Статья «Детский фенологический журнал, как инновационная форма работы по естественнонаучному образованию дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Потехина

В данной статье  рассказывается , о том, как воспитатели ДОУ со своими воспитанниками проводят наблюдения за фенообъектами и феноявлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_fenologicheskiy_zhurnal.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Детский фенологический журнал,
как инновационная форма работы

по естественнонаучному образованию дошкольников»

автор: Потехина Наталья Викторовна, воспитатель ГАДОУ детский сад № 15 Колпинского района СПБ

С 2018 года наш детский сад участвует в пилотном проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с фенологическими объектами и явлениями. Данная работа ведется в рамках сетевого образовательного проекта «Детская фенологическая сеть Санкт-Петербурга»,

Всю проводимую нами работу мы решили оформить в виде детского фенологического журнала «Светлячок»

 Для того чтобы начать инновационную  работу по естественнонаучному  образованию детей, наши воспитатели изучили научные материалы по фенологии, инструкцию для проведения фенологических наблюдений,  посетили семинары , заполнив анкету наблюдателей,  стали  фенологами-корреспондентами добровольной фенологической сети России .

На первом этапе нашей работы мы  выделили видовой состав фенообъектов, встречающихся на территории детского сада и прилегающих к нему территориях,  и  составили «Сводный фенологический  календарь».

Специалисты  ботанического сада, кандидат с/х наук П. А. Лебедев и ведущий  специалист  фенологического центра БИН РАН В. Г. Федотова, помогли нам обследовать все насаждения, которые имеются на нашей территории и определить деревья и кустарники, которые войдут в фенологическую тропу  (маршрут) наблюдений.

По итогам обследования педагоги  составили и оформили карту-схему  фенологической тропы.

 Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста, чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме  и удовлетворило их любознательность?

 Для этого педагоги  изучили педагогическую, научную и художественную литературу, воспользовались  информацией, размещенной в сети интернет, определились с методами и приемами преподнесения информации детям, сделали подборку материалов ( стихов, загадок, сказок, подвижных игр, дидактических игр, экспериментов, музыкальных произведений и т.д.)  для разработки конспектов непосредственной образовательной деятельности , викторин, конкурсов, тематических прогулок в соответствии с образовательными областями  по ФГОС ДО, направленных на ознакомление дошкольников с фенологией и формирование экологической культуры.  

На данном этапе воспитатели вместе с воспитанниками ведут  фено-метео-наблюдения на территории детского сада и отправляют  в фенологический центр Ботанического сада. Данные наблюдения будут заноситься в ежегодный научный сборник «Природа Санкт-Петербурга».

 И всё о чем узнали, все наблюдения за фенообъектами и феноявлениями, которые дети проводят вместе со своими педагогами,  мы оформили как «Детский фенологический журнал «Светлячок».

В журнале  осветили следующие наблюдения и нашу деятельность:

В апреле наблюдали, обсуждали, рисовали,  делали коллективную аппликацию, проводили викторины  исследовали такие феноявления, как начало  сокодвижения у березы прямостоячей, массовое появление дождевых червей,  цветение мать- и –мачехи, наблюдали за появлением листвы на кустарнике, в конце апреля оттаяла почва и мы грядки вскопали,  шмели  и бабочки-капустницы  появились. О насекомых викторины проводили, сказки читали, рисовали, из бумаги изображали, а некоторые дети с родителями посетили зоологический музей отдел «Бабочки» и музей бабочек.

 В  мае началось облиствение у берёзы повислой , берёзы прямостоячей, сирени, наблюдали за каштаном, появились муравьи и  разные жуки. Ребята про них сказки сочиняли, в энциклопедиях про них читали.   А ещё узнали что такое «пыление» и «охвоение» у ели.  В июне зацвела сирень, расцвел жасмин , дети  о нём читали в энциклопедии и узнали,   что у этого кустарника есть ещё одно название «Чубушник».

Летом проводили выставку рисунков на тему «Защитим природу!».

В сентябре началось окрашивание листвы у клёна, дети наблюдали,  как меняется цвет листьев и задавали много вопросов, главный вопрос был «Почему листья меняют цвет, то краснеют, то желтеют?, появились улитки на траве и кустарниках.

     В октябре наблюдали такое феноявление,  как листопад. Дети его сами изображали,  нетрадиционными способами рисовали, стихи сочиняли.

     В процессе наблюдения детей и взрослых удивило  такое явление: две березки рядом стоят, но листва у них окрашивается по- разному, на одной листья были еще зеленые, на другой красные, а в октябре,  когда выпал первый снег одна береза уже скинула листву, а другая еще желтая стояла. Вот и возник у детей вопрос «Почему так бывает?» и конечно мы будем этот вопрос исследовать и искать ответ.

А ещё у нас возник такой вопрос « Почему у сирени в ноябре набухли почки?».

В октябре мы первый снег наблюдали и рисовали, он землю покрыл, но потом растаял, мы с ним эксперименты проводили.

А когда в ноябре образовался устойчивый снежный покров, дети корни деревьев утепляли.

Осенью повесили кормушки, и стали птиц подкармливать, наблюдали за ними, следы на снегу рассматривали, пытались определить , что за птицы к нам прилетают. Увидели снегирей, и сделали их из ниток.

На территории детского сада установлена метеорологическая  площадка, которая позволяет  вести сезонные наблюдения за неживой природой (высотой снежного покрова,  температурой воздуха, направлением ветра, количеством осадков, а также учит измерять время с помощью солнечных часов).  Явления неживой природы довольно трудны для восприятия дошкольников, но для облегчения понимания этих явлений для детей на площадке имеется «визуализатор погоды» - стенд, на котором можно зафиксировать погодные элементы  за неделю и в конце недели посмотреть, как они менялись.

26 мая 2018 года педагоги и команда воспитанников  нашего детского сада ГАДОУ детского сада № 15 Колпинского района приняли участие в первом фенологическом фестивале, который прошел в Ботаническом саду г. Санкт-Петербурга.

Воспитатели Афонина Наталия Александровна и Потехина Наталья Викторовна, были модераторами одной из станций фенологического фестиваля. Они разработали, подготовили и оформили станцию «Ивушка», где дети в игровой форме узнали все секреты ивы козьей.

В дальнейшем планируем работу по ознакомлению детей с фенологией продолжать и наш журнал пополнять и новые методы работы искать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...