Конспект НОД "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Назаренко Людмила Игоревна

Формирование знаний у детей об органах чувств и эмоциях и их роли при восприятии человеком окружающего мира, через активизацию у детей органов чувств и эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organy_chuvstv.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области»    

Конспект                                                                                                                непосредственной образовательной деятельности                                                            для детей средней группы № 6                                                                          образовательные области                                                                  Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие                                                                                  «Наши помощники – органы чувств».

Воспитатель: Л.И. Назаренко.

Возрастная группа: средняя.

Тема НОД: «Наши помощники – органы чувств».

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.

                                                                                                                                            Форма организации деятельности: подгрупповая.

Цель: формировать знания детей об органах чувств и эмоциях и их роли при восприятии человеком окружающего мира, через активизацию у детей органов чувств и эмоций.

Задачи:                                                                                                                                    Обучающие: уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма; учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением.

Развивающие: развитие внимания и наблюдательности; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие, развивать речь ребенка, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать желание заботится о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.

Предварительная работа: беседы с детьми по формированию здорового образа жизни; чтение художественной литературы данной тематики, разучивание стихотворения о весне, консультация для родителей «Формирование знаний об органах чувств в валеологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста».

Материал:

Изображение клоуна с отсутствием органов чувств, картинки с изображением органов чувств, карточки с загадками об органах чувств; предметы различного запаха (лук, чеснок, апельсин), продукты питания различного вкуса (сахар, соль, лимон, шоколад, банан), коробка с предметами разного качества; муз. инструменты: колокольчик, барабан, бубен, погремушка, металлофон; колпачки, носы (карандаш для грима)  для клоунов, шарики воздушные; клей-карандаш, салфетки, ложечки индивидуальные; музыка веселая для входа и физминутки, мультфильм «Первое апреля» («Смешарики»).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Мотивация деятельности.

Дети находятся в группе, играют.

Под музыку вбегает Клоун с шариком (как будто летит за ним).

- Здравствуйте! Здравствуйте!

Ах, в какую чудесную группу я попала! Как здесь всё красиво!

- Ой, я же забыла представиться! А, может быть, вы знаете, кто я? А чем я занимаюсь? (Ответы детей)

- Да, я клоунесса, я смешу людей и имя у меня смешное – Веснушка! Как вы думаете, почему меня так зовут? (Ответы детей)

- Да, у меня веснушки и я очень люблю весну! А вы любите весну? Почему?

(Ответы детей).

- А, может, вы и стихотворение о весне знаете? (Да)

- Давайте прочтем его вместе и заодно повеселим гостей: я буду открывать рот, а вы будете читать стихотворение. Как надо читать стихотворение? (Громко, с выражением, четко произнося слова).

- Итак, стихотворение называется «Ласточка». (Дети читают стихотворение)

- Молодцы! Как чудесно получилось!

- А теперь я хочу  с вами познакомиться! Только называйте себя ласково. Меня зовут Веснушечка. (В. передает шарик по кругу и дети называют себя).

- Вот и хорошо, теперь мы с вами друзья! Только мне немного грустно – я здесь одна клоунесса, а мне бы так хотелось, чтобы вы тоже стали клоунами! Хотите стать клоунами? (Да) А как это сделать? (Нарядиться клоунами) – Дети надевают колпаки и клоунские носы.

  1. Постановка детьми цели.

- Какие вы красивые! Настоящие клоунята! Полюбуйтесь друг на друга!

- Ребята у меня есть ещё один друг-клоун и зовут его Горошинка! Вот только он совсем грустный, а почему, я не пойму… Может быть вы, ребята, подскажите? (Дети подходят к изображению) Что с ним не так? (У Горошинки нет глаз, ушей, рта, носа и рук)

- Они помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы называем их нашими помощниками.

- Что же можно сделать? Как помочь Горошинке? (Надо ему дать глаза, нос, уши, рот и руки)

- А как это сделать? (Ответы детей).

- Все, что вы предложили очень интересно… А у меня тоже есть вариант: весёлый и интересный. Хотите узнать? Посмотрите, какая красивая полянка, может она нам подскажет. Давайте присядем, закроем глазки и прислушаемся к своему сердцу… (звучит музыка природы)

  1. Совместная работа по нахождению способов деятельности.

  • (Раздаётся звук колокольчика)

- Ребята, что вы слышите? (Колокольчик).

- Предлагаю пойти на этот звук, я думаю там что-то интересное… Согласны? (Да) Дети идут на звук и когда находят колокольчик, отгадывают загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза).

- Теперь у нас есть глаза и мы можем подарить их Горошинке. Как это сделать? (Приклеить)

- Молодцы! Глаза – это орган зрения и очень ценен для человека. Я предлагаю вам с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?

Эксперимент «Возьми шарик»

Сначала одному ребенку предлагают взять шарик из рук клоуна, а затем другому ребенку завязывают глаза и предлагают взять шарик у клоуна.

- А зачем человеку глаза? (Ответы детей) Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют)

- нельзя тереть грязными руками глаза;

- нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов;

- нельзя близко и долго смотреть телевизор;

- нельзя долго играть в компьютерные игры;

- нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

- Молодцы, правила вы хорошо знаете. Сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз « Бабочка»

Бабочку мы в руки взяли

С ней немножко поиграем.

Вдаль на бабочку смотри,

Близко к носу поднеси.

Бабочки вправо полетели –

Дети вправо посмотрели.

Бабочки влево полетели –

Дети влево посмотрели.

