Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Потапова Елена Александровна

Предлагаю вашему вниманию один из любимых детьми видов проектов - огород на окне. Детям нравится выращивать растения, они с удовольствием ухаживают за ними. А как приятно съесть за обедом, выращенные лук или петрушку! Вкусно и полезно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_starshaya_gruppa.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 комбинированного вида»

Проект

«Огород на окне»

Старшая  группа

                                                                                                       Руководитель:

    Воспитатель Потапова Е.А.

                                                                                    Исполнители:

Воспитанники, родители, воспитатель

п.Зеленый

2017 г.

Актуальность.

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. 

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

        В конце зимы  люди часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашенная капуста, лук и т.д.). Из всех перечисленных продуктов питания более всего нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. А также хорошо выращивать витаминные растения: петрушка, салат, базилик. Выращивание   и последующее употребление в пищу зеленого лука и зелени петрушки, салата в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего проекта актуальна.

     

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Цель:

  • Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей. 
  • Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи  проекта: 

Образовательные:

  • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • Продолжить знакомить детей  с особенностями выращивания культурных и овощных растений (лук, петрушка, салат, базилик).
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающие:

  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности. 

Проект: среднесрочный

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Продолжительность: март, апрель, май.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

  • Земля
  • Контейнеры
  • Лейка
  • Семена
  • Палочки для рыхления
  • Наборы для экспериментирования
  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
  • Дидактические игры;
  • Подбор мультфильмов;
  • Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

  • заинтересованность родителей и детей;
  • методические разработки.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
  4. Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Методы  проекта: 
• игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
• практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
• наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание в группе огорода на подоконнике.
  2. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  3. С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях  для роста и развития  растений.
  4. Узнают,  как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
  5. Вырастят зелень и лук. Определят лучший способ выращивания.
  6. Дети смогут употреблять в пищу, выращенный лучок и зелень в обед.
  7. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап : определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – апрель.

Задачи: 
• Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы.

  1. Основной этап (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
• закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• развивать выразительность речи, моторику рук;
• формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода; 
• пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
• воспитывать желание ухаживать за растениями;
• учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима), реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

Цикл наблюдений: Выращивание зелени и лука. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, петрушки, салата.

Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о зелени и луке; чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино», песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп». Лепка на тему: «Лучок».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились»

Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы  работы с родителями:

  • Беседа с родителями «Наш огород».
  • Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
  • Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек  для оформления альбома.
  • Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
  1. Заключительный этап: (обобщающий) подводятся итоги, проводится  итоговая беседа – май.  Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
    Задачи: 
    • развивать творческие способности;
    • воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
    • закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

План реализации проекта.

Мероприятия

Цели

Участники

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

2 неделя марта

2

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

3 неделя марта

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

3 неделя марта

2 этап – основной.

4

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели, дети

4 неделя марта

5

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимодействию  с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели, дети

1 неделя апреля

6.

Практическая деятельность: посадка лука, салата, петрушки

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели, дети

2 неделя апреля – 3 неделя мая

7.

Опыт – наблюдение за ростом лука.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.

Воспитатели, дети

2 неделя апреля – 4 неделя апреля

8.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели, дети

Апрель - май

9.

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели, дети

Апрель - май

10

Рассматривание   семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели, дети

2  неделя апреля              

11

Практическая деятельность: выращивание салата.

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели, дети.

3 неделя марта

12

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели, дети

3 неделя марта

13

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Воспитатели, дети

4 неделя марта

14

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели, дети

Апрель - май

15

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели, дети

Апрель – май      

16

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели, дети

Май

17

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели, дети

Май

3 этап - заключительный

18

Анализ результативности: Рассказы детей о том как ухаживали за растениями.

Продолжить учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  

Воспитатели,

  дети

Май

19

Оформление выставки «От семени к ростку»

Закрепление полученных знаний

Воспитатели, дети

Май

20

Постановка сказки «Вершки и корешки»

Формировать положительное отношение к труду.

Воспитатели, дети

Май

По  реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  1. В группе был создан огород на окне.
  2. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети узнали как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
  5. Дети вырастили зелень и лук. Определили лучший способ выращивания.
  6. Дети т употребили в пищу , выращенный лук и зелень в обед.
  7. Дети стали бережнее относиться к растительному миру; стали более уважительно относиться к труду.
  8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».

Литература:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №29 комбинированного вида» на 2015-2020 г.г.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровай, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «ФГОС. Проектная деятельность для дошкольников» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...