Паспорт экологического проекта "Огород на окошке". 2 младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Попова Татьяна Александровна

Проект: «Огород  на окошке».

Автор проекта: Попова Т.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

Информационная карта проекта

Проект: «Огород  на окошке».

Автор проекта: Попова Т.А.

Продолжительность: февраль-март 2017 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Ромашки», родители, воспитатели.

Возраст детей: 3- 4 года

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.  У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, ребенок учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.

Целевая группа:

дети, родители, воспитатели

Цель проекта:

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений. 

Задачи проекта:

Для детей:

  • Изучение особенностей выращивания культурных растений.

Для педагогов:

  • Учить детей ухаживать за огородными культурами в комнатных условиях.
  • Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений.
  • Наблюдение за посадкой, первыми всходами.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
  • Создание условий для познавательного и экологического развития детей.

Для родителей:

  • Формировать партнерские взаимоотношения между детьми и родителями.

Форма проведения итогового мероприятия:

  • Выставка детских работ.
  • Презентация  проделанной работы по проекту.

Продукты проекта:

Для детей

  • Аппликация:  «Вершки-корешки».
  • Раскрашивание картинок по теме проекта.
  • Лепка: «Овощи большие и маленькие».
  • Рисование: «Лучок», «Помидоры и огурчики в банке», «Компот», «Однажды хозяйка с базара пришла...»
  • Альбом наблюдений.

Для педагогов

  • Подготовка  презентации  проведенной работы по проекту «Огород на окошке» .

Для родителей

  • Выставка детских работ
  • Ознакомление с  презентацией о проделанной работе по проекту «Огород на окошке» на сайте группы

Ожидаемые результаты по проекту:

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

 Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, фасоль, кабачок и цветочную рассаду. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы. Родители будут вовлечены в педагогический процесс ДОУ, возрастет заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

Краткое содержание проекта «Огород на окошке»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта)

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
2.  Составление плана работы над проектом.
3.  Сбор материала необходимого для реализации проекта.
4. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
5.  Изготовление дидактических игр и пособий.

6. Подбор художественной литературы.

7.  Подготовка информации для родительского уголка.

1. Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

2.Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

3.Изучение  правил ухода за растениями.

1.Сбор необходимого материала (земля, семена, материал для посадки и ухода за растениями) для создания огорода на окошке.
2.Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Основной

(Познавательно-исследовательская деятельность)

1. Рассматривание семян, посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

-подготовка почвы.

 - приобретение и отбор семян.

- проращивание.

- посадка.

- полив, рыхление.

-оформление огорода на окне.

-наблюдение за растениями.

- опыты.

3. Беседы:
- «Подготовка огорода»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»
-  «Семена». 
4. Экспериментальная и познавательная деятельность:

-  " Исследование семян и беседа о условиях их прорастания".

- "Сравнение семян  гороха и фасоли".

- "Семена".

-"Посадка семян гороха и фасоли".

- «Земля или вода».
5. Игровая деятельность:
-  
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Отгадай по вкусу, запаху»,

 «Угадай по описанию»,

«Вершки – корешки».

«Сложи картинку».

- Подвижные игры:

«Овощи-фрукты», «Баба сеяла горох», «Огуречик, огуречик…».

- Игра-хоровод «Кабачок».

-Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
6. Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
7.Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

8. Речевое развитие.
-Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
- Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
 

- Пальчиковые игры.

1. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

-подготовка почвы.

 - приобретение и отбор семян.

- проращивание.

- посадка.

- полив, рыхление.

-оформление огорода на окне.

-наблюдение за растениями. - опыты.

2. Игровая, двигательная активность.
3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

4. Просмотр фильмов о растениях.
5. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.:

- Раскрашивание картинок.
- Рисование: «Лучок», «Помидоры и огурчики в банке», «Компот»,
«Однажды хозяйка с базара пришла...»
- Лепка:  «Овощи большие и маленькие»

-Аппликация:  «Вершки-корешки».

Родители интересуются ходом проекта

Завершающий

1. Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
2. Презентация проекта.

1.Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
2. Участие в презентации проекта «Огород на окошке».

