Проект "Русская берёзка".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Наталья Васильевна

Проект "Русская берёзка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkaya_berezka.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1512 / ДО № 1287

Долгосрочный проект «Русская березка» по эстетическому восприятию природных объектов у детей с ОВЗ подготовительного дошкольного возраста логопедической группы.

         

Дата проведения: 17 мая 2017

Провели: Воспитатели высшей

квалификационной категории

В. А. Бакач, Н. В. Попова

Москва 2017

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (учебный год)

Возраст детей: старший дошкольный с ОВЗ (6 - 7 лет, лог. группа)

Образовательная область: познание

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:

  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
  • Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  • Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель. 

Ознакомление старших дошкольников с ОВЗ с березой, как символом России.

Задачи:

  • познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
  • формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
  • воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

  • беседы;
  • познавательные рассказы воспитателя;
  • интегрированные занятия;
  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
  • музыкальные.

Деятельность детей:

  • экспериментирование;
  • речевые игры, описательные рассказы;
  • дидактические игры с предметными картинками;
  • игра по модели строения дерева;
  • подвижные игры;
  • игры с мячом;
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  • музыкальная, театрализованная деятельность;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  • совместные мероприятия

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:

Познание

  • Встреча с русской красавицей" - наблюдение на прогулке
  • Почему березы белые?" - беседа
  • Береза - символ России" - занятие
  • Символика нашей России" - интегрированное занятие
  • Русская душа березы" - легенды и мифы о березе
  • Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы
  • Кто дружит с березой?" - занятие о взаимосвязи экологической системы

Художественно-продуктивная деятельность

  • Изготовление панно из березовых листьев
  • "Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина
  • "Березовая роща" – рисование березовой рощи

Экспериментирование

  • Рассматривание бересты под лупой
  • "Какой стороной дышат листья?"
  • "Вода в жизни растений"
  • "Жизненный цикл растений"

Музыкальное развитие

  • "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
  • "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко)

Художественная литература

  • Подбор и выставка художественной литературы о березе
  • П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
  • С.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения

Игровая деятельность

  • Дид/игра "Найди листок, какой покажу"
  • Игра по модели строения березы
  • Подв/игра "Раз, два, три - к березе беги"

Труд в природе

  • Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев
  • Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
  • "Для чего дереву почки?" - исследование

Взаимодействие с родителями

  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
  • "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу

Ресурсы:

Интеллектуальные:

  • администрация ДОУ;
  • педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель);
  • дети старшего дошкольного возраста c ОВЗ
  • родители воспитанников

Материальные:

  • библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
  • плакаты и демонстрационный материал по данной теме;
  • дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;
  • оборудование для экспериментирования и труда;
  • материалы и инструменты для художественного творчества.

Конспект занятия «Березовая роща».

Цели занятия: Ознакомление старших дошкольников с ОВЗ с березой, посредством изображения ее гуашевыми красками.


Задачи:

Познавательное развитие: Уточнить представление о значении березы в жизни русских людей и связанные с ней традиции; 

Речевое развитие: Выразительно читать стихотворения о березе; называть фамилии авторов стихотворений, правильно произносить звуки.

Художественно – эстетическое развитие: Выполнять рисунок березовой рощи по образцу и по инструкции педагога; эмоционально откликаться на красоту русской природы. 


Материал и оборудование:
Репродукции картин русских художников, запись с песней «Во поле береза стояла»; альбомные листы; кисти; гуашевые краски. 

План проведения занятия

1) Организационная часть — 2 мин.

2) Сообщение темы занятия  — 3 мин.

3) Объяснение нового материала — 10 мин.

4) Самостоятельна работа над заданием — 15 мин.

5) Подведение итогов — 3 мин.

6) Организационная часть — 2 мин.

Общее количество времени на проведение занятия: 35 мин.


Ход занятия:
Вводное слово воспитателя. 
- Отгадайте загадку:
Белый чёрным шит
Сарафан на ней. 
Ветер к ней спешит, 
Чешет кудри ей, 
Зелена коса развевается, 
В ярком солнышке купается. 
(Береза.) 
-Береза приглашает нас в гости. Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой. 
Дети подходят к берёзе. 

Беседа о русской березе. 
-Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что живая природа: деревья и травы, лeca и облака, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся осиной, тополем, хвойными деревьями. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины. 
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше. 
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей. 
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. 
-Как можно сказать про березку? 
Правильно, красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (
Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды
-Покажите ствол березы. Какой он - толстый или тонкий? 
-Где ствол у березы широкий, а где - узкий? 
-Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? 
-Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (
Гладкий, шелковистый.) 
-Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.) 
-Почему береза имеет белую кору? (
В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет: у нее единственной в мире белая кора) .
-Как называется кора березы? (
Береста. 
-Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (
Короба, кузовки, лодки, обувь. 
-Почему кору березы очень любят ученые-историки? (
Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков. 
-Для чего березке нужны чёрные полосы? (
Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать. 
-Какого цвета листья у березы? 
- Какой гриб растет под березой? (
Подберезовик. 
-Какое дерево весной может утолить жажду? (
Береза, ее сок. 
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. 
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания. 
-А теперь загадайте желание и завяжите по одной ленточке. Я думаю, ваше желание обязательно исполнится. (
Дети завязывают ленточки и загадывают про себя желаниеЗвучит песня «Во поле березонька стояла».
- Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. 
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб. 
Овес сей, когда береза распускается. 
Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. 
Xoтите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. 
Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. 
Из березы течет много сока – к дождливому лету. 
О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. 
Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. 
И зиму березы могут предсказывать. 
В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. 
О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу. 

Дети читают стихотворения о берёзе. 


Физкультпауза: «Берёза»
Мы березку посадили, Выпрямиться. 
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед. 
И березка подросла, Встать. 
К солнцу ветки подняла, Руки вверх. 
А потом их наклонила, Руки вниз, спина прямая. 
И ребят благодарила Поклоны головой. 


Рисование «Березовая роща». 
-Берёза выделяется и своей белизной, и серёжками, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез: и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Сначала, давайте нарисуем произвольные вертикальные линии, не сильно заботясь об их ширине и правильности – пусть это будут разные деревья. Затем, посмотрев, где деревья получились самые тонкие, можно перевернуть листок на 180°, и закрасить толщину, чтобы верх был тоньше, низ толще, чем больше будем подкрашивать, тем красивее роща. Сделаем фон по своему усмотрению, здесь, например синий. Наносим главное отличие – чёрточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем разного цвета листья вверху и внизу, выбирая краски по своему усмотрению. Чем больше времени мы потратим на разные штрихи, тем красивее получится рисунок. Рассмотрите образцы-схемы рисунка и, опираясь на них, изобразите березовую рощу. 

Итог занятия. 
-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. О каком дереве мы сегодня беседовали?

Что вы узнали нового о березе? Ребята, давайте подарим наши рисунки гостям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

МДОУ д\с №1 "Берёзка"

Наш детский сад...

Проект "Русская берёзка"

Данный проект как ,  один из способов воспитания патриотизма у младших дошкольников....

занятие-проект "Люблю берёзку русскую"

Педагогический проект « Люблю  березку русскую» представляет собой разработку музыкального руководителя МОУ Прогимназии г. Маркса Липилиной Ларисы Николаевны, для детей старшего дошкольного возра...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясаю...

"Сёмик - праздник русской берёзки"

Фольклорный праздник для средней группы....