конспект НОД "Муравьи - санитары леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

                                             Безусова Инга Зинатуловна

Гнатишина Татьяна Александровна

МАДОУ «Волшебница»

г. Лабытнанги, 2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

Образовательные задачи:

расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.

Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Развивающие задачи:

развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях»,

- беседы,

- рассматривание картин, иллюстраций «Насекомые»,

- заучивание стихотворений, пословиц,

- отгадывание загадок,

- дидактические игры: “Собери картинку из частей”

- экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья»,

- знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».

Материал:

- аудиозапись «Звуки леса»;

- разрезные картинки;

- частично разрушенный муравейник;

- иллюстрации насекомых;

- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».

Работа со словарём:

- активизировать словарь: личинка, труженики, муравьиная кислота.

- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.

Ход НОД

I.Организационный момент. Вступительное слово. (2 мин)

Воспитатель: здравствуйте,  ребята! Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Ответы детей

Воспитатель: правильно. Мы с вами снова отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его маленькими обитателями – насекомыми.

Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи 
Дружно строят … 
(Муравьи).

Ответы детей

Воспитатель: как ты догадался (имя ребенка)?

Правильно, мы сегодня вспомним о знакомых вам насекомых, и узнаем, почему муравьёв называют «Санитарами леса».

Но сначала я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно собрать  картинку целого муравья из нескольких карточек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.  Подходите к столам. Готовы? Начали!

II Дидактическая игра «Собери картинку».  (2 мин.)

Дети выполнили задание.

Воспитатель: у всех  получился целый муравей? Не у всех, а почему? Почему вы считаете, что у вас получился? Докажите, объясните мне, пожалуйста, что на картинке у вас именно муравей,  именно, то, что муравей насекомое? По каким  признакам вы догадались?

Ответ детей: потому что у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, у некоторых крылья. И у нас на картинке у муравья 6 лап, три части тела: голова, грудь, брюшко.

Воспитатель: «У вас не совсем получился муравей, почему?»

Ответ детей: потому что у нашего муравья не 6 лап, а 4.

Воспитатель: на земле великое множество насекомых (1500000 видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.

Для того, чтобы я поняла, насколько хорошо вы знаете насекомых, давайте поиграем. (2 мин)

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, вертолет, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина,  тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам».

Замечательно вы назвали многих насекомых, спасибо.

III. Рассказ нового материала (12мин)

Воспитатель: 

Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты.

(Муравейник)

Ребята, а где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник?

Ответ детей.

Воспитатель: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это  прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Даже есть  «солярий», это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. Есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинки). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Воспитатель показывает муравейник, частично разрушенный.

Воспитатель:  а вот и дом муравья – муравейник, только его кто – то сломал.

Дети находят разбросанные спички, палочки, веточки.

Воспитатель: кто же это сделал?

Ответы детей: (мальчишки, медведь разворотил, он есть хотел, ураган, налетел).

Воспитатель: давайте, скорее, построим новый домик для муравья и его друзей.

Дети складывают палочки, строят домик.

Воспитатель: ребята, кого поставим для охраны? Давайте придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых возьмем?

Дети собирают из разрезных картинок волшебное (фантастическое, несуществующее) насекомое и придумывают ему название.

Физкультминутка «Муравей»  (2 мин)

От  друзей  муравьишка  отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем  

                                                          головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал,   
бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал,    
прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло,       
присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно,    
обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,     
берёмся за руки ,раскачиваем их вверх –

                                                            вниз. 

Да-да-да!                                        
Муравьишку домой  привели, 
Да-да-да!

Воспитатель: отдохнули?  Продолжим с вами, ребята узнавать что-то новое:

Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.   Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают.

Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему?

Ответ детей.

Воспитатель: муравьёв называют    «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птица – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. Эта кислота называется, как вы думаете как?

Ответы детей

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется - муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Я хочу, поиграть с вами еще в одну  интересую игру, которая называется «Кто в избушку проникнет?» - она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем?  А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми.

Словесная игра «Кто в избушку проникнет?» (3 мин)

Слушайте: стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни звери, ни птицы, лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что в ней находится. Первым проползло насекомое, в названии которого был звук «к» (стрекоза, комар, мотылек). Затем насекомые со звуком «л» (пчела, шмель). Затем со звуком «у» (муха,  жукмуравей). Следом проползли насекомые со звуком «б» (бабочка, божья коровка). Оказались все они в избушки. Видят, стоит стол и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Напились чаю, истории стали друг другу рассказывать. А потом домой расползлись

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

Ответы детей

Воспитатель: мне очень понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Муравьи – санитары леса Авторы: Безусова И.З. Гнатишина Т.А. г. Лабытнанги 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Конспект НОД "Муравьи- санитары леса"

Материал способствует углублению знаний детей о муравьях, их образе жизни; воспитывает бережное отношение к природе....

Конспект занятия тема Птицы - санитары леса

Конспект занятия  тема Птицы - санитары леса...

Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Муравьи — санитары леса» (старшая группа).

Цели:-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;-воспитывать бережное отношение к муравьям.м...

План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"

Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни....

Конспект НОД «Муравьи – санитары леса»

Группа: Старшая группаТема: «Муравьи – санитары леса»Цель:Дать понятия воспитанникам о муравьях и их среде обитания.Задачи- продолжить формировать знания  детей о насекомых- угл...