Главные вкладки

    Доклад на тему: Формы и методы музыкального воспитания детей в детском саду.
    статья по музыке на тему

    Евтушенко Ольга Викторовна

    Предоставленные в докладе материал полностью расткрывает формы и методы, которые использует музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6._formy_i_metody_muzykalnogo_obrazovaniya_detey.docx25.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение МАДОУ детский сад №9.

    Доклад на тему: формы и методы музыкального образования детей.

    Подготовила музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.

    Наро-Фоминск 2017г.

    Формы и методы музыкального образования детей, используемые  на музыкальных занятиях в МАДОУ основаны на  общих принципах общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой  и подразумевают всестороннее музыкальное воспитание детей и сохраняют общие цели и задачи.

    Основные   цели  программы:

    • Приобщение детей к музыкальному искусству;
    • Формирование основ музыкальной культуры воспитанников;
    • Всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
    • Развитие музыкальных способностей детей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
    • Воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, совершенствование навыков и умений в этом виде деятельности;

    ФОРМЫ:

    Слушание:

    • Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по     тексту песни
    • Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике, помахивать флажком на припев
    • Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не отвлекаясь до конца звучания музыки.  Слушать песни различного характера, понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком   и подражать гудку машины.
    •   Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с инструментальными пьесами изобразительного характера
    • Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни

     

    •   Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер движениями
    •   Познакомиться с пьесами изобразительного характера, запоминать и узнавать их
    •   Различать и узнавать звучание большого и маленького колокольчиков
    •   Слушать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах и в грамзаписи

    Пение:

    • Подпевать песню, подстраиваясь к голосу педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить     звукоподражания.
    •    Подпевать повторяющиеся слоги, сопровождая их соответствующими плясовыми движениями
    •    Подпевать концы фраз, повторяющиеся интонации, хлопая в ладоши
    •    Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу и инструменту.
    •    Петь вместе с педагогом песню маршевого характера.
    •    Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
    •    Исполнять вместе с педагогом знакомые песни

    Музыкально-ритмические движения:

    •   Передавать ритм ходьбы, двигаться «стайкой» за педагогом.
    •   Выполнять плясовые движения (хлопки, притопывание, кружение на месте)
    •   Осваивать ходьбу с флажками
    •   Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки
    •   Отмечать сменой танцевальных движений двухчастную форму пьесы.
    •   общий характер ходьбы и бега
    •   Тихо и громко хлопать в связи с изменением  динамики музыки
    •   Танцевать в парах, ритмично постукивать каблучком
    •   Ходить под музыку. Осваивать подпрыгивание   
    •   Выполнять игровые движения
    •   Передавать разный характер музыки образно - игровыми движениями
    •   Выполнять по тексту песни соответствующие движения с предметом.
    •   Ритмично ударять по бубну и двигаться с ним отмечая двухчастную форму пьесы
    •   Осваивать игровые действия, передавать звукоподражания.
    •   Выполнять танцевальные движения, двигаясь по кругу, менять движения на вторую часть
    •   Строить круг, вместе поднимать и опускать руки, выполнять индивидуальные задания.
    •   Выполнять пружинные полуприседания.
    •   Двигаться с предметом, менять движения на вторую часть музыки.
    •   Отмечать смену частей музыки, самостоятельно меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.
    •   Передавать ритм шага и бега.
    •   Выполнять действия игровых персонажей соответственно музыке.

     

    Игра на детских музыкальных инструментах:

    • Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

    Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.

    К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

    Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:

    Виды занятий

                                  Характеристика

    1.Индивидуальный музыкальные занятия.

    Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.

    2. Подгрупповые музыкальные занятия.

    Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю  по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

    3. Фронтальные занятия.

    Проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность зависит от возрастных возможностей воспитанников.

    4. Объединенные занятия.

    Организуются с детьми нескольких возрастных групп.

    5. Типовое (или традиционное) музыкальное занятие.

    Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

    6. Доминантное занятие.

    Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой – либо одной из музыкальных способностей детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной  деятельности, но при одном условии – каждая из них направленна на совершенствование доминирующей способности у ребенка.

    7.Тематическое музыкальное занятие

    Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

    8. Комплексные музыкальные занятия

    Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т. д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

    9. Интегрированные занятия.

    Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.

    Исходя из возникновения развития музыкальной деятельности  детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

    Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников.

    Возраст

    Ведущая деятельность

    Современные формы и методы музыкальной деятельности

    2-3 года.

    Предметная, предметно-манипулятивная

    • Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;
    • Игры – эксперименты со звуками и игры – путешествие в разнообразный мир звуков (не музыкальных и музыкальных)
    • Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных  инструментов, любимых музыкальных игрушек и т. д)
    • Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)
    • Музыкальные и музыкально – литературные загадки.
    • Музыкально-пальчиковые и музыкально логоритмические игры.
    • Музыкально – двигательные  игры – импровизации
    • Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

    3-5 лет

    Игровая (сюжетно – ролевая игра)

    • Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня – игра)
    • Музыкальные игры – фантазирования)
    • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
    • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры- путешествия
    • Музыкально – дидактические игры
    • Игры- этюды по мотивам музыкальных произведений
    • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
    • Концерты – загадки
    • Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

    5-7 лет

    Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной детяетльности.

    • Проблемные ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
    • Музыкально-дидактическая игра.
    • Компьютерные  музыкальные игры.
    • Исследовательская (Опытная) деятельность.
    • Проектная деятельность
    • Театрализованная деятельность.
    • Хороводная игра.
    • Музыкально – игровые импровизации.
    • Музыкальные конкурсы. фестивали, концерты.
    • Интегративная деятельность.
    • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

     

    Здоровьесберегающие компоненты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность:

     - Общеразвивающие упражнения;

     - Развитие певческого голоса, певческого дыхания;

    - Дыхательная гимнастика;

    - Простейшие приемы массажа;

    - Артикуляционная гимнастика;

    - Пальчиковые игры, массаж пальчиков.

    Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настой). Во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

    Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...

    Доклад по теме: «Формы и методы работы по воспитанию любви к родному краю».

    Воспитание любви к родному краю в дошкольном возрасте...

    Игровые методы музыкальной деятельности детей в детском саду

    Речь идет о применении игровых методов в музыкальной деятельности детей-дошкольников...

    Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей в детском саду.

    Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего  и младшего дошкольного возраста....

    Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.

    В статье рассматриваются основные формы и методы  экологического воспитания детей, используемые в детском саду....

    Формы и методы экологического воспитания детей в детском саду.

    Формы и методы экологического воспитания дошкольников....

    Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

    Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития...