конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "лесные пожары"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Павлова Марина Петровна

конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "лесные пожары"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_pozhary.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Лесные пожары»

Воспитатель: Павлова.М.П.

Программное содержание: 

Уточнить представления детей о жизни животных на земле, о жизни леса. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех живых на этой земле, и ее надо беречь.

Расширить сведения детей о лесном пожаре. Познакомить с правилами поведения при пожаре. Побуждать желание сделать приятное для Земли – выразить добрые намерения в рисунке.

Материал: 

Глобус, материал для изобразительной деятельности (бумага, карандаши), картины с изображением пожара. Иллюстрации с изображением птиц, животных, деревьев. Карта солнечной системы, плакаты.
Ход занятия 

Воспитатель

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля, и о таком страшном бедствии, как лесной пожар, который происходит на нашей планете.

Ребята, как называется наша страна? (ответы детей) 

Правильно, Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: красивые города, удивительные люди, необыкновенно красивая природа.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту . Леса – это главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения.

Леса – это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц.

Ребята, каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей: воробей, ворона, дятел, сорока, синица) 

Назовите пролетных птиц? (ответы детей: снегирь, свиристель)

Откуда они прилетают? (с севера) 

Какие птицы прилетают к нам (ответы детей: кукушка, грачи, скворцы, стрижи, чижи и т.д.)

Почему они улетают осенью от нас? (ответы детей) 

Правильно, им не хватает корма.

Лес укрепляет берега реки.

Ребята, в лесу растут хвойные и лиственные деревья.

  • Какие хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна, пихта) (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации с изображением деревьев) 

  • Назовите лиственные деревья?
    (береза, клен, рябина) (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации с изображением деревьев) 
    Ребята, лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья называется смешанным. Эти деревья очень хорошо нам знакомы, ведь это деревья лесов средней полосы России. Здесь живет мы с вами.

Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.

Ход игры

-воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев.

С какого дерева прилетел этот листок?
Дети отвечают: с дуба, березы, клена, рябины и т.д.
Воспитатель: 

Ребята, назовите животных смешенного леса. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка и т.д.)

Проводится игра

«У кого какой домик» 

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры 

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.
У медведя берлога; 

У волка – логово; 

У белки – дупло; 

У ежика – нора; 

У муравья – муравейник; 

У птицы – гнездо; 

У пчелы – улей; 

У улитки – раковина.

Сейчас, я загадаю вам загадку: Маленький конек, вместо гривы – огонек (спичка).

Ребята, задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару? Вот, казалось бы, только что все было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется дым.

Однажды я наблюдала такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю.

Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от сухой листвы загорится трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя.

Ребята, какие перечисленные действия могут привести к пожару? Объясните свой выбор.

  • Рисование; (нет)
  • Чтение; (нет)
  • Поджигание бумаги; (да)
  • Лепка из пластилина; (нет)
  • Игра с зажигалкой; (да)
  • Зажигание свечи; (да)
  • Поджигание сухой травы. (да)


Ребята, никогда не играйте со спичками, не поджигайте бумагу, листву. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров».

Лесной пожар – это страшное бедствие. Вот послушайте как это бывает в сказке.

Чтение сказки «Незатушенный костер»

Незатушенный костер

Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки, потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревоженно застрекотала:

— Караул! Пожар! Горим! Горим!

— Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

— Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь! — стал распоряжаться медведь.

— А нам что делать? — спросили медведя лисы и волки.

— Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, — скомандовал медведь-пожарный.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника, С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

— Нет, с таким огнем нам не справиться! — решили они. — Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

— Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть — перебраться на другой берег он так и не смог. Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?

Нет, пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.
Вопросы к сказке 

1. Почему в лесу начался пожар?

2. Как звери боролись с огнем?

3. Куда спряталась огненная змейка?

4. Почему надо бежать, пригибаясь к земле?

5. Как река помогла зверям спастись от огня?

6. Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?

7. Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

Чтение стихотворений о пожаре
Стихотворения о пожаре


  1. В зажигалке или спичке 


Огонечек – невеличка 

Просит: «Поиграй со мной, 

Я ведь робкий и ручной» 

Но плохая он игрушка: 

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои 

И большой пожар устроит. 

Что запомнить мы должны? 

Спички детям не нужны!!! 


  1. У костра играли дети. 


Куртка вспыхнула на Пете. 

Заметался он с испугу, 

Но помог Никита другу: 

Петю на бок повалил 

И водой его облил… 

Забросать землей пришлось, 

Чтобы пламя унялось. 

В горящей одежде 

Бежать запрещается - 

От ветра сильнее огонь разгорается! 

3.
Мы в лесу костёр зажгли, 
Посидели и пошли, 

А огонь не потушили: 

Про него мы и забыли. 

Ветром пламя разметало, 

И вокруг как в печке стало. 

До небес огонь поднялся 

И за нами вслед погнался. 

Гибнет лес, пропали звери – 

Всех несчастий не измерить! 

  1. Подожгли мальчишки пух, 
    А огонь-то не потух. 

    Тополиный пух горит, 

    Пламя по двору бежит… 

    Чья-то вспыхнула машина- 

    Очень страшная картина! 

    Надо помнить, надо знать: 

    Пух опасно поджигать! 

Воспитатель:

Земля – единственная планета в солнечной системе, где есть условия для жизни растений, животных и людей. Такой жизни, как на Земле нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Венере и Меркурии (там очень жарко).

Земля – самая прекрасная планета! Все люди должны ее любить и беречь.
«Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь» 

Давайте будем беречь планету, 

Другой такой ведь на свете нет, 

Развеем над нею и тучи и дым, 

В обиду ее никому не дадим! 

Ребята, как мы должны беречь планету (показ воспитателем плакаты, дети их называют)

Все-все, все на свете нужны,

И мошки не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все, все на свете нужны,

И это запомнить

Все дети должны!
Сейчас давайте сделаем подарки для нашей планеты, нарисуем ей красивую, живую природу с птицами, с насекомыми, с животными. (Воспитатель включает музыку леса, дети рисуют)

В конце обсуждаются рисунки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...