Проект"Осень Золотая", в рамках реализации преемственности Детский сад-Школа
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Иванова Мария Петровна

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. В данной статье раскрывается содержание преемственности между школой и детским садом.  В проекте представлены краткий ход мероприятия с  воспитанниками  старшей группы деского сада  и  учащимися 3-Б класса ГБОУ школа №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в 21 веке, и очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. 

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

На сегодняшний день ребенок «на выходе» из детского сада должен обладать не только набором определённых знаний, а следующими интегративными качествами личности:

физически развитый

любознательный, активный

эмоционально отзывчивый

овладевший средствами общения со сверстниками и взрослыми

способный управлять своим поведением и планировать свои действия

способный решать интеллектуальные и личностные задачи

имеющий первичные представления о себе

Понимая значимость выше сказанного, наше учреждение уже не один год сотрудничает c коллективом ГБОУ школа № 407

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. В связи с этим нами был составлен план мероприятий по решению данных задач. Вся работа проводиться по трём основным  направлениям:

• организационная работа с детьми и родителями;

• методическая работа;

• психологическая и коррекционно - развивающая работа.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

 Мною был разработан проект   «Осень золотая» в рамках реализации программы развития «Детский сад-Школа» , отражающий преемственность детского сада и школы в рамках ФГОС ДО

Большое спасибо Логиновой А.А. учителю начальных классов и 3-Б классу за помощь в реализации проекта.

Общая характеристика проекта.

Идея проекта : совместный проект учащихся детей старшей группы детского сада, учителей, воспитателей и родителей направлен одновременно на формирование новых действий и понятий у учащихся и воспитанников детского сада в процессе активной предметно-практической деятельности с родителями.

Подготовительные занятие

1.Экскурсия «Сезонные изменения в природе. Осень»

Цель: познакомить с характерными признаками осени.

Задачи: научить воспринимать окружающий мир целостно, провести наблюдения за сезонными наблюдениями осени ( изменения окраски листьев, явление - листопада, отлет птиц, изменение температуры воздуха, одежды людей, наблюдение за насекомыми и т.п.). Воспитание культуры межличностного взаимодействия.

Виды деятельности детей : дети детского сада совместно с учащимися 3 «Б» класса наблюдали солнце, изменения цвета неба, формы облаков (с использованием трафаретов),рассматривали деревья вокруг школы, считали их, анализировали форму и окраску листьев(клен формой похож на ладонь, липовый лист похож на сердце, лист ивы похож на золотых рыбок),измеряли температуру с использованием термометра и наблюдали, как изменилась одежда людей с приходом осени.

Домашнее задание: собрать коллекцию разных листьев, засушить их вместе с родителями, для создания совместного гербария. Придумать, что можно сделать из засушенных листьев и другого природного материала, собранного на экскурсии.

Детям детского сада понравилась экскурсия со школьниками. Они захотели нарисовать то ,что они увидели. После тихого часа попросили карандаши, краски, цветные мелки и нарисовали рисунки на тему «Осень». Эти рисунки послужили основой для создания альбома «Осень»

2. Окружающий мир

Тема: «Живая и неживая природа осенью»

Развитие речи

Цель: развитие коммуникативной функции речи.

Задачи : закрепить знания полученные во время экскурсии, в практической деятельности, познакомить с осенними месяцами и разучить про эти месяцы, составить рассказ по серии картинок «Осень»,развитие мелкой и общей моторики, воспитание любви к природе.

Ход занятия:

1.Просмотр презентации «Осень»

2.Импровезированная-физкультминутка «Прогулка в парк»( проводили учащиеся 3 «Б»класса).Для создания положительного эмоционального фона были использованы музыкальные фрагменты (звукозапись П.И Чайковского «Октябрь»),запись «звуки осеннего леса».

3.Закрепление знаний, полученных во время экскурсии, через практическую деятельность (учащиеся школы вместе с воспитанниками детского сада разучивали стихи про осеннее месяцы, отгадывали загадки на тему «осень»).

4.Подведие итогов занятия (изготовление поделок из природного материала собранного на экскурсии (плоды ясеня) «Букет ромашек»)

Домашнее задание: образовательное путешествие для родителей «Осень в Екатерининском парке»

С детьми были проведены беседы на тему «Что происходит в животном мире осенью», просмотр презентаций , видеоматериалов. Чтение художественной литературы. Ребята слушали с интересом, проявляли активность во время просмотра видеоматериалов, задавали вопросы

3.Окружающий мир

Тема: «Животный мир осенью»

Задачи: Обобщить представления о характерных признаках осени и животном мире. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира животных. Учить беречь природу. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным.

Ход занятия:

1.Словесная игра «Этот удивительный лесной зверь»(воспитанники детского сада рассказали про животных волк, заяц ,еж, медведь, белка где они живут, чем питаются, как называется детеныш, а учащиеся 3 «Б» рассказали как эти животные готовятся к зиме).

2.Сценка «Мир птиц Осенью » (показывают учащиеся 3 «Б»).

3. Подведение итогов(совместное творчество поделка «Ежик осенью»).

Итоговое занятие «Праздник Урожая»

1.Проведение квест - игры по станциям:

- «Фруктовая »

- «Овощная»

- «Лесная»

     На станции «Фруктовая» дети складывали картинки фруктов из пазлов и соотносили получившиеся картинки с упаковками фруктовых соков.

Детям было очень интересно, так как пришлось подумать, из каких фруктов какие соки изготавливаются.

     На станции «Овощная» учащиеся 3 Б класс загадывали загадки про овощи. А потом импровизированно из этих овощей готовили борщ.

     На стации «Лесная» ребята собирали по картинкам семьи различных лесных животных. Повторяли материал живая природа зимой.

2. Сюрпризный момент («Приход Осени») (Осень угостила детей вкусными пирогами с яблоками и клюквой)

3. Динамическая викторина «Да или Нет».

4.Подведение итогов:

Дети рассказывали об осени, читали стихи, показывали поделки сделанные своими руками. «Осень» поблагодарила ребят за интересные стихи и наградила их своими дарами.

Педагогические наблюдения и итоги.

Главным результатом работы стало знакомство детей детского сада и школы, после проекта дети разных групп узнают друг друга на улице и вступают в контакт. Важным моментом в проекте считаем взаимодействие ребят в группе во время занятий. Они активно интересовались темой помогали друг другу ,а учитель или воспитатель тоже включался и направлял ребят. Детям удалось найти интересную и познавательную информацию об изменениях осенью.

Во время проектной деятельности улучшались отношения детей с родителями. Цели и задачи, намеченные в начале над проектом были достигнуты. Особенно хочется отметить развитие в детях социального взаимодействия и улучшение личностных контактов. Работа над общим проектом помогла нам лучше понимать друг друга. В детях проявились лучше черты- уважение к работе товарища, желание помочь. Во время презентаций проекта дети активно рассказывали о том, что узнали, двигались под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)

Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »

   Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной цело...

План реализации преемственности детского сада и школы

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования....

Отчет о проделанной работе в группе " Золотая рыбка" в рамках проекта " Осень золотая."

Участие группы " Золотая рыбка" в проекте " Осень золотая."...

Технологическая карта реализации проекта «Осень золотая» во второй младшей группе

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: ...

Фотоотчёт по реализации проекта «Осень золотая» в группе « Маленькая страна»

Фотоотчётпо реализации проекта«Осень золотая»в группе « Маленькая страна»...