Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muravi_zanyatie_d.s..doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»
Ступинского муниципального района
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
в старшей группе
«Муравьи – санитары леса»
Воспитатель:
Орлова Наталья Николаевна
Программные задачи
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям
- воспитывать любовь к природе
Образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни
- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память
-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.
Материал:
- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»
- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».
Предварительная работа
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.
Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)
- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)
- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)
- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)
- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)
Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».
Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?
- Как муравьи поняли, где стоит варенье?
-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?
Итог занятия.