Познавательно-творческий проект "Люблю березку русскую"
проект (окружающий мир, старшая группа) на тему

Сахарова Татьяна Владимировна

Познавательно-творческий проект в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №26 «Радуга»

 города Дубны Московской области

Познавательно-творческий проект в старшей группе

                                         Люблю березку русскую

(авторская разработка)

Подготовила:

Сахарова Татьяна Владимировна

 – воспитатель

первой квалификационной категории;

                           

                                                       

г. Дубна

2014год

        Проблема: в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Актуальность: С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

       Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

       Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет.        

Цель: воспитание любви к русской березе – символу России;

Задачи: 

Образовательные:

-формировать у детей представление о березе, как о дереве – символе России;

-расширять кругозор детей о березе, ее удивительных полезных свойствах;

-активизировать речь детей, словарь;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение;

-развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родине, через общение с природой;

-повышать духовно-нравственные качества;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители старшей группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (неделя).

Вид проекта: познавательно-творческий

Ожидаемые результаты: 

- расширение у детей представления о березе-символе нашей Родины;

- воспитание чувства любви и бережного отношение к березе;

- развитие творческих способностей;

- более углубленное знакомство об использовании березы на благо человека;

- повышение самообразовательного уровня;

- ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом,

- создание радостной атмосферы совместного с ребенком творчества.

1 Этап. Подготовительный.

  1. Составление плана проекта.
  2. Изучение литературы по данной теме.
  3. Продумывание НОД, наблюдений, бесед.
  4. Подбор соответствующей художественной литературы о березе - стихов, пословиц, народных примет, загадок, песен.
  5. Подбор картин известных художников.
  6. Привлечение родителей к посильной помощи, поиску соответствующего материала.

II Этап. Практический.

1 день-понедельник.

  1. Проведение НОД. Познание. Ознакомление с окружающим миром.

Русская береза – символ России.

  1. Просмотр презентации. Люблю березку русскую.
  2. Загадывание загадок о березе, природе.
  3. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».
  4. Чтение В. Бианки «Волшебная береза».
  5. Д/игра. Каждому дереву свой листочек.
  6. П/игра. Плетень.

2 день-вторник.

  1. Просматривание репродукций картин: А.И.Куинджи «Березовая роща». И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». К.Ф. Юон «Мартовское солнце». И.А.Левитан «Большая вода», «Золотая осень». А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

      2. Проведение НОД по художественному творчеству. Рисование. Осенняя береза.

      3. Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».

      4. Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».

      5. Чтение Пришвин М. «Цветут березы».

      6. Д/упражнение. Угадай, какое дерево опишу.

      7. П/игра. Кто быстрее добежит до березы.

3 день-среда

  1. Беседа с детьми. О пользе березы человеку.
  2. Просмотр презентации. Березовое царство – лучшее лекарство.
  3. Чтение Г.Скребицкого «Стаканчик березового сока».
  4. Разучивание физкультминутки. Березка.
  5. Слушание русской народной песни «Разбросала косы русые береза».
  6. Д/игра. Собери березку (разрезные картинки по временам года).
  7. П/ хороводная игра. Березка.

4 день-четверг.

  1.  Знакомство с народными пословицами, поговорками, закличками

 о березе.

  1. Разучивание стихотворений о русской березке.
  2. Проведение НОД по художественному творчеству. Аппликация

(использование обрывной аппликации). Белоствольная красавица.

       4.Чтение Е.Тимошенко «Елочки-метелочки».

       5. Слушание русской народной песни «Ой, ты белая береза».

       6. Д/игра. С какого дерева семена?

       7. П/игра. Листопад.

5 день-пятница.                        

  1. Наблюдение на участке за березой осенью.
  2. Составление паспорта березы.
  3. Участие в конкурсе чтецов. Люблю березку русскую.
  4.         Выставка творческих работ. Русская березка.

Работа с родителями.

  1. Изготовление березки из бросового материала.
  2. Изготовление костюмов к конкурсу чтецов.
  3. Помощь в оформление паспорта березы.
  4. Оформление презентации проекта(фоторепортаж).

III Этап. Заключительный.

  1. Выставка творческих работ. Русская березка.
  2. Конкурс чтецов. Люблю березку русскую.
  3. Презентация (фоторепортаж) проекта для родителей.

Заключение:

        Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.   Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

       Обработка материала по данной теме позволила создать паспорт дерева. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

       Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

      Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.   Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Дальнейшее развитие проекта: мною планируется дальнейшая работа по нравственно-патриотическому воспитанию, рассмотрев более углубленно следующие народные символы нашей родины: матрешка, русский народный инструмент – балалайка, русский народный костюм.

Литература:

  1. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? - М.: ГНОМ, 2003.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  3. Авдеев Н.С. Русские пословицы и поговорки. - Детская литература, 1996.
  4. Поликарпова Т. Две березы на холме. - Детская литература, 2003.
  5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас, Москва, «Просвещение», 2002.
  6. Воспитание любви к малой родине //Воспитатель ДОУ, №10, 2009,

 с.8-9.

  1. Большая детская энциклопедия, М. В. Гагарина, Москва «РОСМЭН», 2002.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 (2CD).
  3. Материалы сайтов:

www.bfoto.ru/bfoto_ru_42.php

www.wlf.ru/photos/natFlTrees01.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Береза

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Защитники земли русской» и «Доброта спасет мир»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....

Познавательно-творческий проект на тему: «Русская береза – символ России»

Проект разработан в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....

Познавательно – творческий проект «Люблю березку русскую»

Проект «Люблю березку русскую» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека....

Познавательно - творческий проект «В мире русской избы»

Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передачи пдрастающему поколению житейского, духовного опыта накопленного предшествующими поколениеми является основной ...

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...

Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"

Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Богатыри Земли Русской"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ"Богатыри Земли Русской"...