конспект экспериментальной деятельности "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Прошлякова Ирина Викторовна

познакомить со свойствами воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект по экспериментированию «Вода»

                                                   Цель:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды (без цвета, без запаха, не имеет вкуса)
  • Познакомить с круговоротом воды в природе.
  • Развивать память, внимание. Логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать,  сравнивать,  обобщать,  делать выводы.
  • Формировать интерес к проведению опытов.
  • Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнения других, отстаивать собственное мнение.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Материалы и оборудование: Глобус, яблоко, рисунок на доске «Круговорот воды в природе». Для проведения опыта с водой: одноразовые тарелочки, губки. Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и молоком, кусочки сахара, чеснока, пуговицы.

Предварительная работа:

  1. Работа детей с глобусом, нахождение на нем океанов.
  2. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
  3. Проведение экспериментов с водой.
  4. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  5. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
  6. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
  7. Наблюдение за водой на прогулке.

                                      Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду.Я сразу поняла, что эта посылка адресована вам. Давайте посмотрим, что в не лежит. А в ней письмо, Дети, нам предлагают отправится в путешествие, но не простое, а по научной лаборатории. А начнем мы наше путешествие с загадки, послушайте внимательно:

 На нём уместилась, вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля. И северный полюс, там тоже найдёшь, а если захочешь — В руках унесёшь. (Глобус)

В.  Что такое глобус? Это модель Земли.

В.  Как вы понимаете – модель земли?  Земля в уменьшенном виде.

В. Какого цвета больше всего на глобусе? Голубого.

В. Что означает голубой цвет на глобусе?  Это вода (моря, реки, океаны).

В. Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

-  Знаете ли вы, как называются самые большие голубые участки на глобусе? (Океаны)

В. Знаете ли вы названия океанов? Сможете показать их на глобусе?

 Тихий океан, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

В.  Как образуются океаны? (Ручей-речка-море-океан)

В. Скажите, вода нам нужна?  Для чего она нам нужна? Сможет ли человек прожить без воды? А растения и животные, им нужна вода?

В. Как вы думаете, почему вода не кончается, если мы - люди и животные так много ее используем?

В. Круговорот воды в природе (на доске нарисован круговорот воды в природе, дети дорисовывают его с воспитателем). Итак, представьте, что это море, все видят? Так вот в этом море сестрички капельки резвятся и играют, их там много-много. Солнышко пригрело, лучиками своими засветило и сестрички капельки поднялись вверх, в виде пара. Но воздух на верху (на небе) холодный, поэтому капельки пара превращаются в капельки воды, потом собираются в лёгкие облака, которые собираются в большую тучку и в этой тучке капелькам становится тесно, и они падают вниз в виде дождя. Капельки спускаются вниз, поливают землю, растения и затем переливаются обратно в водоём. И всё это называется круговорот воды в природе.

Мы идем в лабораторию.

В лаборатории нас встречают лаборанты, обращаем внимание на их одежду (белые халаты) Лаборанты проводят опыты.

Опыт 1. «Круговорот воды в природе». Перед вами стоят тарелки, в тарелках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко). А теперь наберите чуть-чуть воды, так, чтобы губка впитала капельки воды. Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давайте посмотрим, как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? (дождь) Капельки снова из тучки спустились вниз.

 Из этого можно сделать вывод (какой) что с помощью губки мы с вами понаблюдали. Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.

В.  Бывает в море плохая погода? Как она называется? (шторм)

Л. Давайте мы с вами устроим  маленький шторм в стакане воды.

Опыт 2«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

 Физминутка.

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись,

Раз-два, три-четыре, вот как славно освежились,

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно.

Вместе-раз, это-брасс, одной рукой-кроль.

Все как один, плыли как дельфин.

Выплыли на берег крутой и отправились домой.

Опыт 3 «Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 4 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 5 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Итог занятия

 Как  путешествие воды называется в природе? Какие свойства воды вы узнали? Что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? (Опыты) Какие опыты мы с вами проводили? Как мы будем относиться к природе? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства вода" для среднего дошкольного возраста.

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды." Для среднего дошкольного возраста....

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект экспериментальной деятельности «Кислород атакует»

-дать представление о том, что кислород нужен всему живому на земле, что он участвует во многих химических процессах в окружающем мире-учить делать простейшие опыты с кислородом-закреплять предс...

Конспект экспериментальной деятельности "Волшебница-Водица"

Конспект экспериментальной деятельности "Волшебница-Водица"...

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Конспект экспериментальной деятельности во II младшей группе №1. Тема: «Волшебница-вода».

Знакомство со свойствами воды: прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха....

Конспект экспериментального занятия по развитию познавательных способностей на тему: « Знакомство с лягушкой».

Конспект экспериментального занятия по развитию познавательных    способностей  на тему: « Знакомство с лягушкой»....