Исследовательская деятельность в детском саду
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевченко Любовь Евгеньевна

 

Большинство ДОУ в настоящее время не располагают специальным оборудованием для организации наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды. Поэтому в этой работе предложены достаточно простые методы, вполне доступные детям, не требующие дорогого и сложного оборудования.

Организуя исследовательскую деятельность дошкольников, я поставила перед собой задачу познакомить детей с доступными методами исследования: умениям сбора первичной информации; их ориентирования; сопоставления полученных результатов исследования с целью научиться выявлять изменения в состоянии природных объектов в результате воздействия людей; делать доступные выводы и оценки.

Так же мы с детьми провели изучение оценки загрязнения воздуха города, так как загрязнение воздуха твердыми частицами пыли наиболее заметно и легко улавливается при наблюдениях. Для изучения степени запыления был взят отрезок широкой прозрачной липкой ленты, которая используется для канцелярских целей. Отрезок длинной 50 и шириной 35 миллиметров приклеивался к фанерной карточке, в центре которой было проделано круглое отверстие. Площадь отверстия для всех карточек была одинаковой. Нетронутая клейкая часть пленки находилась против отверстия и была доступная для атмосферного воздуха. Тестовых карточек изготовили три штуки: для групповой комнаты, раздевалки и на детской площадке. В местах, выбранных для наблюдения, закрепили тестовые карточки клейкой стороной кверху. Затем, снятые образцы ленты сравнивали друг с другом и визуально определяли интенсивность запыления воздуха. Выяснилось, что наиболее запыленными оказались раздевалка и групповая комната.

Так же мы наблюдали за атмосферными осадками зимой. Детям было объяснено, что степень загрязнения атмосферы отражается в составе выпавшего снега, поскольку снежинки, падая в воздухе, фильтруют и очищают атмосферу приземного слоя. Низкие температуры в толще снега в холодный период года не создают условия для миграции подвижных элементов и их соединений.

Таким образом, можно легко определить тип самых распространенных загрязнителей воздуха и что данные о накоплении снега, о длительности существования снежного покрова позволяют судить о снеге, как о важном факторе городской среды. Толщину снежного покрова измеряли непосредственно школьной линейкой, замеры делали в разных точках: на площадке группы, и на территории прилегающей к ДОУ. Затем был проведен анализ проб снега, взятого на различных территориях. Дети были предварительно познакомлены с инструкциями исследования (Слайд 2):

а) проба снега должна быть отобрана на всю глубину снежного покрова;

б) проба должна быть достаточно большой до 1 л талой воды, что при весе свежего снега около 0,2 г/м3 составляет примерно 5 л снега;

в) посуда, в которой будет таять проба снега, должна быть чистой.

Неотъемлемой частью исследования явилась экскурсия в лесопарковую зону, где была проведена оценка состояния лесопарка: частоты сети тропинок, обилия мусора на территории лесопарка и кострищ.

При оценки сети дорожек и тропинок мы обращали внимание не только на дорожки с твердым покрытием, но в большей степени на сеть мелких тропинок. Дети отметили, что в случае ухудшения проходимости по одной из мелких тропинок, люди просто выбирают другую, обычно в 5-7 м от первой. Таким образом формируется стихийная "пешеходная зона", которая представляет собой полосу шириной в 15-20 м. Таким образом мы выяснили, что такая полоса открытого грунта теряет привлекательность для посетителей лесопарка, они выбирают себе новые маршруты, и все повторяется сначала, что усиливает общее воздействие на почвенно-растительный покров.

Наличие бытового мусора на территории резко снижает привлекательность отдельных участков для посещения. Состав бытового мусора, отмеченного нами в лесопарковой зоне не особо отличается от обычного городского мусора. Преобладают алюминиевые банки, пластиковые бутылки, фольга и пластиковая упаковка с металлическим напылением. Так же часто встречаются пластиковые одноразовые стаканчики, стекло, бумага, консервные банки, сигаретные пачки. Металлическая упаковка разлагается за несколько лет, особенно при условии обжигания в костре и последующем захоронении в глубину почвы, бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, полиэтиленовый пакет около 200 лет, стекло свыше 1000 лет.

По итогам исследования были составлены памятки. (Слайд 3, 4, 5)

Хорошо понимая, что изучение экологии города должно быть разносторонним, мы решили использовать, согласно возрастным особенностям детей, экологические проекты и ролевые игры.

Экологический проект мы назвали "Заметки домовенка Кузи". Решили, что Кузя следит за чистотой своего дома и окружающей территории. Он оставляет заметки для жителей своего дома. Детям было предложено от имени домовенка Кузи раздать обращения к жителям дома или развесить в своих подъездах. Заметки получились разные (Слайд 6).

Дети были рады, когда жильцы домов откликались на просьбы домовенка, наводили порядок в своих подъездах.

Итоговым занятием по изучению экологии города стала ролевая игра "Строим экоград". Считаю, что это один из перспективных и увлекательных методов изучения детьми экологии города.

Целью этого мероприятия было воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе освоения социальной городской среды:

а) формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

б) формирование представлений и элементарных знаний об экологии города;

в) адаптация ребенка к городской среде, формирование навыков экологически грамотного поведения в городе.

Детям было предложено нарисовать небольшой городок, экологически чистого, удобного и комфортного для жителей. Они должны были обосновать и публично защитить свой проект. Для этого дошкольники были объединены в группы специалистов – архитекторов, строителей, транспортников, озеленителей, и т. п. Перед каждой группой специалистов была поставлена цель и конкретные задания. Выполняя задания, дети разрабатывали свою часть общего проекта экограда: беседовали с родителями. На заключительном этапе игры состоялась защита проекта. Прошла она интересно, ребята проявили выдумку, каждый отстаивал свое мнение и предложения, тем самым были предложены права и обязанности горожан "Экограда" (Слайд 7).

По результатам ролевой игры можно подвести предварительные итоги:

  • У участников игры значительно вырос интерес к экологическим проблемам, конкретно к проблемам своего города.
  • Выросло уважение к городским профессиям.
  • Проявился дух коллективного творчества.
  • По окончании ролевой игры стала очевидна важность проекта: каждый участник мог почувствовать значимость выбранной профессии, умение применять ее для решения конкретных экологических проблем родного города.

 

Заключение

 

Разработанная мною программа по изучению окружающей среды города дошкольниками в процессе исследовательской деятельности показало, что дети познакомились с городским мониторингом, достаточно хорошо усвоили несложные методики изучения состояния окружающей среды, стали интересоваться экологическими проблемами города, обращать на них внимание и предпринимать меры по их устранению. В процессе проведенных бесед, экскурсий, занятий они убедились в том, что состояние окружающей среды непосредственно влияет на состояние здоровья людей. И что самым эффективным действием каждого жителя города и всех людей нашей планеты в целом по улучшению экологических условий является активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.

Для достижения целей экологического воспитания (в том числе по экологии города) необходимы не только поиски новых форм и методов обучения, но и тесный контакт и координация деятельности ДОУ и экологически ориентированных учреждений дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konfkrentsiya_22.03.18_g.ekologiya_goroda_-_original.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология города и её изучение в ДОУ. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дельфиненок» № 55 Шевченко Любовь Евгеньевна.

Слайд 2

Инструкция для исследования снежного покрова: а) проба снега должна быть отобрана на всю глубину снежного покрова; б) проба должна быть достаточно большой (до 1 л талой воды, что при весе свежего снега около 0,2 г/м3 составляет примерно 5 л снега); в) посуда, в которой будет таять проба снега, должна быть чистой.

Слайд 3

Экологические памятки для детей. Воздух: если в твоем городе (районе) находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможные неприятности, например, аварии; не заниматься физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов; не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен; не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть; не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог; разводи комнатные растения, которые очищают воздух, деревья, кустарники и цветы также очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух и кондиционер; попроси взрослых не курить в помещении.

Слайд 4

Вода: нельзя купаться возле промышленных стоков; если ты живешь недалеко от предприятия-загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор; пей только кипяченую воду; очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.

Слайд 5

Продукты: не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, мусорных свалок, заводов; перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде; не ешь продукты, у которых истек срок хранения; все приобретаемые продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

Слайд 6

Заметки домовёнка Кузи. «Домовенок Кузя бесконечно рад чистоте в нашем подъезде! Спасибо Вам, дорогие жители, за такое отношение к нашему дому!» «Домовенок Кузя сегодня плакал над мусором на лестницах нашего подъезда! Не огорчайте Кузю.»

Слайд 7

Экоград – город будущего, где все жители здоровы и дружны между собой. Обязанности горожан: - соблюдать чистоту воды, воздуха и почвы, правильно размещать заводы и фабрики с обязательными очистными сооружениями; - украшать дворы и улицы зелеными насаждениями; - заботиться о красоте зданий, детских и спортивных площадок; - не разрушать жилища животных Экограда, создавать питомники для бездомных животных. Права горожан: - проводить свой отдых в парках и скверах города, в лесу, на берегах рек и озер; - создавать экологические патрули для проверки сохранности природной среды; - участвовать в акциях, направленных против загрязнения окружающей среды, работать в комитетах и общественных организациях по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Исследовательская деятельность в детском саду.

дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение впроблемной ситуации. задача педагога...

Исследовательская деятельность в детском саду

Проект исследования свойств картофеля и картофельного крахмала...

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, включающие экспериментальную и исследовательскую деятельность (старшая - подготовительная  группа) проводятся в группе ОНР с учетом особенностей ...

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...