Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пименова Елена Александровна

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии для детей средней группы

 «Гости весеннего леса»

Цель: расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах

Задачи: 

Образовательная: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны; закреплять знания детей о птицах, особенностях внешнего вида, питание.

 Развивающая: развивать интерес к изучению жизни птиц; развивать, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.

Материал: стакан с водой, камешки, изображения скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, звуки голосов птиц.

Интеграция  образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать? (да)

- Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?    (весна)

- Правильно! Почему? Как вы догадались, что это весна? (По весенним признакам!)

- Да, ребята, к нам так торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы еще знаете?

- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

- Тает снег.

- Проявляются первые проталины.

- Бегут ручьи.

- Начинается весёлая, звонкая капель.

- Прилетают птицы из тёплых краёв.

- Ребята, молодцы, много признаков весны назвали. Мы все радуемся весне, а давайте поиграем с пальчиками .

«Весна пришла»:

Весна пришла по снежному,                  (Дети пальчиками идут      

По влажному ковру.                               по другой ладошке)

Рассыпала подснежники,                       (Растопыривают пальцы)

Посеяла траву.                                       (Соединяют пальцы)

Теперь зовёт со всех концов:                  (Руки согнуты в локтях)

Гусей, стриж ей и аистов,

Кукушек и скворцов           (разгибают пальцы)

- Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Их песни слышны по всюду.       (Птицы.)

- Верно, это птицы. С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Что бы вам было легче найти ответ, посмотрите на картинку.

(Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья». Их тело покрыто перьями, а друзья потому, что помогают)

- Правильно, тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. А ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас. Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе.

-Почему птиц, которых прилетают к нам весной называют перелетными? (прилетают потому что).

- Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Ребята, а зачем птицы улетают, когда становится холодно? ( нет еды, холодно).

- Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. Чем питаются перелетные птицы? (насекомыми)

- Верно, потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. А все перелетные птицы, являются насекомоядными. Они едят в большей степени только насекомых, т.к их клюв  приспособлен только для насекомых.  А почему они возвращаются обратно? (ответы детей)

- Я вам сейчас расскажу, почему птицы с наступлением весны прилетают.   Птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Они выводят потомство только на родине. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

- А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям? (Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.)

- Да, ребята, друзей надо беречь. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев.

- Ой, ребята, я же совсем забыла.  Меня же попросили передать вам письмо. (ищу в сумке). Вот оно. Давайте я помогу вам прочитать. (открываем письмо, читаем)

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Карлуша из весеннего леса.  Я слежу за порядком в лесу, со всеми  дружу и все про всех знаю. К нам, наконец – то,  прилетели все друзья – птицы, но вот уже который день я не слышу ни  одной песенки. Они перестали петь,  в лесу стало тихо и грустно.  В лесу я встретила  дедушку Лесовичка.  Он мне рассказал, что случилось. В лес наведалась злая  колдунья  и заколдовала всех птиц. Ну а чтобы их раскалдавать необходимо выполнить разные задания. Я прошу вас помочь мне. Без вас мне не спасти  наших пернатых друзей».

- Ребята, что же будем делать? (поможем)

- Я тоже думаю, что им необходимо помочь. Ну что же, ребята, нам необходимо скорее  отправляться в путь. Вы готовы? (да)

- Но прежде чем отправиться в лес, я хочу узнать , знаете ли вы правила поведения в лесу?( Да.( Не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки и деревья, не мусорить))

- Молодцы, тогда в путь! Встаем все за мной.

(Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.)

Собирайся, детвора,                                          Хлопают в ладоши

Весна зовёт: « гулять пора!»

Будем по лесу гулять                                         Шагают

Чистым воздухом дышать                                   Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём                                 Ходьба на носочках

В маленькие лужицы                                          Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём                                        поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти                                         Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна !                                       Взмахи руками,

Трещат сороки- белобоки:                                    имитация полёта птицы

- Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

На поляну мы пришли!                                         Ходьба

- Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Посмотрите, а вот и конверт с заданиями!  Ребята, давайте её скорее прочитаем:

1 задание: Скажите,  какая птица прилетает первой из теплых краев? 

Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. (Сначала прилетают грачи!)

