Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию один из любимых детьми видов проектов - огород на окне. Детям нравится выращивать растения, они с удовольствием ухаживают за ними. А как приятно съесть за обедом, выращенные лук или петрушку! Вкусно и полезно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne_starshaya_gruppa.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 комбинированного вида»
Проект
«Огород на окне»
Старшая группа
Руководитель:
Воспитатель Потапова Е.А.
Исполнители:
Воспитанники, родители, воспитатель
п.Зеленый
2017 г.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
В конце зимы люди часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашенная капуста, лук и т.д.). Из всех перечисленных продуктов питания более всего нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. А также хорошо выращивать витаминные растения: петрушка, салат, базилик. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука и зелени петрушки, салата в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего проекта актуальна.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Цель:
- Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
- Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных и овощных растений (лук, петрушка, салат, базилик).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Проект: среднесрочный
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Продолжительность: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- Земля
- Контейнеры
- Лейка
- Семена
- Палочки для рыхления
- Наборы для экспериментирования
- Подбор методической и художественной литературы;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- Дидактические игры;
- Подбор мультфильмов;
- Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями «Огород на окне».
- Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Методы проекта:
• игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
• практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
• наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Ожидаемые результаты:
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях для роста и развития растений.
- Узнают, как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
- Вырастят зелень и лук. Определят лучший способ выращивания.
- Дети смогут употреблять в пищу, выращенный лучок и зелень в обед.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап : определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – апрель.
Задачи:
• Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы.
- Основной этап (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
• закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• развивать выразительность речи, моторику рук;
• формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
• пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
• воспитывать желание ухаживать за растениями;
• учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима), реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Цикл наблюдений: Выращивание зелени и лука. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, петрушки, салата.
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о зелени и луке; чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино», песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп». Лепка на тему: «Лучок».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
- Беседа с родителями «Наш огород».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
- Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек для оформления альбома.
- Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
- Заключительный этап: (обобщающий) подводятся итоги, проводится итоговая беседа – май. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
• развивать творческие способности;
• воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
• закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
План реализации проекта.
№ | Мероприятия | Цели | Участники | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Огород на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители. | 2 неделя марта |
2 | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 3 неделя марта |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители. | 3 неделя марта |
2 этап – основной. | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели, дети | 4 неделя марта |
5 | Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимодействию с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели, дети | 1 неделя апреля |
6. | Практическая деятельность: посадка лука, салата, петрушки | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля – 3 неделя мая |
7. | Опыт – наблюдение за ростом лука. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля – 4 неделя апреля |
8. | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели, дети | Апрель - май |
9. | Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели, дети | Апрель - май |
10 | Рассматривание семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля |
11 | Практическая деятельность: выращивание салата. | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели, дети. | 3 неделя марта |
12 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели, дети | 3 неделя марта |
13 | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели, дети | 4 неделя марта |
14 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели, дети | Апрель - май |
15 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели, дети | Апрель – май |
16 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели, дети | Май |
17 | Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | Воспитатели, дети | Май |
3 этап - заключительный | ||||
18 | Анализ результативности: Рассказы детей о том как ухаживали за растениями. | Продолжить учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий | Воспитатели, дети | Май |
19 | Оформление выставки «От семени к ростку» | Закрепление полученных знаний | Воспитатели, дети | Май |
20 | Постановка сказки «Вершки и корешки» | Формировать положительное отношение к труду. | Воспитатели, дети | Май |
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- В группе был создан огород на окне.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети узнали как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
- Дети вырастили зелень и лук. Определили лучший способ выращивания.
- Дети т употребили в пищу , выращенный лук и зелень в обед.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру; стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».
Литература:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №29 комбинированного вида» на 2015-2020 г.г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровай, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «ФГОС. Проектная деятельность для дошкольников» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....
Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"
В процессе занятия дети создадут большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей. Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...
Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"
Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...
Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»
laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»
Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...