ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья по окружающему миру (средняя группа)

В статье раскрыты особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Е.В.Руфова

ГБДОУ №45 Фрунзенского района

г.Санкт-Петербурга

Еще в VI веке до нашей эры китайский философ Конфуций сказал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Эта проверенная веками мудрость подтверждается многими учеными-педагогами, такими как Л.С.Выготский, П.П. Блонский и др.

Исходя из этого наиболее перспективным методом развития познавательной активности и творческих способностей является детская опытно-экспериментальная деятельность, в течение которой ребёнок проникает в самую суть происходящих процессов и овладевает новыми знаниями.

В 1990-е годы профессор и академик Академии Творческой Педагогики РАО Н.Н.Поддьяков, проанализировав и обобщив опыт дошкольной педагогики, пришёл к заключению, что экспериментирование является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника.

А с 2014 года экспериментирование, как ведущий вид детской деятельности, предусмотрено в ФГОС дошкольного образования.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности осуществляется на весь учебный год по следующим направлениям:

- Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-исследовательской линии;

- Пополнение уголка природы и экспериментирования для самостоятельной детской деятельности;

-  Работа с родителями воспитанников.

Для успешной реализации детской экспериментальной деятельности необходима постоянная планомерная деятельность педагога по каждому из этих направлений.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности желательно оборудовать в групповом помещении мини-лабораторию, содержащую все необходимые материалы и оборудование. Также желательно иметь специальные халаты и колпачки на каждого ребёнка. Это позволяет детям принять на себя роль юных исследователей и создаёт благоприятную атмосферу для познания ранее неизведанного. Узнавая новые интересные факты, дети ощущают себя волшебниками, что тоже стимулирует их дальнейшую познавательную деятельность и развивает любознательность.

Закрепить в памяти детей результаты проведённых опытов помогают сделанные ребятами зарисовки. Для этих целей можно создать специальные папки, в которых дети будут отражать полученные в результате экспериментирования знания.

Уголок природы и экспериментирования должен постоянно пополняться новыми различными материалами и оборудованием. Дети должны иметь доступ к нему и возможность в свободное время провести интересующий их опыт. В помощь для самостоятельной экспериментальной деятельности детей желательно создать картотеку опытов с изображением схем-алгоритмов опытов, с которыми дети познакомились в результате проведённой непосредственной образовательной деятельности.

Работа с родителями воспитанников включает в себя:

- оформление папок-передвижек и консультаций для родителей по данной тематике;

- проведение мастер-классов по опытно-экспериментальной деятельности;

- привлечение родителей воспитанников к пополнению уголка природы и экспериментирования различными природными материалами и новым оборудованием.

Мой педагогический опыт показал, что положительный результат в работе с родителями в этом направлении даёт активное использование Интернет-ресурсов.

Грамотно составленное календарное планирование является залогом успеха. Однако весьма важно осуществлять педагогическую деятельность опираясь на интересы и потребности детей на сегодняшний день. Таким образом множество интересных для детей опытов и экспериментов зарождается в процессе повседневной педагогической деятельности: в режимных моментах, в сюжетно-ролевой игре, в свободной деятельности детей.

Педагог должен внимательно следить за действиями детей и, если возникает какой-то вопрос, проблемная ситуация, не торопиться давать готовый ответ, а предложить детям поразмышлять самостоятельно. Роль педагога здесь в том, чтобы направлять и координировать мыслительную деятельность детей, заинтересовывать и подводить к желанию провести опыт или эксперимент.

Приведу несколько примеров из своей практики:

1. Готовясь к завтраку, дети заинтересовались, почему масло в кастрюле с кашей плавает сверху. Этот вопрос дал мне повод показать ребятам эксперимент с водой и растительным маслом, который убедительно показывает, что растительное масло легче воды и поэтому масло всегда всплывает вверх, а вода остаётся снизу. Далее появилась идея подкрасить воду, налитую в прозрачную пластиковую банку, акварельной краской, добавить в нее растительное масло и опустить изготовленный специально для этой цели маленький кораблик из пенопласта с небольшими металлическими грузиками (соотношение материалов необходимо подобрать так, чтобы кораблик тонул в масле, но не тонул в воде). К восторгу детей в банке получилось настоящее море! С большим интересом дети наблюдали и штиль, и шторм. При этом неизменно после каждого шторма синяя вода опускалась вниз, а прозрачное масло всплывало наверх. Это наглядное пособие было помещено в уголок природы и экспериментирования. Через неделю мы с ребятами заметили, что кораблик начал тонуть (пористый пенопласт вобрал в себя воду). Так появилась идея для следующего эксперимента: взвешивание сухих и мокрых различных материалов (картон, ткань, песок, камни и т.п.).

2. Арина потеряла металлическую заколку для волос и очень расстроилась. Все ребята принялись помогать в поисках потерявшейся вещи. Спустя некоторое время мы обнаружили, что заколка упала за прикрученную к стене тумбочку. Достать рукой её было невозможно. Обсудив проблему, было принято решение достать её при помощи магнита, привязанного к верёвочке. Но ко всеобщему удивлению оказалось, что заколка не магнитится. Так дети узнали, что магнит притягивает только определённые металлы.

3. Во время сюжетно-ролевой игры «Кафе» дети заказывали различные блюда и напитки. Многие предпочли кока-колу, и я обратила внимание детей на то, что кока-кода – очень вредный для здоровья напиток. Для того, чтобы убедить в этом ребят, мы провели серию опытов с этим напитком:

  1. Бросали для сравнения в воду, и в кока-колу ржавые гвозди (кока-кола разъедала ржавчину);
  2. Оставляли в стакане с кока-колой и с водой на сутки кусочки различных продуктов (в кока-коле они темнели и распадались);
  3. Опускали выпавшие молочные зубы в кока-колу и в воду (в кока-коле зуб темнел и через несколько дней трескался).
  4. Оставляли стакан с кока-колой для естественного испарения, чтобы продемонстрировать, как много сахара она содержит (на дне стакана оставался вязкий сироп).

В результате проведённых опытов ребята осознали насколько вреден для их зубов этот напиток. Мы побеседовали на тему сохранения здоровья зубов. И заключительным звеном этой цепочки экспериментов был проведен опыт с куриным яйцом. Мы обработали одну половинку яйца зубной пастой и опустили яйцо в воду с добавлением большого количества лимонного сока. Незащищённая зубной пастой скорлупа после воздействия лимонной кислоты стала мягкой.

Таких цепочек различных экспериментом и опытов, зарождающихся в процессе нашей повседневной жизни в группе, можно придумать очень много. Их ценность в том, что они не оторваны от жизни, а иллюстрируют явления, с которыми сталкиваются дети в данный момент.

Таким образом планирование опытно-экспериментальной деятельности должно быть очень гибким и проводиться не только по заранее упорядоченной педагогами схеме, но и дополняться опытами, идеи для которых возникают спонтанно в результате повседневной детской деятельности.

Выше обозначенный подход к организации экспериментирования позволяет поддерживать у детей постоянный интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность и творческие способности детей, учит решать различные проблемные ситуации и делать выводы, что является залогом успешного дальнейшего обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блонский П.П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч.-исслед. ин-т психологии. – М.; Л.: Гос.-соц.-экон. изд-во, 1935.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
  3. Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС тема: «Свойство магнита – притягивание»

создание условий для развития любознательности детей в процессе детского экспериментирования....

Требования программы к организации детской опытно-экспериментальной деятельности.

Консультация отражает основные требования к организации детской опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей....

Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС.

В этом материале описан опыт работы по экспериментальной деятельности в детском саду....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

quot;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения"  К.Д. Ушинский...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...