3. Альбом наблюдений

4. Выставка детских работ

1. Выставка детских работ

2. Ознакомление с  презентацией о проделанной работе по проекту «Огород на окошке» на сайте группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

План работы над проектом «Огород на окошке»

Этапы, их цель

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

Выявление проблемы.

Цель: помочь детям осознать проблему.

Выбор темы проекта.

Цель: сформулировать тему проекта

•Беседа с воспитателем; •групповой сбор

Тема: «Огород на окошке»

Слово

Дети, воспитатели

Планирование работы над проектом.

Цель: составить план проекта, определить последовательность работы над проектом, участников, материалы

• «Мозговой штурм» в группе активных.

•Групповой сбор

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

•Загадки, поговорки, сказки, потешки, стихи, пальчиковые игры.

•Семена. Луковицы.

•Материал для творчества детей. •Материал для исследовательской и практической деятельности.

Дети, воспитатели, родители

Реализация проекта.

Цель для детей: изучение особенностей выращивания культурных растений.

Цель для педагога: создание условий для познавательного и экологического развития детей.

 

•Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений.

•Наблюдения за прорастанием огородных культур.

•Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.

  • Выращенный лук, пророщенные горох, фасоль, рассада цветов
  • Фотографии.
  • Необходимый материал для творчества детей.

Дети, воспитатели, родители

Завершение проекта – презентация, выставка детских работ.

Цель: дать возможность предъявить результат своей деятельности

Презентация, Выставка детских работ

*Альбом наблюдений

• Выставка детских работ.

• Презентация

• Анализ полученных результатов

•Рисунки, поделки, фото

Дети, воспитатели, родители

Ресурсное обеспечение:
1. Подборка методической и художественной литературы по теме проекта.
2. Уголок экспериментирования.
3. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.

Приложение

Игры к проекту

Дидактическая игра «Отгадай по вкусу, запаху»

Задачи:   развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Ход игры:

Завязать  глаза ребёнку и дать  ему попробовать на вкус и понюхать разные фрукты или овощи. Спросить,  какой фрукт или овощ это был? Если ребенок угадал правильно, для активности можно дать ему  звездочку и так со всеми играющими детьми.  Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все звёздочки. Победит тот, у кого  больше всего звёздочек.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Задачи: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя.

Материалы: муляжи фруктов, овощей или их картинки.

Ход игры:

 Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет речь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.). Воспитатель показывает угаданный фрукт или овощ и еще раз проговаривает его особенности и свойства.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» 

Задачи: расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Материал: настоящие фрукты и овощи, коробка с прорезью.

Ход игры:

Воспитатель берет мешочек и кладет в него фрукты и овощи, перемешивает. Всех детей рассаживает на стульчики. Желающий ребенок подходит к мешочку и опускает в него руку. Нащупывает там какой-либо объект (фрукт или овощ). Далее, не вынимая  этот предмет пытается догадаться, что именно он нащупал, используя при этом только тактильные ощущения.

Дидактическая игра «Вершки и корешки» 

Задачи: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

 Ход игры:

Искать свой вершок или корешок изображенный на картинке. Поиск пары, составление целого растения.

 Дидактическая игра «Сложи картинку» 

Задачи: учить детей составлять целое из частей, опираясь на цвет, форму. Знать названия овощей и фруктов.

Материалы: карточки размером 15/15 с изображением фруктов и овощей, разрезанные на 4 части.

Ход игры: сначала перед детьми выкладывают несколько целых картинок, на которых нарисованы овощи и фрукты. Затем все картинки перемешивают. Дается задание – найти части, составляющие картинку и сложить.

Подвижные, хороводные игры и игры малой подвижности

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание  наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов, два обруча.

Ход игры:  в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

 « Раз, два, три — картинку любую бери и скорее в круг беги!»

Дети берут любую картинку с изображением овоща или фрукта, бегут к обручам и организуют  группы «Овощи», «Фрукты».

Игра-хоровод «Кабачок».

Цель: Развивать музыкальный слух, чувство ритма. Формировать творческий потенциал.

Ход игры: 

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п.) использовать шапочки-маски.

 Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. Воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры:

 Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

 Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

Цель: Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)

 Подвижная игра  «Огуречик… огуречик…».
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 
Ход игры: 

На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, 

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». 
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”.

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)

 Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак)

 Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в сад пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!

Экспериментальная и познавательная деятельность

Беседа "Подготовка огорода".

 Цель: Дать понятие о назначении почвы, её свойствах; подготовке  огорода к посадке: перекопка, рыхление, формирование грядок.

 Рассказать детям, что такое огород,  для чего он нужен. Какие инструменты нужны людям для работы на земле. Земля - что это такое? Показывает землю. Обращаю внимание на состав почвы  (рыхлая, мягкая, рассыпчатая или одним комом, влажная, сухая). Объясняю, что в земле находятся корешки растений (показ ранее посаженного растения в прозрачный пластиковый стаканчик). Растения питаются с помощью корней. Чтобы в почву проникал воздух и вода надо поливать и рыхлить.

 " Исследование семян и беседа о условиях их прорастания".

Цель: Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

 Обращаю внимание детей на различные семена на столе. Предлагаю  рассмотреть их через лупу.

Дети отмечают, что семена бывают разного цвета, формы, размера.

Объясняю если семена замочить, то они быстрее взойдут. С детьми помещаем семена на влажную тряпочку и наблюдаем.

"Сравнение семян  гороха и фасоли".

Цель: Научить детей отличать семена гороха от фасоли (величина, форма, цвет). Дать понятие, зачем проращивают семена. Установка причинно - следственных связей: семена - вода. Побуждать  интерес к длительному наблюдению за одним объектом.

Каждый ребёнок получает семена гороха и фасоли. Обращаю внимание на величину разных семян, их форму, цвет, характер поверхности, твёрдость. Сравнить: горох - жёлтый, круглый; фасоль может быть разного цвета, овальной формы. Объясняю детям необходимость влаги для проращивания семян. Дети вместе со мной замачивают семена фасоли и гороха. Ставится задача перед детьми: наблюдать за их изменением.

"Семена".

Цель: Познакомить со способами проращивания семян.

 Говорю детям о том, что не все семена прорастают одинаково быстро. Учимся правильно проращивать семена и узнаем вместе с детьми, какие семена прорастают быстро, а какие - медленно. Одно семя фасоли  аккуратно закапываем  в землю, поливаем. Другое семя фасоли заворачиваем в салфетку из марли, кладем в розетку, смачиваем водой. Наблюдаем.

"Посадка семян гороха и фасоли".

Цель: Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросшие семена.

Обращаю внимание детей на проросшие семена фасоли и гороха. Показываю, как сделать палочкой углубление, правильно вложить семена, присыпать землёй, полить из лейки с ситечком.

Далее предлагаю взять горошину каждому ребёнку, встать возле ящика с землёй и положить семя в бороздку. Показываю, как засыпать землёй. Вместе с детьми поливаем бороздки из лейки с ситечком.

 «Земля или вода».

Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде.

 Вместе с детьми  высаживаем  репчатый лук в ящик с землёй и луковицу в баночку с водой. Дети наблюдают. Фиксируем  результаты в дневник наблюдений. В конце наблюдений отмечаем, где же лук  рос быстрее и лучше? В воде или почве?  Аналогично опыт с фасолью в пустой банке с влажной салфеткой.  Вывод: Лук и фасоль, посаженные в почву, дали больше зелени чем в воде, т.к. в почве больше питательных веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию во второй младшей группе Проект «Огород на окошке»

Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается  весна (март). К проекту разработаны три приложения....

Экологический проект в I младшей группе "Огород на окошке"

Данный проект направлен на развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом, с привлечением родителей в совместную исследовательскую деятельность....

Экологический проект для 2 младшей группы " Огород на Окошке"

Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность....

Конспект НОД "Весна на окошке" (младшая группа)

Конспект НОД "Весна на окошке"...

Экологический проект Во второй младшей группе №9 Тема: «Огород на окошке»

Актуальность проекта:Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в...

Экологический проект Во второй младшей группе №9 Тема: «Огород на окошке»

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность....