Картотека Дидактических игр в экологическом воспитании старших дошкольников.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Серго Галина Анатольевна

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ. В разработке представлены примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_ekologii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников Серго Г. А.

Картотека

Дидактических игр

В экологическом воспитании старших дошкольников.

  • Автор-составитель: Серго Г. А.
  • воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Игры экологического содержания объединены в три группы:

  • Для обогащения экологических представлений;
  • Для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе;
  • Для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Дидактические игры для обогащения

экологических представлений

«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры

Играют две команды (в каждой по 4 ребёнка-«проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвёртом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Зоологическая столовая»

Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал. На каждую команду – лист картона с изображением трёх столов (красного, зелёного, синего), комплект картинок с изображением животных (15 20 штук).

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зелёным, всеядные – за синим.

Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

«Лесной многоэтажный дом»

Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

I вариант. Воспитатель даёт детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет её, получает фишку.

Победителем становится тот,  у кого в конце игры окажется больше фишек.

«Кто рядом живёт»

Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоёме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоёма (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, берёза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей; обручи красного, синего, зелёного цвета.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определённых условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоём – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зелёного цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Воспитатель. Определите, кто вы и где живёте, растёте. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зелёном обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоёма - в синем.

После этого как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, ига повторяется насколько раз.

«Живые цепочки»

Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал. Маски (шапочки) животных и растений.

Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоём); рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребёнка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребёнок – растения, второй – растительноядного животного, третий хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» Вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки, убирается, какой- либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

«Путешествие в лес»

Цель. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.

Материал. Старичок-лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоёма (наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.

«Экологи»

Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами её охраны, называются экологами, и предлагает желающим (5-7 человек) побыть в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы.

Примерные вопросы.

  1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
  2. Для чего природе нужны хищники?
  3. Что такое Красная книга и для чего она нужна?
  4. Для чего люди создают заповедники?
  5. Расскажите, как связаны между собой ёлка, белка, рысь?
  6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

Побеждает тот, кто дал больше полных и точных ответов. Затем экологами может стать другая группа детей.

Дидактические игры

 для развития эстетического

восприятия природы

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

«Беседа с деревьями»

Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о «своём» дереве.

Можно провести «Беседу с цветами» (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными» (с использованием животных из уголка природы).

«Встреча с растениями»

Цель. Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов – на каждого ребёнка.

Ход игры

Воспитатель раздаёт детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение?  (Ответы детей.) Подумайте, что вы можете рассказать о нём.

Педагог задаёт наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).

Дидактические игры

для формирования

нравственно – оценочного опыта

В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определённых ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

«Радости и огорчения»

Цель. Формировать собственное отношение к природе.

Материал. Старичок-лесовичок (кукла); фишки (яркие – жёлтого, зелёного, красного цвета; тёмные – серого, коричневого цвета).

Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег реки и т.п.

Ход игры

1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке (сквере)…

Мне было радостно, когда…

Я очень огорчился (ась), когда…

Мне стало грустно, когда…т.д.

За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую – за продолжение первых двух предложений и тёмную – за предложение двух последних. После игры подводится итог, – каких фишек оказалось больше: если тёмных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.

«Путешествие»

Цель. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.

Ход игры

В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображённом на картинке.

1 остановка – «Дед Мазай и зайцы».

2 остановка – «Кошка».

3 остановка – «Цветы».

Примечание. Игра адаптирована в целях воспитания у детей нравственного отношения к природе.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.

«Экологический светофор»

Цель. Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Вырезанные из картона круги красного и зелёного цвета.

Ход игры

Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зелёный свет, а если неправильно, - красный. Называются жизненные ситуации, которые происходят в природе.

Дети дают правильные ответы.

«Необычное путешествие»

Цель. Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т.п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разорённые гнёзда и т. п.); полоса обоев.

Ход игры

1вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очерёдность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.

2 вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберёт больше картинок.

«Природа благодарит и сердится»

Цель. Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Материал. Фишки (яркие и тёмные), старичок – Лесовичок (кукла).

Ход игры

Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Старичок – Лесовичок просит детей ответить на два вопроса:

За что природа могла бы сказать вам «спасибо»?

За что природа могла бы рассердиться на вас?

Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос – яркие (красного, зелёного, жёлтого цвета) и тёмные (серого или коричневого цвета) – за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.

  • Источники: Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:- обеспечить возможно...

"Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников". Материал для воспитателей.

Данную картотеку можно использовать при составлении планов непосредственной образовательной деятельности....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для дошкольников.

     Картотеку рекомендую внести в программу по направлению «Познавательное развитие» и использовать ее в режиме дня для старших и подготовительных групп в целях экол...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

В картотеке представлены подвижные, малоподвижные, с использованием дидактического материала игры для проведения мероприятий на прогулках или в помещении группы с детьми старшего дошкольного возраста ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПОЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА....