Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КАЗАНЦЕВА Галина Владимировна

НОД по Ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 24 «ТЕРЕМОК» СТ. БУДЕННОВСКАЯ ПРОЛЕТАРСКИЙ РАЙОН

Конспект

образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Воспитатель:

                                                                                 Казанцева Г. В.

                                                  2019 г.

 

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое лампочки»

Цель занятия:

  • познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки.
  • закреплять знание детей об электричестве.

Образовательные задачи:

  • учить понимать связь между прошлым и будущим.
  • уточнить и расширить представления детей об источниках света.
  • показать роль человека в создании и преобразовании вещей.

Развивающие задачи:

 развивать у детей внимание, логическое мышление.

  • развивать связную речь, обогащать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

-учить взаимодействовать друг с другом

- воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

  • Словарная работа: предки, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка, светодиодная лампочка.

Оборудование:

  • демонстрационный материал: картинки с изображением факела, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка, светодиодная лампочка.
  • мольберт.
  • Проектор, экран, ноутбук с загруженной электронной презентацией.

Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы:

- игровые;

- наглядные (презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»);

свечи, керосиновая лампа, лучина.

- словесные (рассказ воспитателя)

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»; загадки по теме, свеча, керосиновая лампа, лучина.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов;
  • Загадывание загадок;

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Дети, посмотрите на меня, покажите свои красивые глазки и улыбнитесь, пожалуйста, мне, а я в ответ улыбнусь вам. А теперь улыбнитесь своему соседу.  А теперь повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Заметили, как стало теплее вокруг? Это всё от ваших улыбок!

Проблемная ситуация

Ребята, смотрите, какая красивая коробка стоит у меня на столе! Вам интересно узнать, что же там внутри? Давайте её откроем!

  -Ребята, что   это?                                                                                            -Действительно, это светильник.                                                                 А для чего нужен светильник?                                                                             -Давайте его включим в розетку, и у нас в зале станет ещё светлее! (включаю светильник)                                                                                                           -Ребята, что-то не работает наш светильник!                                               -Как вы думаете – в чём причина?                                        (Рассматриваем с детьми светильник и выясняем, что нет лампочки.)     -Куда же она делась?   (незаметно включаю слайд)                                    -Ребятки, нам пришло сообщение. Давайте его прочитаем!

Показ детям слайда № 2

«Я  Фея Тьмы и люблю, чтобы вокруг было всегда темно. Я не допущу, чтобы в вашей группе  стало светлее. Поэтому, я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы»

Ребята! Что вы на это скажите? Будем возвращать лампочку  к нам в детский сад?

Фея тьмы придумала для вас задания.  Вы должны  отгадать загадки и узнать историю   происхождения   лампочки и тогда чары рухнут и лампочка  снова  вернётся в светильник.  

  Показ детям слайда № 3

Итак, первое задание.  Слушайте загадки.

Висит груша – нельзя скушать (лампочка).

Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке
(лампочка).

Висит она без дела днём,

А ночью освещает дом (лампочка).

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется (лампочка).

Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Это электрическая лампочка. Второе задание – узнать историю происхождения лампочки.

Ребята, а как можно узнать о происхождении лампочки?  (прочитать, спросить у взрослых …)  

          Я предлагаю вам закрыть глаза,   а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Раз, два, три – вокруг посмотри!

Ребята, а что это за предметы на картинках ?

(Дети перечисляют предметы: лучина, свеча, керосиновая лампа, лампочки…).

Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет.

Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

Показ детям слайда № 4.

Дети: костёр, огонь.

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.

        Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: А почему такой огонь не очень удобен в применении?

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель:  Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже.

        А до них люди придумали факелы.

Показ детям слайда №5.

Факел  - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение. Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.

В небольших помещениях люди использовали лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Показ детям слайда № 6.

(Ответы детей)

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Демонстрация детям лучины).

        Обычно лучину делали из берёзы, её древесина лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу.

