НОД по ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Этот удивительный песок»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Зимина Татьяна Евгеньевна

Познакомить детей со свойствами песка (рыхлый, сыпучий, сухой, мокрый) в процессе его исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Этот удивительный песок»80.78 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ОО «Познавательное развитие»

в средней группе

«Этот удивительный песок»

воспитатель I категории Зимина Т.Е.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, сухой, мокрый).

Задачи:

Образовательная: - закреплять умение получать информацию о песке в процессе его исследования.

Развивающая: - развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Воспитательная: - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение сообща заниматься в группе.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, рассказ).

- наглядные (наблюдение за формой, цветом песка).

- практические (проведение опытов)

Программное содержание:

  • формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;
  • развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
  • развивать познавательную активность.

Материалы: песок, лупы, песочные наборы, тарелочки, ложечки, салфетки, леечки с водой.

Ход НОД. 

Воспитатель: Я рада видеть всех вас, ребята, здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Ребята! Я для вас приготовила одно очень интересное видео. Вы бы хотели узнать про что видео?

Просмотр фильма

Воспитатель: Ребята, про что мы с вами сейчас смотрели фильм? (ответы детей)

Воспитатель: А вот недавно вы, ребята, спрашивали у меня что такое песок и откуда он берется? Так вот сегодня я бы хотела вам рассказать что такое песок. А вы мне вы в этом поможете?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, которая называется «Хочу всё знать!», где вы станете учёными исследователями. В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя и аккуратно работать. (Дети надевают шапочки и фартучки)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

- Но прежде чем начнем исследовать песок, надо запомнить правила:

Здесь нельзя толкаться, драться

И в глаза песком кидаться.

- Запомнили правила? (ответы детей)


Опыт 1. «Сыпучесть песка».

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета?

Дети: Песок желтого цвета.

Воспитатель: Теперь потрогайте его. Надавите ручками. Какой он на ощупь?

Дети: Песок сухой, рыхлый.

Воспитатель: А теперь надавите руками на песок. Погрузились руки в песок? Какой он?

Дети: Песок вязкий.

Воспитатель: А теперь возьмите немного песка и обратно высыпайте его. Какой песок?

Дети: Песок сыпучий, рассыпчатый.

Опыт 2. «Из чего состоит песок»

Воспитатель: А вы знаете, почему песок сыпучий, рыхлый? Ответы детей

Воспитатель: Песок состоит из песчинок. А как вы думаете откуда берутся эти песчинки? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы же знаете у нас есть река Иртыш, по ней плавают баржи и большими ковшами достают из воды песок. Как вы думаете откуда там взялся песок? Ответы детей

Воспитатель: У нас на дне реки есть камни и ракушки вот посмотрите. И когда их вода двигает они друг об друга бьются и получается у нас песок (опыт с ракушкой).

Воспитатель: Образуются песчинки из камней и ракушек, которые находятся в воде. Они очень-очень маленькие. Давайте рассмотреть их с помощью лупы. Возьмите тарелочки, ложечкой наберите немного песка и рассмотрите его с помощью лупы. Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к кругу.

Опыт 3. «Песок впитывает воду»

Воспитатель: Ребята возьмите стакан воды и маленькой струйкой налейте ее в стакан с песком. Что у вас получилось? Ответы детей.

Воспитатель: Мы можем сказать по этому опыту, что песок впитывает воду, и он становиться липким клейким, и из него можно уже что-нибудь слепить.  А теперь возьмите палочку и опустите в стакан с сухим песком. Как палочка входит в песок? Ответы детей. Легко. А теперь опустите палочку в стакан с мокрым песком. Как палочка входит в мокрый песок? Ответы детей. Еще легче.

Опыт 4. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? Ответы детей.
Воспитатель: А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит?
Дети: Песок движется.

Воспитатель: А теперь подуйте на мокрый песок. Что происходит?

Дети: Песок не движется, потому что он в воде склеился.

Опыт 5. «Песок тяжелее воды»

Воспитатель: Ребята давайте в стакан с водой насыпим немного сухого песка. Что произошло с песком? Ответы детей.

Воспитатель:Правильно песок упал на дно стакана. Этим мы можем сказать, что песок тяжелее воды. А если мы палочкой размешаем песок в воде, что у нас получиться? Ответы детей.

Воспитатель:Правильно вода станет мутной, грязной. А почему? Ответы детей. Потому что некоторые песчинки растворились в воде, но не все только очень мелкие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что из песка можно сделать? Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что песком можно еще и рисовать? Я хочу вам предложить посмотреть, как это делают.

Просмотр видео «Песочная анимация»

Воспитатель: Вам понравилось? А вы бы хотели попробовать порисовать песком? Да

Воспитатель: Тогда давайте мы немножко отдохнем. Ляжем на ковер и будем представлять, что мы с вами лежим на берегу моря на теплом песке и на нас светит очень яркое солнышко, поэтому надо закрыть глазки.

Воспитатель: Ребята, а теперь пройдите к столу с песком и давайте попробуем порисовать песком. Дети рисуют.

Воспитатель: Песок – это природный материал, взрослые его используют при строительстве домов, дорог, мостов. Но в песок любят играть и дети. А что вы умеете делать из песка?

Дети: Куличики, башни, замки, дороги…

Воспитатель: А из какого песка лучше строить сухого или мокрого?

Дети: Из мокрого песка.

Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем леечки и польем песок водой, чтобы он стал мокрый и с вами сделаем куличики из формочек.

Воспитатель: Ребята, за проведенную исследовательскую работу, хочу вам вручить медали «Юный исследователь».

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о песке? Что вам показалось наиболее интересным и что больше всего запомнилось? А как вы думаете что можно сделать из песка?(Ответы детей). А еще из песка делают дома и стекло (лампочки, бутылки, вазы). Но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Удивительный песок»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Этот город, твой и мой – он зовется Воркутой!»

Конспект НОД закрепляет знания детей о достопримечательностях Воркуты, ее природном и животном мире; знакомит детей с памятниками природы Воркуты;  воспитывает бережное отношение к природе; учит ...

Презентация для детей средней группы «Этот удивительный космос»

Формировать представление детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы....

Фрагмент ООД по познавательному развитию в средней группе «Удивительная соль»

Учить детей использовать окрашенную соль делать из нее красивую радугу...

Образовательный проект по познавательному развитию в старшей группе «Этот День Победы»

Данный материал может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста  при подготовке темы "День Победы"...

Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе "Этот удивительный космос!"

Конспект занятия по познавательному развитию "Этот удивительный космос!"...

Проект для детей средней группы «Этот удивительный мир добрых сказок - мультфильмов В.Г. Сутеева»

Поводом к разработке проекта послужила тревожная тенденция: в последние годы чтение стало терять статус нации культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населе...