Бабочки порхают,

Дети глазками моргают!

Раз, два, три – глаза закрой,

Раз, два, три – глаза открой.  

  • Горошинка ждет нашей помощи, давайте снова закроем глазки и послушаем наше сердечко. (Раздается звук барабана)

- Ребята, что вы слышите? (Барабан).

- Предлагаю пойти на этот звук, я думаю там что-то интересное… Согласны? (Да) Дети идут на звук и когда находят барабан, отгадывают загадку:

Два друга не видят друг друга,

А все слышат. (Уши)

- Теперь у нас есть уши и мы можем подарить их Горошинке. Как это сделать? (Приклеить)

- Ребята, уши – это орган слуха. Для чего он нужен человеку? Давай проведем такое упражнение. Закройте ладонями свои уши, откройте. Слышали ли вы что-нибудь? (Ответы, пояснения детей)

Какие правила по охране слуха вы знаете?  

-нельзя громко кричать;

-беречь от колющих и режущих предметов;

-беречь от воды;

-беречь от мелких предметов.

В: А чтобы наши ушки хорошо слышали, выполним специальное упражнение.

«Массаж ушных раковин» 

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх)                                                                       Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным                                                               Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)                                                                                   Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)                                                                 Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)                                                                                                                            Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

- Теперь наши ушки хорошо слышат и давайте поиграем.

Игра «Узнай на слух»

Катя Ты стоишь в кругу                                                                                                      Мы зовем тебя АУ!                                                                                                                    Глазки крепко закрывай,                                                                                                            Кто позвал тебя узнай!            

  • Ребята, полянка зовет нас, пора помогать Горошинке. (Дети садятся и прислушиваются) Раздается звук металлофона.

- Ребята, что вы слышите? (Металлофон).

- Предлагаю пойти на этот звук, я думаю там что-то интересное… Согласны? (Да) Дети идут на звук и когда находят металлофон, отгадывают загадку:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ...  (Руки)

- Теперь у нас есть руки и мы можем подарить их Горошинке. Как это сделать? (Приклеить)

- Молодцы. Ребята, а для чего нам руки, что мы ими делаем?

- А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)

- Кожа – это орган осязания. Именно кожей мы чувствуем шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Что мы ощущаем кожей? (тепло и холод, ветер и жар). Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа - ещё один страж нашего организма. Наши пальчики тоже хотят поиграть, но сначала подготовим их.

Пальчиковая гимнастика

У тебя есть две руки, (показывают два пальца)

Есть и десять пальчиков. (показывают десять пальцев)

Десять ловких и веселых (делают фонарики)

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут пальчики трудиться, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Не пристало им лениться! (потирают ладошку о ладошку)

- А теперь хотите поиграть? Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок определяет предмет в коробочке на ощупь.

  • Ребята, полянка зовет нас, пора помогать Горошинке. (Дети садятся и прислушиваются) Раздается звук бубна.

- Ребята, что вы слышите? (Бубен).

- Предлагаю пойти на этот звук, я думаю там что-то интересное… Согласны? (Да) Дети идут на звук и когда находят бубен, отгадывают загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

- Теперь у нас есть нос и мы можем подарить его Горошинке. Как это сделать? (Приклеить)

- А для чего человеку нос? (Ответы) Нос является органом обоняния. Вы знаете правила по охране органа обоняния? (Дети перечисляют)

- нельзя вдыхать сыпучие продукты (мука, пудра);

- нужно беречь нос от колющих и режущих предметов.

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Объяснение: глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз.

- Ребята, под этими салфетками кое-что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники – носики нам в этом помогут.

Игра «Определи по запаху»

Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон, чеснок)  

  • Ребята, полянка зовет нас, пора помогать Горошинке. (Дети садятся и прислушиваются) Раздается звук погремушки.

- Ребята, что вы слышите? (Погремушка).

- Предлагаю пойти на этот звук, я думаю там что-то интересное… Согласны? (Да) Дети идут на звук и когда находят погремушку, отгадывают загадку:

Загадка

В тишине он отдыхает,

А работая, болтает,

Если б не было его,

Мы ни сказали бы ничего. (Язык)

- Теперь у нас есть язык и мы можем подарить его Горошинке. Как это сделать? (Приклеить)

- Язык – это орган вкуса. Для чего нам нужен язык? (Ответы детей)

- Определить продукты на вкус нам помогает язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными)

- Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.  Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

«Улыбка». Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительный звук И.

 «Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

«Лошадка». Поцокать языком.

- Молодцы! А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительнее?

Игра «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, шоколад, лимон, сахар, соль, апельсин.

  1. Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия.

- Дорогие клоунята, посмотрите, Горошинка улыбается! Как вы думаете почему? Чему она радуется? (Ответы детей)

- А какое настроение у вас, ребята? Что больше всего вам запомнилось?

- Давайте Горошинке еще раз напомним:

Что помогает нам видеть предметы?

С помощью чего мы определим запах?

Что поможет нам определить кислый вкус лимона?

Как мы услышим пение птиц?

С помощью чего мы определим, гладкий или шершавый предмет? Холодный или горячий?

- Ребята, мне тоже понравилось наше приключение. Спасибо вам. Берегите свои органы чувств и будьте здоровы! А т.к. смех и хорошее настроение продлевают жизнь, то у меня для вас веселый сюрприз! (Звучит музыка и Веснушка дарит шарики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...

Конспект комплексного занятия "Наши помощники- органы чувств"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области» Конспект  открытого комплексного занятия. Образовательная область...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда...

Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.

И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...