Показать  не на слайде а настоящую свечу, рассмотреть . зажечь , а детей поставить вокруг стола, но только подальше

Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Что есть у свечи внутри? Для чего нужна? Из чего сделана?

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света. Может ли свеча быть предком электрической лампочки?

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

1. Если свет погаснет вдруг,             - шаги на месте, руки на поясе

    У меня есть верный друг.                     -  руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно      - руки держим в фонариках

    Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три            - ходьба на месте, руки на поясе

    Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру:                     - присели, руки на поясе

    Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем                              - встали, руки на поясе

    Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела.                        - сели на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.

Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.

Показ детям слайда № 7

(пройти к другому столу и рассмотреть керосиновую лампу

Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной  ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: она плохо светит, в неё нужно наливать керосин, она может упасть и начнётся пожар...

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужно стекло? (ответы детей). Это ламповое стекло, и нужно оно для защиты от пожара и ветра.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, кроме того, что давала слабое освещение, была ещё и не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.

Показ детям слайда № 8.

После того, как было открыто электричество, русский  изобретатель Александр Николаевич Лодыгин придумал электрическую лампочку.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы.

Удобна ли электрическая лампочка?

(ярко и долго светит, безопасна).

Показ детям слайда № 9. 

С тех пор лампочки всё время совершенствовались.

Показ детям слайда № 10. 

Современные лампы дают много света, работают долго, а электроэнергии расходуют совсем немного. Дома у вас, наверное, у многих такие есть? Ответы детей.

Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.

Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы, в которых используется электрическая лампочка или индикатор.

Показ детям слайдов № 11-13.

(прожектор, люстра, торшер, настольная лампа, бра, холодильник, чайник, утюг, духовой шкаф, швейная машинка, мультиварка, микроволновка)

А теперь, давайте поиграем в игру «Волшебная лампочка»:

Встанем в круг. Одному из вас я даю в руки «Волшебную лампочку (картонный макет электрической лампы). Вы передаёте лампочку из рук в руки,  называете электрический прибор в котором есть лампочка или индикатор и для чего он нам нужен. (проводится игра) 

Закрепление материала:

Ребята, сегодня мы с вами узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки.

На доске находятся предметные картинки, нужно расположить их в историческом порядке. Кто справится?

Все дети подходят и  выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли  вы выполнили задание?

Молодцы,  справились с заданием.

Показ детям слайдов № 14.

Воспитатель: Ребятки, нам пришло еще сообщение от Феи Тьмы. Давайте его прочитаем!

  Ребята, я рада, что вы пополнили свои знания об истории   происхождения лампочки.    Чары я свои разрушаю и лампочку освобождаю. Пусть  она возвращается в детский сад  и в вашей группе будет всегда светло...

Вкручиваем лампочку, включаем и любуемся новым светильником.

Показ детям слайдов № 15.

Безопасность:

 Давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами (не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода).

Но лампочка, ребята,  не безопасна, она сделана из стекла, когда включена, становится очень горячей, и работает от электричества. Поэтому ни в коем случае нельзя играть с лампочкой, а вкручивать и выкручивать её  могут только взрослые.

Также нельзя без взрослых брать спички, зажигать свечи, играть с огнём.

Воспитатель: Ребята, а хотите в знак благодарности за освобождение лампочки нарисовать ей красивые лампочки? (да)

Воспитатель: Глядя на ваши яркие, желтые лампочки, я вижу, что наше путешествие удалось и всем доставило радость и приятные

впечатления.

Выводы:        

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась.

Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

О чём расскажете вечером родителям? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес.

План - конспект Нод с детьми в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес. нод должно сопровождаться с презентацией....

конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Путешествие по России"

Образовательная область «Социализация»  в соответствии с ФГОС интегрирована с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Программные задачи -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.- дать детям знания об   источниках света;-обеспечить воспроизведение п...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в подводный мир»

Цели:расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;закрепить представление о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;научить применять ранее освое...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей  «Социал...