- Верно, сначала прилетают грачи. Посмотрите, это грач. Давайте рассмотрим и опишем его. Присаживайтесь все на стульчики.  

- Что есть у грача? (туловище, хвост, крылья, клюв, глаза)

- Верно, молодцы. А какого он цвета? (черного)

- Правильно. На какую птицу похож грач? (на ворону)

- Правильно, грач внешне похож на ворону. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые. Как можно различить грача от вороны? (грач чисто черный, ворона – черно – серая).

- Верно, они отличаются окраской. А еще  грач – это перелетная птица, а ворона зимующая.

(слышно пение грача). Ребята, вы слышите? (да).

- Грач от радости начал петь, мы его раскалдавали. Идём дальше спасать птиц.

- Вот и второе письмо.

2 задание: Помогите скворцу напиться!

- Вы узнаете, что это за птица? (нет)

- Я вам сейчас о ней расскажу. Это – скворец.  Они прилетаю позже, чем грачи. Ребята, опишите скворца, какой он.( ответы детей)

- Посмотрите, скворец имеет острый и длинный клюв, который немного согнут вниз. Стоит отметить, что клюв этой птицы, словно хамелеон, меняет цвет: когда наступает брачный период, то он приобретает желтый цвет, в остальное время он имеет черный окрас. Оперение птицы имеет черный с металлическим отливом окрас, например: зеленоватый, фиолетовый, бронзовый или слегка синий. Как правило, весной скворцы линяют и «одеяние» меняется на бурое. Длина хвоста небольшая. Лапки у скворцов имеют коричнево-красный цвет.

- Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, скворец хочет пить. Давайте поможем ему  напиться, он не достаёт клювом до дна.( Давайте.)

- Что нужно сделать, чтоб вода поднялась? (бросить камушки)

- Верно, у нас есть камушки. Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И скворец  теперь может напиться.

- Какие вы молодцы. Пойдем дальше? (да)

- Вот и снова конверт, откроем? (да).

3 задание! Найдите каждой птичке, которая прилетела с юга свой домик!

- Ребята, как я уже говорила,  что каждая птичка весной возвращается на своё место, свой дом! После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (нет). (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта.).

- Поможем птицам поселиться по своим  домикам? (да)

- Хорошо, сейчас я буду читать стихотворение, а вы исправляйте.

(Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

                                             (грач - пашня)

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.            

                                           (ласточка – гнездо под крышей дома)

3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.    

                                           (скворец - скворечник)

4. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.    

                                          (журавль - болото)

- Молодцы, ребята и с этим  заданием вы справились!!!

- Давайте еще раз посмотрим, каким птицам мы помогли. (называем каждую птицу)

 -  Ребята, вы слышите?(да) .( Звуки птиц)

 - Как  много птиц уже запело.

- Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Давайте возьмем  друг друга за руки и закроем глаза, послушаем прекрасное пение лесных птиц! И вздохнем чистый весенний воздух!

- Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы идем и в детский сад мы придем! (имитируют движения)

Друг за другом мы пойдём                                 Ходьба на носочках

В маленькие лужицы                                          Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём                                        поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти                                         Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

- Вот и пришли мы с вами в детский сад.

- Ребята, а вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? (да)

 - Давайте вспомним, что вы узнали сегодня ? (ответы детей)

- Мы у весны узнали о перелетных птицах. Они улетают в теплые края, там много насекомых, но они не вьют гнезда, птенцов не выводят и только, когда прилетают на родину выводят свое потомство.

- Молодцы, ребята! С весной вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто заблудился в лесу? Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе

ИОД в средней группе в области познание, коммуникация (развитие речи, ознакомление с окружГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 17 комбинированного видаКировског...

Конспект тематической прогулки "Весенний разгуляй" (средняя группа)

Тематическая прогулка к празднику Масленица....

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "В весеннем лесу"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природным и социальным окружением, развитию речи.Предназначено для детейсредней группы....

Конспект интегрированного досуга с детьми средней группы по речевому развитию на тему « Путешествие по зимнему лесу».

Конспект интегрированного досуга с детьми средней группы по   речевому развитию на тему « Путешествие по зимнему лесу»....