Конспект прогулки "Путешествие в сказочную страну"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мугалимова Ирина Вячеславовна

Конспект прогулки "Путешествие в сказочную страну"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в Лукоморье».

 Цель: формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством наблюдения, экспериментирования.

Интеграция: социально-коммуникативная, речевое развитие ,физическое развитие.

Задачи:

Обучающие: обучать детей вести наблюдения за погодой,  конкретизировать и закрепить представления детей о ветре, продолжать обучать определять силу и направление ветра, побуждать детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями ,познакомить детей с причиной возникновения ветра;

Развивающие: способствовать формированию целостной картины мира, способствовать развитию памяти, внимания, речи, познавательной активности детей.  развивать игровые умения;

Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу, познавательный интерес к окружающему миру, любознательность.

Средства: таблица наблюдений, телефон ,кукла, чертеж корабля ,гимнастические палочки, таз с водой, апельсин, шарики .

Предварительная работа:  Наблюдения за погодой. Наблюдения за птицами. Беседы:«Кто больше всего радуется весне?»,  ((Весна — красна».  3аучивание стихотворений, пословиц, Исследовательская деятельность (Ветер и его направление). Игры «Что изменилось»,  «Скажи ласково», «Добрые слова», «У кого больше» .Подвижные игры «Зима и весна», «Летает не летает». Просмотр презентации «Весна», «Ветер и его применение в деятельности человека.»

Ход прогулки:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята ,послушайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает.

 Дети: Весна.

Воспитатель: А кто мне ответит почему приходит весна?

Дети :Меняется положение Земли по отношению к солнцу.

Воспитатель: А сколько весенних месяцев мы с вами знаем?

Дети : Мы знаем три весенних месяца.

Воспитатель: Давайте их перечислим.

Дети : Март ,апрель, май.

Воспитатель: А какие признаки ранней весны вы знаете?

Дети : Тает снег, день становится длиннее, появляются сосульки, становится теплее.

Воспитатель :Давайте поиграем в игру « Скажи ласково»

Воспитатель: Дети ,а вы знаете пословицы о весне?

Появляется старичок –Лесовичок

-Здравствуйте дети! Я Лесовичок пришел из весеннего леса .В лесу чувствуется приближение весны.  

  1.  Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
  2. Весна длинным днем красна.
  3. Весна красная, а лето страдное.
  4. Весна на тепло щедра, да скупа на время.
  5. Весна и осень на пегой кобыле ездят.
  6. Весна красна, на все пошла.
  7. Весна красна цветами, а осень снопами.
  8. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
  9. Весной дождь парит, а осенью мочит.
  10.  Весенний день – что ласковое слово.
  11.  Весною день упустишь, так годом не вернешь.
  12.  Весной дождь парит, а осенью мочит.
  13.  Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
  14.  Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
  15.  Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
  16.  Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
  17.  Весной и заяц на слуху сидит.
  18.  Весной, что рекой прольет - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.
  19.  Весною сутки мочит, а час сушит.
  20.  Вешний ледок, что чужой избы порог.
  21.  Вешняя пора - поел да и со двора.
  22.  Весенний день целый год кормит.
  23.  Вода с гор потекла – весну принесла.
  24.  Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
  25.  Как не злись метелица, всё весною пахнет.
  26.  Кто спит весною - плачет зимою.
  27.  Прилетела бы чайка, а весна будет.
  28.  Матушка – весна всем красна.

Приметы о весне

Весною день с ночью меряется, равняется. 
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Из березы течет много сока — лето будет дождливым.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправится в сказочную страну .У меня есть карта ,вот она (Звонок в телефон)звонили из диспечерской службы начале перед тем как отправиться в путешествие мы должны выяснить какая сегодня погода. (Наблюдение за погодой проводится по мнемотаблице  в следующей последовательности солнце, температура, направление ветра, облачность, осадки)

 Рассказ детей по таблице о погоде.

Воспитатель: А сейчас настало время построить корабли.  Наш путь лежит через бескрайное море на юг. Давайте определим ,где юг ,а где север. (Определяем по компасу, строим корабль по чертежу, нос корабля  мы должны направить на юг.(Корабли выкладываются из гимнастических палок)

Воспитатель: Команды занять места ,поднять якоря, отдать швартовый, мы отправляемся в путь , а чтоб нам было не скучно в плаванье предлагаю спеть песню .(Исполняется песня « Полный вперед».)

Воспитатель вижу на горизонте остров. Команды причалить к острову.

Выходит ученый кот.

Кот : здравствуйте .Я кот ученый .Читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

А какие еще сказки А .С. Пушкина вы еще знаете ?

Воспитатель: Кот давай поиграем в иргу «Кошки –мышки»

(Проводится игра)

Кот: Мне нравится игра «Мышеловка». Давайте поиграем.

(Проводится игра «Мышеловка»)

Входит Карлсон: Привет ребята, вы меня узнали.

Я сегодня собираюсь лететь за подарком для мамы . Помогите мне определить откуда дует ветер.

Карлсон: Все верно, молодцы! А сейчас послушайте внимательно загадку:

. «Я берёзку качну,

 Я тебя подтолкну, налечу, засвищу,

 Даже шапку утащу,

 А меня не видать,

 Кто я, можешь отгадать?» (Ветер).

Карлсон: Молодцы, правильно, конечно же, это ветер. Ребята, а кто из вас мне скажет, как называется погода с ветром?

