Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Снег - друг, снег - враг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Любичева Елена Константиновна

Познавательно-исследовательское развитие, расширение знаний детей о снеге и его свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

(в подготовительной к школе группе)

Тема: «Снег друг или снег – враг?»

Разработан воспитателем – Любичевой Еленой Константиновной.

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности и расширения знаний детей о снеге.

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить представления о снеге;

- Предоставить новые знания о снеге.

Развивающие:

- Развивать навыки и умения исследовательской деятельности, способы нахождения информации о свойствах снега;

- Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства снега;

- Развивать познавательный интерес, умение слушать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию о родном крае;

- Воспитывать интерес к совместной исследовательской деятельности, инициативность.

Образовательные области:

Приоритетная – познавательное

В комплексе: речевое, социально – коммуникативное развитие.

Детские виды деятельности: исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Технология: Технология исследовательского обучения Савенкова А.И.

Оборудование:         

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный экран.
  3. Два мольберта:1- снег-друг, 2 – снег – враг, картинки – доказательства, магниты и эмблемы – снежинки.
  4. Тарелки с кусочками льда, в которых замороженные листики комнатного растения, лупа на каждого ребенка.

Критерии использования технологии

Структура занятия

Методы и приемы

Продолжительность

части

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые результаты

Развитие умения устанавливать функциональные связи и отношения между объектами, явлениями, применяя различные средства познавательных действий.

Предоставление возможности проявить инициативность, самостоятельно делать выводы, принимать решение, выдвигать гипотезы.

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Поисковый метод -  

создание проблемной ситуации.

3 минуты

Воспитатель обращается к детям за помощью, разобраться в вопросе: Снег –друг или снег – враг?

Ставит задачу перед детьми, которую им предстоит решить в течение всего занятия

Проявляют заинтересованность, активно включаются в деятельность.

Обсуждают поставленную воспитателем проблему. Принимают решение помочь воспитателю. Осознают свою причастность.

Развитие умения действовать в соответствии с алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности, с помощью взрослого составлять план деятельности.

Основная часть.

Создание условий для разнообразной и исследовательской и развивающей деятельности детей.

Словесный метод-беседа

20 минут

Активизирует мышление детей через беседу в вопросах и ответах

-Как мы можем узнать о снеге?

Что мы знаем о нем?

Как и где найти нам доказательства: снег друг или снег - враг?

Обращает внимание детей на два мольберта: польза снега и вред снега, снег друг или снег –враг?

Отвечают на вопросы воспитателя, используя ранее полученные знания о снеге.

Желают взаимодействовать со сверстниками и с взрослыми. Включаются в деятельность.

Предлагают свои способы нахождения информации о снеге. Умеют делать выводы.

Развитие навыка выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свою точку зрения.

Словесный метод: чтение, беседа после прочитанного.

Воспитатель предлагает узнать информацию из первого предложенного детьми источника – книги. Читает информацию как птицы ночуют под снегом.

Подводит детей к выводу о том,

что снег приносит пользу. Предлагает поместить снежинку на мольберт «Снег – друг»

Умеют слушать, анализировать, рассуждать и делать выводы.

Помещают снежинку на мольберт: снег – друг.

Развитие интереса и умения исследовать предмет. Формирование исследовательского типа мышления.

Практический метод: эксперимент.

2. Воспитатель вместе с детьми обсуждают предположение - гипотезу:

-Существует предположение, что лед может сохранить растение живым. Так ли это? Предлагает пройти в лабораторию и провести эксперимент. После опыта подводит детей к выводу, что лед – друг, он сохранил листик живым.

Стремится к участию в экспериментировании, проявляя познавательную активность.

Испытывают удовлетворение от результата опыта

Помещают картинку на мольберт: «Снег – друг»

Развитие умения самостоятельно добывать информацию.

Игровой метод:

Речевая подвижная  игра «Снежинки»

3.Воспитатель предлагает детям вспомнить, еще источники информации и предлагает спросить у специалистов.

Затем воспитатель спрашивает детей о том, какую информацию они получили. Воспитатель предлагает вспомнить о том, что деревья , трава всю зиму спят под снежным одеялом и предлагает в речевую подвижную игру «Снежинки»

Проявляют самостоятельность, правильно ставят вопросы, формулируют ответы.

Координируют речь с движением, развиты общие речевые навыки, развита мелкая моторика.

Помещают картинку на

мольберт: «Снег - друг»

Усвоение разнообразных способов получения информации

Наглядный метод: просмотр фрагмента мультфильма «Морозко»

Наглядный метод: просмотр фрагмента мультфильма «Морозко»

Делают вывод, что снег, как одеяло для травы, посевов. Он согревает травку.

 Помещают картинку на

мольберт: «Снег – друг»

Развивать умение выделять разнообразные свойства снега, делать правильный выбор.

Игровой метод: дидактическая игра «Подбери картинку»

7.Воспитатель предлагает детям каждому выбрать камушек белого или голубого цвета и предлагает встать по обе стороны стола. Затем предлагает рассмотреть оставшиеся картинки и подумать, где снег приносит пользу, а где вред и разместить их на мольберты: «Снег - друг» и «Снег – враг»

Дети выбирают камушки и делятся на две команды

Опираются на свой личный опыт.

Одна команда выбирает картинки, где снег приносит пользу, а другая – где вред, обсуждают свой выбор и размещают картинки на два мольберта.

Обобщение знаний и элементарных представлений о снеге.

Заключительная часть

Словесный метод: беседа

2 минуты

Воспитатель задает вопросы, требующие от детей рефлексии, обращает внимание детей к мольбертам:

-Как вы думаете, снег больше друг, или снег – враг?

-Почему вы так считаете?

-В каких случаях снег может быть врагом?

Делают обобщения и выводы, правильно формулируют ответы.

Анализируют  свою деятельность.

Испытывают удовлетворение от положительного результата  в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе (с мультимедийным сопровождением) «Я - человек. Части лица»

Программное содержание:конкретизировать первоначальные представления детей о своем лице. Формировать представления детей об особенностях внешнего вида. Развивать интерес к сверстникам, желание взаимод...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "ЧТО БЫЛО ДО …"

Серия занятий из серии "Я — человек" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИИспользуя программу ТРИЗ (автор идеи Г.С. Альтшуллер, дальнейшая разработка технологии М. Шустерман):Дать детям знания о человеческом орган...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лук, полезный друг».

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, как очень полезной и витаминной овощной культуре,воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть,воспитывать трудолюбие, ж...