Главные вкладки

    Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.
    статья по окружающему миру

    Ступина Елена Гарриевна

    В статье рассматриваются основные формы и методы  экологического воспитания детей, используемые в детском саду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Разнообразие форм и методов взаимодействия детей и взрослых в рамках экологического воспитания»

    Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. В первые 7-8 лет жизни ребенка усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако не всё правильно может быть понято детьми в результате самостоятельного общения с природой. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичные представления, знания о ее объектах и явлениях (интеллектуальное развитие), способность видеть красоту родной природы (развитие эстетического чувства), формировать бережное, заботливое отношение к природе (нравственное воспитание) – важнейшие задачи детского сада.

    Ознакомление детей с природой осуществляется в разных формах: занятие, элементарны опыты, экскурсии, прогулки.

    Обучение на занятиях осуществляется разными методами: Это может быть наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ видеофильма. Другие занятия знания уточняют, углубляют, расширяют. Наблюдения могут быть кратковременными (например, за поведением вороны, воробья) и длительными (например наблюдения за ростом растения, изменением цвета осенней листвы). Длительные наблюдения больше подходят для детей средней и старшей группы, так как подразумевают наличие некоторых знаний.

    Следующий метод – игра. Включает в себя дидактические игры,  предметные игры (игры с листьями, цветами, фруктами, «Волшебный мешочек»), настольно-печатные игры (всевозможные лото: «Четыре времени года», «Ягоды-фрукты», «Зоологическое»), подвижные игры («Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик»), творческие игры (строительные игры с песком, снегом, глиной, шишками), игры имитирующие сельскохозяйственную деятельность (например, «Ферма»). В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий и в повседневной жизни, в результате формируется положительное отношение к труду.

    Следующий метод, труд в природе, имеет огромное воспитательное значение. В процессе труда формируется бережное отношение к природе. Например: прополка, полив цветов, дежурство по уголку природы, уход за растениями, кормление птиц, посадка крупных цветочных семян,  лука,  полив клумбы, уборка опавших листьев.

    Другой метод – элементарные опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Опыт наблюдения проводимый в специальных организованных условиях. Опыт используется как способ решения познавательной задачи, например: опыты для ознакомления со свойствами песка, глины, воды. Решение познавательной задачи: где лучше растет растение: в тепле или холоде, в светлом или темном помещении, что будет со снегом в теплом помещении и что будет с водой на морозе?

    Метод, часто применяемый на занятиях, словесный: рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, сказки, беседы. Словесные методы необходимо осуществлять с наглядными.  Основоположниками детской природоведческой литературы являются Пришвин и Бианки (рекомендуются для всех возрастных групп). Чтение небольшого рассказа может предшествовать наблюдению. Пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения.

    Следующая форма экологического воспитания – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущество в том, что можно видеть растения и животных в среде обитания, предоставляется возможность собирать разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работы в группе (например, поделки).

    Следующая форма ознакомления с природой – прогулки. Во время прогулки осуществляется наблюдение за явлениями природы, таянием снега, набуханием почек, появлением и увяданием травы и др.

    Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может полноценно осуществляться только при взаимодействии с семьей. Для этого можно привлекать родителей для совместной деятельности. Праздники и развлечения экологического содержания – это эффективные формы работы, так как совмещают в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Сотрудничество с семьей в вопросах экологического воспитания вносит необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. Формы совместных мероприятий: экологические конкурсы, КВН, викторины, экологические праздники и фестивали («Трудовой десант», «Дефиле из бросового материала» и т.п), выставки поделок и др.

    В заключении хочу сказать, что детям следует дать знания о природе, формировать трудовые навыки и умения, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать природу. Важнейшим условием является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное, бережное отношение к природе.

    Воспитатель первой младшей группы

     Ступина Елена Гарриевна

    Февраль 2018


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

    Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

    Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...

    Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

    Доклад на тему: Формы и методы музыкального воспитания детей в детском саду.

    Предоставленные в докладе материал полностью расткрывает формы и методы, которые использует музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в ДОУ...

    Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.

    Формы и методы экологического воспитания дошкольников....

    Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...