Дети: Ветреная.

Карлсон: Хорошо, а без ветра?

Дети: Безветренная.

Карлсон: Правильно! Ребята, посмотрите внимательно вокруг, есть ли сегодня ветер? Ребята, а знаете ли вы, как определить есть ветер сегодня или нет? Как узнать, с какой стороны он дует?

Дети: Не знаем.

Карлсон: Это можно определить с помощью вертушки.

(Воспитатель показывает детям вертушку и демонстрирует, как она крутится на ветру).

Карлсон: Ребята, посмотрите, с какой стороны вертушка крутится, такой и ветер :южный, западный, восточный, северный. Вертушка крутится и мы видим, что ветер северный.

Карлсон: Как мы определили, какой ветер?

Дети: С помощью вертушки.

Карлсон: Правильно! А кто мне скажет, как определить сильный ветер или нет.

Дети: По тому, как крутится вертушка – быстро или медленно. Сейчас вертушка крутится медленно, значит ветер слабый, легкий.

Дети, ветер – это свободное перемещение воздуха. Солнце по – разному, нагревает Землю и горячий, и холодный воздух меняются местами. Поэтому образуется ветер.

(Показ таблицы)

 Помните, как А. С. Пушкин в сказке говорил:

«Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Гордо веешь на просторе…»

Итак, ребята, ветер – это движение теплого и холодного воздуха. А какой бывает ветер?

Дети: Ветерок, ураган, буран, метель, вихрь, хиус, смерч, циклон,

Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, ветер – это хорошо?

Дети: Да, он дает людям прохладу, крутит мельницы.

Воспитатель: Верно ребята! Ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет). А что плохого от ветра?

Дети: Пыль, ломает цветы, деревья, срывает крыши домов..

Игра «Хорошо-плохо»

- Ребята мы с вами вышли из детского сада, что первым делом вы

почувствовали?

/Свежий воздух/. Давайте подышим этим воздухом, что вы чувствуете? Чем

пахнет?

Отгадайте загадки:

1. «Есть невидимка, в дом не просится,

 а вперед людей бежит, торопится»? (воздух)

3. «Что мы не видим?» (воздух).

Исследовательская деятельность:

Цель:

1. Учить проводить элементарные опыты

Опыт «Имеет ли воздух объём».

- Можно ли потрогать воздух? Давайте попробуем. Надо быстро помахать

руками вверх и вниз. Чувствуете воздух? Как вы думаете, можно ли поймать

воздух? Сейчас мы проведём опыт

Закрутите пакет и попробуйте его легко сжать.

- Почему не сжимается?

- Раскрутите пакеты и выпустите воздух, сожмите.

- Почему сжимается?

- Пакеты положите, и скажите, имеет ли воздух вес? Давайте проведем еще

один опыт с воздухом, попробуем его взвесить.

Опыт «Имеет ли воздух вес». Берем палку-весы и к концам палки

привязываем шарики.

- Что происходит? Они одинаково весят.

- А если один лопнуть, то другой перевесит, но если и другой лопнуть, что

будет?

Равновесие восстановлено. Шарики без воздуха весят одинаково, также,

как и надутые, какой вывод можно сделать?

- Воздух имеет вес!

Опыт «Воздух в апельсине» опускается апельсин в воду

Игра –релаксация «Ветер» танцевальные движения под музыку

Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

- А сейчас скажите – что такое ветер?

- Ветер – это движение воздуха разной силы. Послушайте внимательно

стихотворение о том, какие бывают ветры.

«Нарисую ветер тихий, нежный,

Нарисую грозовой и снежный,

И такой, что с травами играет.

И такой, что волны поднимает,

Что листает книгу на террасе,

Что кружится с темной тучкой в вальсе,

Что колышет в праздники знамена,

Что качает и дубы, и клены.

Проникает сквозь плетни садовые,

И разносит запахи медовые,

Я уже изрисовал тетрадь,

А ветров еще – не сосчитать!

- О каких ветрах, говорится в этом стихотворение? (Тихий, сильный)

- Ребята скажите, что же ветер умеет делать хорошее и что плохое?

- Почему ветер — это плохо? (Ветер может шуметь, качать деревья, унести

шапку, кружить снег, гнать волны.)

-А может ли он навредить человеку? (Он иногда разрушает дома, сносит

крыши деревьев, когда сильный ветер на море, он топит корабли)

- А как ветер нам помогает?

- Почему ветер – это хорошо?

(надувает паруса, вертит крылья мельницы, летом в жару ветер очень

нужен, разносит семена растений)

- Он может быть добрым волшебником, и злым колдуном.

Игра с Карлсоном. «Летает не летает»

Нам пора отправляться в путь занять места.

Вижу остров. Причалить.

Воспитатель :Вот мы и приплыли. Посмотрите на острове много бутылочек с водой  давайте нарисуем красивые рисунки на снегу. (Рисование на снегу цветной водой).

Воспитатель : Нам пора отправляться домой, занять места, Поднять якоря, отчалить Полный вперед.(Игра  «Море волнуется раз»)

Воспитатель: Перед нами айсберг он мешает нам вернуться домой давайте выйдем и уберем его со своего пути.

(Трудовая деятельность посыпание дорожки солью)

Вот мы и приплыли в наш детский сад!!!

Какое путешествие мы совершили?

Что нового вы узнали ?

С какими приборами мы познакомились?