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городецкая роспись сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Ребята находят предметы расписанные городецкой росписью.

Обобщают знания о Городецкой росписи. Уточняют, что на расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны  яркими цветами: розовым, голубым, красным,  зелёным.Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Смотря на эти росписи вы  какие сказки вспомнил.

6.

Воспитатель предлагает ещё раз взглянуть на предметы и подумать какие сказки вспоминаются глядя на них.

Дети: «Сивка - Бурка»,

         «Жар-птица»,

        «Аленький цветочек»

Закреплён навык слухового внимания; установлено свободное общение как со взрослым так и со сверстниками.

7.

Воспитатель предлагает приступить к работе

Дети с желаниям приступают к работе

Развито эстетическое восприятие, воображение,  

умение красиво располагать узор в заданной форме

Итоговое мероприятие: выставка работ и фотоотчет о занятии  

 

 

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Люблю березку русскую"

Познавательно-творческий проект в старшей группе...

Познавательно-творческий проект «Защитники земли русской» и «Доброта спасет мир»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....

Познавательно-творческий проект на тему: «Русская береза – символ России»

Проект разработан в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....

Познавательно – творческий проект «Люблю березку русскую»

Проект «Люблю березку русскую» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека....

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...

Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"

Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»

Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...