Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Орлова Наталья Николаевна

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muravi_zanyatie_d.s..doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»

Ступинского муниципального района


Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

в старшей группе

           «Муравьи – санитары леса»

                                                   Воспитатель:

                                                       Орлова Наталья Николаевна

                       Программные задачи

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям

- воспитывать любовь к природе

Образовательные:

- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни

- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Работа со словарём:

- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики

- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.

                           Материал:

 - демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».

                    Предварительная работа

- чтение художественной литературы,

- беседы,

- рассматривание картин, иллюстраций,

- заучивание стихотворений, пословиц,

- отгадывание загадок,

- дидактические игры.

                                  Ход занятия

Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:

    Город, в котором жильцов миллион,

    Город, в котором всего один дом.

    Город за деревом спрятался с юга,

    Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.

 Вопросы для обсуждения:

- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)

- Как устроен муравейник внутри?

(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)

- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)

- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)

- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы.  По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются  в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком,  засыпают.   Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».

Вопросы для обсуждения:

- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?

- Как муравьи поняли, где стоит варенье?

-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?

Итог занятия.