Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
опыты и эксперименты по окружающему миру

Чеботарева Людмила Александровна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»

Тема«,Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста »                                         

     

Воспитатель; Чеботарева. Л.А

Цельпредставление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

  Задачи:

– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

-представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

 

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

 

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.          

 

Актуальность: Данный мастер класс может быть интересен педагогамработающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательская деятельность  детей. Педагог,использующий 

экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер- класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер- класса должен будет провести и определить свойства материалов.

Участники мастер-классаПедагоги ДОУ.

 

Оборудование:

 

Информационный носитель, разные емкости для воды, пресная  вода, подносы, апельсины,  предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит, салфетки, краски.  молоко, моющие средство, ватные палочки.

Содержание:

 

 

1. Определение понятия детское экспериментирование.                                                                                                                              

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

 

Ход мастер-класса:

 

Теоретическая часть

Мы собрались сегодня ,в этом месте

Чтоб вспомнить, что в душе мы все же дети,

Для радости общения и моря впечатлений.

Что, как, зачем и почему – детишкам интересно,

Когда немного подрастут, им станет все известно,

Ну а пока о детворе от 3 и до 7,

Без взрослых на вопросы им, ответов не найти,

Увидеть и услышать и маме рассказать,

А главное попробовать все сделать, и понять….

 

 И так тема нашего мастер-класса: «Детское экспериментирование»

 

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?-

-Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах? На эти вопросы я искала ответы. В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов которого, является экспериментирование. Я стала включать в образовательную деятельность элементы экспериментирования. И уже на сегодняшний день, оценивая результаты своей работы, сделала вывод, что экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Поэтому мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в  ребенок хочет познавать  «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», говорит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.?

Продолжая работать в этом направлении и выбрав тему по самообразованию «Исследовательская деятельность в детском саду» я изучаю теоретические и практические материалы, методику проведения образовательной деятельности в форме экспериментирования, создаю предметно-развивающую среду в группе для проведения простейших опытов и экспериментов.

В исследовательской деятельности ребята с желанием и интересом выбирают самостоятельно объект для эксперимента, подбирают методы исследования.

Опыты подбираю простые, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые, болтики, магниты и др. Эксперименты я провожу коллективно, всей группой, но дети также любят индивидуально, самостоятельно организовывать эксперименты в мини-лаборатории. В группе создан исследовательский уголок. При оборудовании уголка учитывала следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья
  • достаточность
  •  доступность расположения.

Для поддержания интереса у детей я использую сказочного персонажа – Любознательная кошка», и самые главные фиксики (это два больших болтика), которые живут в уголке экспериментирования. Наши герои вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, приносят ребятам удивительные истории, интересные вещи. Экспериментирование я использую в различных сферах детской деятельности. Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Угадай на вкус»«Чудесном мешочке» или «Что в коробочке», в восторге от игр «Узнай по запаху».

Давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии  дошкольника?- это

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интересаразвитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности)

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.

Вашему вниманию предлагаю небольшую картотеку игр с водой, «Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

image

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается

В одну ячейку.в две.

                                                             «Выжми мочалку»image

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

 

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

 

 

                                               «Кораблики» image

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

 

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

                                                                       «В час по чайной ложке»

                                                                                                 image

Необходимый инвентарь: налейте 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

                                                                  Дождик»image

Необходимый инвентарь: лейка.

 

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

                                                                                                     image

Игра способствует развитию речи.

 

 

 Картотеку опытов и экспериментов.

Вода

Опыт № 1 «Свойства  воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

image
 

 

 

 

 

Опыт № 1 «Свойства Воздух
воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в imageпомещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
 

По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами.

На слайде представлены слова:

Как вы думаете, какое последует задание?

- Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.

Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Вам необходимо определить его последовательность.

Примерный алгоритм проведения экспериментирования.

  1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
  2. Определение вида ОД.
  • Констатирующие (позволяют увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
  • Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы исследовательской деятельности.

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные).

5. Подготовка пособий и оборудования.

Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.

Примерная структура эксперимента:

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщения

Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить, что одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поэкспериментировать.

На Темы;

-Всё ли притягивают магниты?

- Намагничивание

-Цветной взрыв в молоке

-Можно ли заставить апельсин опуститься на дно?

 

Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!

Опыт 1                                                                                                         image

Заставить апельсин опуститься на дно?

 

 

- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.

Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином?

Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. — Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? — Сделаем вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Опыт 2

    image

 Всё ли притягивают магниты

.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

 

«Намагничивание»

Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она тоже притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
Почему скрепки не рассыпались?
Почему так произошло: они намагнитились (они превратились в магниты).
Вывод: под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали временами магнитами.

 

Опыт 3

Для начала мы налили в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой.

Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.

После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.

Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать! А далее начинается самое интересное – ребенок с восхищением наблюдает, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Ребенок в восхищении от волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.

 

Вывод опыта с молоком: средство для мытья посуды или жидкое мыло (смотря чем вы пользовались при создании опыта) разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке.

 

 

 

Заключительная часть

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы и минусы детского экспериментирования. Я свой выбор сделала давно.

Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить. Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать и познавать”.

 

 

Авторы: Л.Н. Менщикова. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.